«Внедрение кредитно-модульной технологии обучения в условиях инновационного образования Казахстана»

Надырова Н. А.
мастер п/о КГКП «Алматинский колледж сервисного обслуживания»

Система образования в Казахстане становится динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

Одним из первых в Центрально-Азиатском регионе Республика Казахстан стала членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. С 2002 года с целью международного признания национальных образовательных программ, усиления академической мобильности студентов и преподавателей, а также для повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней образования в республике внедрена кредитно-модульная технология обучения.

Министерством образования и науки Республики Казахстан была проведена определенная работа по формированию нормативно-правовой базы кредитно-модульной технологии обучения, регламентирующей основные требования по организации и ведению учебного процесса в рамках кредитно-модульной системы: «Правила кредитной системы обучения», «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии»; «Об утверждении   Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»;  «Особенности внедрения кредитно-модульной технологии обучения в организациях технического и профессионального образования» и др.

Предпосылками перехода на кредитную систему обучения являются:  необходимость повышения качества обучения и образования; ужесточение требований рынка труда; присоединение образования Казахстана к Болонскому процессу.

Кредитная технология обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.

Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс учебных заведений является:

– интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;

– обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.

– унификация объема знаний студентов;

– максимальная индивидуализация обучения;

– повышение роли самостоятельной работы.

По мнению ученых, кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов является одной из разновидностей нелинейной системы. Она позволяет более гибко относиться к процессу образования, студент может выбирать большее количество курсов для самостоятельного изучения.

Есть сугубо финансовая проблема внедрения нововведения: чтобы кредитная технология была полностью реализована в системе образования, необходимо улучшить материально-техническую базу, то есть дополнительное оснащение, оборудованием и дополнительными компьютерными классами. На сегодняшний день не каждое учебное заведение может себе это позволить.

В целом кредитная технология приемлема как вид обучения. Ведь такая система вызовет появление конкуренции — как среди преподавателей, так и студентов и в дальнейшем будет способствовать повышению успеваемости последних и улучшению качества их знаний.

Модульное обучение – это организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (законченные и самостоятельные единицы, части информации). Модуль – блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей. Понятие модуль содержит в себе, «такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы».

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей. Кредитно-модульная система организации учебного процесса предусматривает: модульную структуру образовательной программы; использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости; использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний; участие студента в формировании индивидуального учебного плана; увеличение доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ.

Целью введения кредитно-модульной системы является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребностей, имеющихся в данный момент и определяющих вектор нового интереса».

Основная задача  при  кредитно-модульной   системе обучения  – подбор новых форм и методов обучения, позволяющих не просто дать необходимые знания, а включить студента в систему непрерывного профессионального образования и самообразования.

На мой взгляд, понятие «кредитно-модульная система» наиболее точно отражает сущность новой образовательной системы, так как в основе рабочих учебных программ  в Казахстане лежит модуль как «полный, логически завершенный блок», имеющий свою цель, содержание, методы и средства обучения, результат.

В «Алматинском колледже сервисного обслуживания» в целях эксперимента по внедрению модульной системы обучения в учебно-воспитательный процесс в рамках инновационной деятельности колледжа проделана следующая работа: разработан план экспериментальной работы, издан приказ о создании рабочей группы по специальностям 0508000 «Организация питания», 0513000 «Маркетинг», преподавателями и мастерами производственного обучения посещены курсы повышения квалификации по модульно-дуальной технологии, организованные профессиональной академией «Туран», колледжем «КиТИГ»,  «Холдинг Кәсіпқор», рабочей группой проведен ряд семинаров для ИПР колледжа. Поступило предложение от директора колледжа Карагулова Е. С. о внедрении в нашем колледже кредитной системы обучения  на примере одной специальности 1225000 «Производство мяса и мясных продуктов», которая будет набираться в новом учебном году, в связи с этим издан приказ о создании рабочей группы, необходимо составить план работы и провести семинар по разъяснительной работе о кредитной системе обучения. Таким образом, наш колледж идет в ногу со временем, так как мы реализуем работу по внедрению кредитно-модульных технологий обучения на базе системы ТиПО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.