Урок русского языка в 8 классе «Обособленные несогласованные определения»

Турмухамбетова Наталья Михайловна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Хромтауская гимназия №2»

 города Хромтау Актюбинской области

Цели урока: отработать навык обособления согласованных и несогласованных определений;

научить различать условия обособления определений;

учить видеть согласованные и несогласованные определения;

воспитывать положительные черты характера у учащихся;

осуществить межпредметные связи с уроком литературы;

развивать мышление, речь учащихся, творческие способности;

повышать интерес у учащихся к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы:  беседа по вопросам, словарная работа, письменная работа, поисковый, творческий

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал

План урока:

       Элемент урока по структуре ППТ                        Вид работы      Время
1 Пропедевтическая практика Простые истины  5
2 Ориентация Шаг за шагом  5
3 Презентация В мире интересного  5
4 Практика на примерах Это вы знаете/Мы ищем  5
5 Управляемая практика Тема урока  15
6 Независимая практика в классе Выполним отлично  5
7 Домашняя самостоятельная практика       Культура речи/Это вы можете  5

                                                                               Ход урока:      

       Вид работы              Деятельность учителя Деятельность учащихся
1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

10

Простые истины

(Релаксация)

 

 

 

 

 

 

Шаг за шагом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мире интересного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это вы знаете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы ищем

(Контроль ранее изученного)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполним отлично

 

 

Культура речи

(В мире слов)

 

Это вы можете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оргмомент. Психологический настрой.

Работа с эпиграфом                                                        Глядя на мир,                                                                                            нельзя не удивляться!                                                                      Козьма Прутков

-Прочитайте  эпиграф к нашему уроку, Согласны ли вы с этим утверждением?

Что сегодня вас удивило?

Мир в его многообразии действительно достоин удивления.

Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения пунктуации. Что можно отметить?

-Что вам известно об авторе этого высказывания?                                                                                     -На уроке мы больше узнаем об авторе этого афоризма, повторим материал об обособленных членах, закрепим умения пунктуационного оформления обособленных членов предложения. Прочитайте в статью)

3. Работа с текстом о Козьме Пруткове[1].

1)Жил в 19 веке писатель, которого никогда не было.  2)Биография была, книги, написанные ярко  и образно, были, а его, ироничного и немного самовлюблённого, никогда не было. 3) Имя этого писателя- Козьма Прутков. 4) Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой  и братья Жемчужниковы. 5) Наряду со стихами и драмами, Козьме Пруткову принадлежат глубокомысленные изречения, прочно вошедшие в нашу речь.  6) Именно он утверждал, что счастье находится в руках самого человека: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

Познакомьтесь с афоризмами:

Что имеем — не храним; потерявши — плачем.                  

Единожды солгавши, кто тебе поверит? 

Никто не обнимет необъятного. 

Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни. 

Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.

Век живи — век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не   знаешь.

Комментарии учителя

Определите роль обособленных членов предложения.

Найдите предложения, в которых имеются обособленные члены предложения, уже изученные нами. А какие обособленные члены предложения мы уже изучили? Назовите принципы обособления согласованных определений. Давайте запишем их. Дадим характеристику обособленным членам.

Проверим себя.

  1. Лодка, подгоняемая волнами, неслась по реке.
  2. Восхищенные, они решили приехать еще раз в этот чудесный край.
  3. И вот над водной гладью проплыла песня, задумчивая и страстная.
  4. Смущенный своей оплошностью, мальчик пошел к отцу.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку, подчеркните обособленные определения.

Проверьте и оцените соседа.

Однокоренные слова и формы слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье— вареньем;

 варенье — сварил; повар — варит;

повар — повара.

Переходим к теме урока: «Обособление несогласованных определений»

Параграф 36, стр. 214, предлагаю прочесть дома. Над новой темой работаем по презентации.

Найдите в данных предложениях

обособленные несогласованные определения:

1. Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

2. Молодой парень Матвеев, с добрым лицом, на костылях, стал вспоминать разные случаи.

3. Чёрный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам.

4. А ночи, тёмные, тёплые, с лиловыми тучами, были спокойны.

5. Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид.

 Работа по учебнику.№421, самопроверка 423(у доски 4ученика)проверяет учитель

Проверьте (устно) и оцените.

Словарная работа стр. 215-218

(Различение употребления слов «одеть» и «надеть»)

Подведение итогов урока.

Игра «Да- нет»

1. Козьма Прутков- это литературный псевдоним.

2. Несогласованные определения сочетаются с определяемым словом с помощью согласования.

3. В предложении: «Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива» — 2 запятые.

4. Если несогласованное определение относится к личному местоимению, то оно не обособляется.

5. Несогласованные определения всегда нераспространенные.

Подводим итог урока.

Домашнее задание: параграф 36, №425

Обратить внимание на словарные слова.

 

 

 

 

 

1 ученик у доски

             Глядя на мир, нельзя не удивляться! (повествовательное, восклицательное, простое, односоставное безличное, распространённое , осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом).

 

 

 

 

 

Читают текст, анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют афоризмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор использует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной, яркой, эмоциональной.

