ыступление на семинаре «Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе обучения»


Четверова Ирина Витальевна
Учитель начальных классов
 КГУ «Средняя школа №21» КГУ «Отдел образования акимата город Петропавловск»

(Слайд 1) Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Поэтому очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный этап обучения, так как творческие способности легче развиваются у детей младшего школьного возраста.

Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребёнке желание изучить мир, научить его способам деятельности и движению к вершинам познания.

«Нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыть свой творческий потенциал».

(Слайд 2 ) «Только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности»

Проблема развития способностей не нова, но до сих пор актуальна.

Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек  начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти место в жизни.

(Слайд 3) Что же такое «творчество, творческий»?

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.

Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.

Существует мнение, что любовь можно воспитать только любовью, доброту – добротой, совесть – совестью и так далее. Значит, творчество можно развивать только творчеством.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

Современной школе нужен творческий учитель.

Наше время – время контрастов.  С одной стороны, жизнь –  шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления – это все подавляет стремление к творчеству.

С другой стороны наше время перемен.  Оно задает высокую планку успешному человеку, это и способность быстро анализировать ситуацию,

находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

К решению проблем БОЛЬШИХ И МАЛЫХ, СЕРЬЕЗНЫХ И НЕ ОЧЕНЬ необходимо подходить с разных точек зрения – творчески. И именно этому учатся дети у своих первых наставников.

 

 

(Слайд 4) Школьное пространство – это большой простор для творчества. Научить ученика: В одном мгновенье – видеть вечность,   

 Огромный мир в зерне песка.

 И в каждом миге – бесконечность,

 И небо в чашечке цветка.

Сегодня мы говорим о том, что учитель должен обладать богатым творческим потенциалом. Конечно, творческий подход учителя – это залог успеха ученика.

ЧТО ЖЕ  ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО?

(Слайд 5)  «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью».

Слово такое знакомое и такое новое.

В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что- то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

(Слайд 6)

Сухомлинский писал:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. А от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

(Слайд 7)  Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

(Слайд 8) Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-нибудь большего.

(Слайд 9) Для самореализации учащихся используются  нестандартные уроки.

Нестандартный урок – всегда праздник, праздник души, интеллекта. Нестандартные уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей детей, позволяют повышать их познавательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности.

Именно на таких уроках удается создать  атмосферу сотрудничества,

создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить более двадцати типов нестандартных уроков.

В начальной школе активно используются:

(Слайд 10 ) Интегрированный урок

(Слайд  11) Урок-игра

(Слайд 12 ) Урок-праздник

(Слайд 13 ) Театрализованные уроки

(Слайд  14)  Урок-путешествие

(Слайд 15 ) Урок интервью

(Слайд 16 ) Уроки с групповыми формами работы

(Слайд  17) Сотрудничество в парах

(Слайд  18) Урок-мудрости

(Слайд  19) Урок-откровения

Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания.

Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки  могут быстро стать традиционными, что в конечном, приводит к падению у учащихся интереса к предмету.

(Слайд 20)  В частности, что наиболее полно позволяет раскрыть творческий потенциал, так это метод проектов.

(Слайд 21) «МЕТОД ПРОЕКТОВ, как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей, он предполагает совокупность исследовательских, проблемных и поисковых методов, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты, (Слайд 22)  т.е. деятельность, творческая по самой своей сути».

(Слайд 23 ) Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности,

(Слайд 24) занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям,

на уроках труда школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.

(Слайды25– 31)  Работа с природным материалом давно используется в педагогической практике.

Работа с природным материалом помогает в формировании творческой активности через непосредственный контакт с объектами природы.

Маленький ребёнок не всегда сам способен увидеть красоту в обыкновенной ромашке или еловой шишке, поэтому, на занятиях с любым объектом, взятым у природы, учитель помогает ребёнку научиться не только любоваться им, но и видеть в обычном необычное. Именно так начинает проявляться в детях творчество, которое в самом общем виде есть изменение привычного взгляда на известные предметы и явления.

Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов.

Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом.

(Слайд 32)

«Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз.

Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни.

Надо почувствовать, что все есть чудо.

Не чудесного в мире нет».

(Слайды 33 – 37)  Учебная деятельность продолжается и во время экскурсий.

(Слайд 38) Самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков способствует участие в художественной самодеятельности.

(Слайды 39-40)  Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков.

(Слайд 41 – 42) Спорт – это тоже творчество.

(Слайд 43) «Весёлые старты» –  воспитание  ловкости и выносливости, стремление вести здоровый образ жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом.

(Слайд  44) «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

(Слайд  45 )  Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается не книга, не картина, не симфония, а новый человек.

И задача родителей состоит в том, чтобы

научить его быть человеком в полном смысле этого слова –

научить его творить свою жизнь и самого себя,

научить его быть счастливым и дарить счастье окружающим.

(Слайд  46)

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества.

Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

(Слайд   47) Быть учителем трудно, но – возможно.

Главное, учителям надо учиться быть счастливыми.

Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика.

У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Хочется почаще вспоминать замечательные слова главного героя из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны!

Умное лицо — это ещё не признак ума, господа.

Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

Что можно к ним добавить?

(Слайд  48)   Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.

Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку!

(Слайд  49) Спасибо за внимание. Желаю успехов в работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *