Инновационная деятельность педагога с семьей
Филатова Алла Николаевна
воспитатель ГККП «Ясли- сад №8 акимата г. Костаная отдела образования акимата г.Костаная»
Воспитать своего ребенка – великое искусство,
так как сам процесс воспитания –
это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то, каким он станет, зависит от взрослых, которые его окружают. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы воспитателя была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение нравственно патриотического, социального и физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях.
В своей работе я использую инновационные форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Ведь семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Стремлюсь сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Сотрудничество педагога и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Для этого проводится диагностика – аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке. Ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей является посещение семьи. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать работу с детьми и родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям – они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании
А самой действенной и интересной оказалась Школа «Молодой родитель», где мамы и папы узнают новое о развитии своих детей, в непосредственной практической деятельности, под руководством воспитателя. Приглашаем различных специалистов для проведения «уроков» в Школе. Работа в «Школе «Молодой родитель» подразделяется на три направления.
1.Школа общения – обучение взаимодействию с ребенком – направлена на оказание помощи в решении детско-родительских отношений, обучению взаимодействия с детьми, умению слушать детей, разрешать конфликты через техники общения, ознакомлению правил и принципов эффективного общения. Через консультации для родителей, информационный материал.
2.Школа отцовства – направлена на изменение психологического состояния для облегчения процесса принятия роли отца, взаимодействия с ребенком, обеспечения повышения продуктивности отцовства.
– Индивидуальные беседы, консультации, интерактивные занятия для отцов, праздники для пап, мастерская «Папа и я».
3.Семейные ценности и традиции – направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, традиции, праздники, вызвать чувство гордости за своих потомков. Воспитание чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Вызвать интерес к возникновению своего города, расширять и уточнять знания о родном городе, и о своем государстве.
– Праздники, экскурсии, выставки, поделки, встречи с интересными людьми.
Анализируя свою работу, пришла к выводу, что нетрадиционные формы проведения мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Для введения родителей на «уроки» приглашается “гость группы”, для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
“Родительская почта” и “Телефон доверия” – инновационная формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Библиотека – передвижка, подбирая в папку статьи на определенную тематику. Перед тем как составить очередную консультацию проводится анкетирование, где задается вопрос ” какую информацию вы хотели бы получить от педагогов?”.
Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия является выпуск газеты для родителей. Это способ просвещения семьи, информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов. Газету можно просмотреть, можно не брать, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе дошкольной организации. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания.
Родительские собрания проводятся в форме конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается “для затравки”, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. “Забота о здоровье детей”, “Роль семьи в воспитании ребенка”. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, и членов семей.
Любая деятельность в детском саду с участием родителей способствует более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало. Посещение занятий родителями поможет понять личность педагога, которая и раскрывается глубже всего на занятиях. Так же, родители могут увидеть своего ребёнка с новой для них стороны, сравнить его подготовку с подготовкой товарищей. Ведь воспитанники на присутствие родителей реагируют большей собранностью, ответственностью.
Литература:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С.88 – 94.
2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. – № 2. – С. 5-6
3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.