Обособленные согласованные определения. Называют принципы обособления согласованных определений

Выписывают 2, 5 предложения, дают характеристику обособленным определениям.

 

Выполняют задания, проверяют взаимопроверкой по монитору, оценивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают, какие определения называются несогласованными, и узнают, когда они обособляются.

 

Читают предложения и находят обособленные несогласованные определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ученика работает у доски и выполняют индивидуальное задание №423

 

Читают и запоминают, придумывают предложения.

 

Отвечают на вопросы (да-нет).

Проверяем по монитору.

Оценивают работу.

1-да

2-нет

3-да

4-нет

5-нет

Выводят оценку за урок по трем оценкам.

 

 

 

Рабочие материалы для урока русского языка  в 8 классе по теме

«Обособление несогласованных определений»

1.Работа с эпиграфом                                          Глядя на мир,  нельзя не удивляться                                                                                   

Козьма Прутков

  1. Работа с текстом о Козьме Пруткове[2].

1)Жил в 19 веке писатель, которого никогда не было.  2)Биография была, книги, написанные ярко  и образно, были, а его, ироничного и немного самовлюблённого, никогда не было. 3) Имя этого писателя- Козьма Прутков. 4) Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой  и братья Жемчужниковы. 5) Наряду со стихами и драмами, Козьме Пруткову принадлежат глубокомысленные изречения, прочно вошедшие в нашу речь.  6) Именно он утверждал, что счастье находится в руках самого человека: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

  1. 3. Афоризмы

Что имеем — не храним; потерявши — плачем.                 

Единожды солгавши, кто тебе поверит? 

Никто не обнимет необъятного. 

Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни. 

Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.

Век живи — век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не   знаешь.

  1. Проверим себя.
  1. Лодка подгоняемая волнами неслась по реке.
  2. Восхищенные они решили приехать еще раз в этот чудесный край.
  3. И вот над водной гладью проплыла песня задумчивая и страстная.
  4. Смущенный своей оплошностью мальчик пошел к отцу.
  1. Найдите в данных предложениях обособленные несогласованные определения:
  2. Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
  3. Молодой парень Матвеев, с добрым лицом, на костылях, стал вспоминать разные случаи.
  4. Чёрный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам.
  5. А ночи, тёмные, тёплые, с лиловыми тучами, были спокойны.
  6. Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид.

6 Игра «Да- нет»

  1. Козьма Прутков- это литературный псевдоним.
  2. Несогласованные определения сочетаются с определяемым словом с помощью согласования.
  3. В предложении: «Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива»- 2 запятые.
  4. Если несогласованное определение относится к личному местоимению, то оно не обособляется.
  5. Несогласованные определения всегда нераспространенные.

 

Самоанализ урока русского языка в 8 классе  

по теме «Обособленные несогласованные  определения»

учителя русского языка  и литературы Турмухамбетовой Н.М.

Цели и задачи:

отработать навык определения согласованных и несогласованных определений;

научить различать условия обособления определений;

практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть согласованные  и  несогласованные определения;

осуществить межпредметные связи с уроком литературы;

воспитывать положительные черты характера у учащихся;

развивать мышление, речь учащихся, творческие способности;

повышать интерес у учащихся к предмету.

Содержание соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало изучению нового материала, пунктуационной грамотности;  развитию аналитического мышления, изучению русского языка, русской литературы; прослеживалась межпредметная связь с литературой.

Тип урока: комбинированный

В соответствии с поставленными задачами и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

  1. Организационный момент
  2. Работа с эпиграфом. /Синтаксический разбор предложения
  3. Работа с текстом о Козьме Пруткове..

Анализ  предложений с обособленными согласованными определениями, определение  особенностей структуры и видов  обособления.

Вывод учащимися сделан о необходимости  обособленных членов в речи, обособления их  запятыми на письме.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Физкультурная пауза
  3. Изучение нового материала. Работа над схемой. /ИКТ /
  4. Самостоятельная работа Упр. .№421, самопроверка, 423(у доски 4ученика)проверяет учитель
  5. Работа по культуре речи.
  6. Обобщение по теме урока в форме игры « Да- нет»                                                         
  7. Д/З  П.36, упр.425  /после звонка/ По причине несвоевременного начала урока.

  Итог урока. Выставление оценок учениками, для последующего контроля учителя.                                                                                                          

Принципы обучения реализованы:

-научности содержания учебного материала;

-принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала

— принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся, соответствующих уровню их учебных возможностей, причём они сами оценивают свои возможности;

-принцип прочности  — связь материала с ранее изученным обеспечивает прочность знаний.

Методы обучения:

Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

-словесные, наглядные, практические.

по уровню самостоятельности учащихся:репродуктивные

по аспекту мышления: продуктивные

по логическому аспекту: дедуктивные.

Общие результаты урока: план урока выполнен, задачи реализованы; учащиеся научились определять и выделять обособленные несогласованные определения на письме и в речи. Д/з  подобрано среднее по уровню сложности, так как материал будет еще отрабатываться на последующих уроках.

Все этапы урока выдержаны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.