Выступление на семинаре «Одаренные дети»

Северо-Казахстанская область

Есильский район с.Корнеевка

мини-центр при КГУ «Корнеевская гимназия»

педагог-психолог Беккер Светлана Константиновна

Понимание термина «одаренный»  поменяло свой смысл в ХХ столетии. Изночально это понятие приравнивалось только ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Потом оно стало применимо к детям, видя их интеллектуальное развитие, отличные успехи в обучении.К одаренным детям относился небольшой процент детей ,у которых были наивысшие результаты по тестированию интеллекта.. Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Таким образом, мы допускаем возможность существования особой группы детей, по определению качественно отличающихся от сверстников.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одаренные дети по по оценке ученых ЮНЕСКО входят в группу риска. В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых новых.

«Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, детей , которые по оценке опытных специалистов, по своим способностям демонстрируют высокие достижения». И так определение одаренности дается через достижения.

Сферы достижения

  • интеллектуальной;
  • академических способностей;
  • творческого или продуктивного мышления;
  • общения и лидерства;
  • художественной деятельности;
  • психомоторной (двигательной).

«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одаренность определяется здесь определенными достижениями, которые либо уже продемонстрированы, либо будут проявляться в будущем

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей. Одаренность детей может быть установлена  только в процессе обучения и воспитания. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. В ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей.Основная трудность выявления одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. Ранние проявления одаренности еще не предполагают в будущем его возможностям : и трудно предвидеть ход дальнейшего проявления одаренности.

Одаренные дети, проявляют выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике принято именовать одаренными:

  • дети с высоким» «IQ»;
  • дети, достигшие выдающихся успехов в каком либо виде деятельности;
  • дети с высокой креативностью.

Другой специалист, М.А. Холодная, утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей:

  • «сообразительные»;
  • «блестящие ученики»;
  • «креативы»;
  • «компетентные»;
  • «талантливые»;
  • «мудрые».

Хорошо учиться, способен не каждый, и для того, чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого.

Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Одаренные дети выделяются из среды своих сверстников, прежде всего высоким уровнем активности, любознательностью, повышенной сообразительностью. По мнению многих ученых, к ним требуется особый подход.

Дети, имея высокий уровень интеллектуального развития, при поступлении в школу испытывают большие трудности не только в социальной адаптации, общении, но и в обучении. Это появление «иных», «нестандартных» детей, имеющих высокие способности или уникальные возможности и уклоняющихся от традиционных форм обучения и воспитания таких, как, например «дети индиго».

В других семьях одаренность ребенка принимается как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностью и охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. На основе всяческих похвал взрослых ,ребенку не просто  найти общий язык со сверстниками, в дальнейшем это может обернуться для него огорчениями, для растущего ребенка.

Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям им порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Или  старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Но ребенок с расцветом интеллекта встречает трудности и непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже неинтересно. Большинству педагогов просто некогда заниматься одаренными детьми, а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: учитель  поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять  ему специальное внимание. Но потом такие намерения забываются – нет для этого у учителя ни времени, ни сил, к тому же в ученике незаурядном,  с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит, прежде всего, лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос – для него желанная умственная игра, состязание. Но, через какое-то время это надоедает учителю и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребёнок становится лишним в школе, а она ему – ненужной. В результате уже в первые же школьные годы и, тем более, в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была под стать их умственным силам.Правда, немалая часть одаренных детей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют родители и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. Одаренным детям достается больше, чем другим. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития.

Таким образом, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает своих одаренных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается. Очень часто источником своих проблем являются сами одарённые дети. Учителя одарённых детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать в предмет насмешек.

Одним из способов решение этих проблем может быть обогащение и ускорение. В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступление ребёнка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одарённый ребёнок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, не обходимого его менее развитым сверстникам. С другой стороны, однако, большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда оказывается слишком трудными для рано развившегося ребёнка.

Другой метод поддержки обучения одаренных детей – обогащение – чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках, секциях, школах специальных дисциплин. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.