Инновационная деятельность педагога с семьей


 Филатова Алла Николаевна
 воспитатель ГККП «Ясли- сад №8 акимата г. Костаная отдела образования акимата г.Костаная»

Воспитать своего ребенка – великое искусство,

так как сам процесс воспитания –

это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

 

Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то, каким он станет, зависит от взрослых, которые его окружают. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы   воспитателя  была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение  нравственно  патриотического,  социального и физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях.

В своей работе я использую инновационные  форм взаимодействия с родителями и деть­ми по предупреждению и преодолению трудностей семейного вос­питания.  Ведь семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.  Стремлюсь сделать родителей соучастниками педагогического процесса.  Сотрудничество педагога и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Для этого проводится диагностика – аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке. Ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей является посещение семьи. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать работу с детьми и родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям – они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании

А самой действенной и интересной оказалась  Школа «Молодой родитель», где мамы и папы узнают новое о  развитии своих детей, в непосредственной практической деятельности, под руководством воспитателя.  Приглашаем различных специалистов для проведения «уроков» в Школе. Работа в  «Школе «Молодой родитель» подразделяется  на три направления.

1.Школа  общения – обучение  взаимодействию с ребенком –  направлена на оказание  помощи в решении  детско-родительских  отношений,  обучению  взаимодействия с детьми,  умению  слушать   детей,  разрешать  конфликты  через  техники  общения, ознакомлению  правил и принципов  эффективного  общения. Через  консультации для родителей, информационный материал.

2.Школа отцовства – направлена на   изменение  психологического состояния для   облегчения  процесса принятия роли отца,  взаимодействия  с ребенком,  обеспечения повышения  продуктивности  отцовства.

– Индивидуальные беседы, консультации, интерактивные  занятия  для  отцов, праздники для пап, мастерская «Папа и я».

3.Семейные  ценности  и традиции – направлена на воспитание у ребенка  любви и привязанности к родному дому,  семье,  помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи,  традиции,  праздники,  вызвать чувство  гордости  за своих потомков.  Воспитание   чувства гордости, уважения  и любви к тому  месту,  в котором он  живет.  Вызвать интерес  к возникновению  своего города,  расширять и уточнять  знания о родном  городе, и о своем государстве.

– Праздники, экскурсии, выставки, поделки, встречи с интересными людьми.

Анализируя свою работу,  пришла к выводу, что нетрадиционные формы проведения  мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Для введения родителей на «уроки» приглашается “гость группы”, для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

“Родительская почта” и “Телефон доверия” – инновационная  формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Библиотека – передвижка, подбирая в папку статьи на определенную тематику. Перед тем как составить очередную консультацию проводится анкетирование, где задается вопрос ” какую информацию вы хотели бы получить от педагогов?”.

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия является выпуск газеты для родителей. Это способ просвещения семьи, информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов. Газету можно просмотреть, можно не брать, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе дошкольной организации. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания.

Родительские собрания проводятся в форме конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается “для затравки”, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. “Забота о здоровье детей”, “Роль семьи в воспитании ребенка”. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей,  и членов семей.

Любая деятельность в  детском саду с участием родителей способствует более полному  развитию ребёнка, его раскрепощению. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало. Посещение занятий родителями поможет понять  личность педагога, которая и раскрывается глубже всего на занятиях.  Так же,  родители могут увидеть своего ребёнка с новой для них стороны, сравнить его подготовку с подготовкой товарищей. Ведь воспитанники на присутствие родителей реагируют большей собранностью, ответственностью.

 

 

Литература:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С.88 – 94.
2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. – № 2. – С. 5-6
3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *