Инновационные технологии, методы и приемы на уроках русского языка и литературы


 Казангапова Асем Абылмансуровна
 преподаватель русского языка и литературы Учреждение «Семейский многопрофильный колледж»

В свете новых представлений об образовании, ориентированном на  результат, активизация учебной деятельности студентов предстает как процесс индивидуального воздействия средств активизации на формирование личности учащихся с целью дальнейшего развития их ключевых и профессиональных компетенций. Особое место в данном процессе отведено гуманитарным дисциплинам, в частности урокам литературы и русского языка, позволяющим сформировать высококвалифицированных специалистов, которые обладают не только профессиональными знаниями и навыками, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.

Современная педагогическая литература содержит описание различных инновационных педагогических технологий, форм, методов, приемов, которые по-разному организуют взаимодействие преподавателей и студентов. Среди этого многообразия очень важно найти те, что способствуют решению поставленных задач.

Для реализации задач на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие эффективные методы и приемы:

1.Нетрадиционное начало традиционного урока (целеполагание,  эпиграф урока, решение ребуса, разгадывание загадки, музыкальная заставка, использование видеофрагмента и др.). Например, в начале урока о творчестве В.Маяковского я предлагаю просмотреть фрагмент из программы «Жизнь замечательных людей» А.Гаврилова о поэте, чтобы вызвать интерес студентов к самой личности неординарного поэта.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими:

– ситуация несоответствия;
– ситуация конфликта;
– ситуация неожиданности;
– ситуация выбора;
– ситуация предположения.

3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты.

4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала, содержащего немало информации.

5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или сменного состава).

Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Микроскоп», «Срезал» ставим следующие цели: выявление идейно-тематического своеобразия произведения, особенности просторечия в языке не очень образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции героев через оценочные реплики и афоризмы.

6. Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «Крестики-нолики», «Что? Где? Когда?», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», метод проектов.

При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «SMS как новый речевой жанр», «Из истории русской письменности».

Творческие проекты «Литературные места города Семей», «Поэты и писатели нашего города» могут быть представлены в виде альбома.

Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Родовая принадлежность слова «тенге» в русском языке», «Современная жаргонная речь на страницах газет».

Эффективным диагностическим материалом является упражнение на составление синквейна по изучаемому вопросу, т.к. позволяет увидеть в целом уровень усвоения учащимися материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личное восприятие. При составлении синквейна работу можно разнообразить: выбор наиболее удачного синквейна, работая в паре из двух составить другой, улучшенный вариант. Опустив некоторые слова или строчки из синквейна, предложить дополнить. Данную работу можно варьировать, в зависимости от уровня подготовки студентов.

7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, написание письма литературному герою). При анализе повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина студентам дается задание написать письмо Дуне, в котором они невольно высказывают оценочные суждения о проблемах, поднятых автором в произведении.

8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты (ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций). Актерские роли представлены в художественных текстах, учащиеся становятся героями, персонажами. На традиционных уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются. Выбор героя, способ репродукции или импровизации – условие и результат самовыражения в учебном процессе. Дидактические игры «Верю – не верю», «Морской бой» и др. активизируют мыслительную деятельность и дают большой эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих способностей учащихся, формируют демократический стиль общения преподавателя и учащихся.

9. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического, графического) или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания, олимпиада, викторины.

Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. Главное в этом деле не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.

В педагогическом процессе личность преподавателя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования.

Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Использованная литература:

1. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. «Учитель». 2007.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. Учебное пособие для
студентов высших учеб.заведений.М.2004

3. Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод.пособие. Каро. 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *