Методическая разработка урока «Устройство ацетиленовых генераторов, принцип работы и правила их обслуживания»
Белоног Сергей Иванович
Преподаватель специальных дисциплин
КГУ «Агротехнический колледж с. Саумалколь Айыртауского района» Северо-Казахстанская область
Технологическая карта урока
Тема программы: «Оборудование и аппаратура для газовой сварки»
Урок № 30
Тема: «Устройство ацетиленовых генераторов, принцип работы и
правила обслуживания»
Цель урока: сформировать представление об устройстве ацетиленового
генератора, изучить принцип работы и правила обслуживания
ацетиленовых генераторов
Тип урока комбинированный
Планируемый результат
Задачи урока:
образовательные – закрепить знания о назначении и
классификации ацетиленовых генераторов, изучить их
устройство, принцип работы и правила обслуживания;
способствовать созданию у обучающихся положительной
мотивации для дальнейшего обучения;
развивающие – способствовать развитию мышления, памяти,
познавательной активности, коммуникативных навыков;
способствовать формированию интереса и положительной
мотивации к изучаемому предмету; развивать умения
самостоятельно анализировать задание и организовывать
трудовую деятельность;
воспитательные – содействовать формированию у
обучающихся умения совместной работе в группе при
рациональном разделении труда, умения внимательно слушать
преподавателя;
Основные понятия:
ацетиленовый генератор, газообразователь, вытеснитель,
промыватель, предохранительный затвор, вентиль, сливная
пробка, переливная трубка
Материально-техническое оснащение урока:
компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент учебного видеофильма
программа Power Point
Методическое оснащение урока:
мультимедийная презентация, использование электронных ресурсов,
методическая разработка урока, дидактический материал к нему, плакаты
«Ацетиленовый генератор», фрагмент учебного видеоролика
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Ход урока
1-й этап: организационный момент
Приветствие гостей и студентов, проверка готовности к уроку,
отсутствующих, психологический настрой к выполнению предстоящей работы.
Преподаватель: Добрый день уважаемые гости, преподаватели, студенты.
Рада приветствовать вас на уроке. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям
хорошего настроения и поприветствуем всех улыбкой. Желаю вам удачи и
прекрасных результатов!
2-й этап: мотивационный
Преподаватель: Тема, которую мы сегодня продолжим изучать, относится
к основным темам этого раздела, которые рассматривают оборудование газовой сварки. Это занятие имеет большое значение в вашей будущей профессиональной деятельности. Урок содержит большое количество профессиональных терминов, связанных с оборудованием рабочего места сварщика, изучив которые мы достигнем поставленных на уроке целей.
Тема урока звучит так: «Устройство ацетиленовых генераторов, принцип работы и правила обслуживания». На экране слайд №1.
3-й этап: целеполагание
Преподаватель: Для реализации цели урока мы будем использовать в
своей деятельности информационно-коммуникационные технологии. При помощи ИКТ мы сможем сформировать представление об устройстве ацетиленового генератора, изучить принцип работы и правила обслуживания ацетиленовых генераторов.
4-й этап: актуализация знаний
Для того чтобы изучить новую тему предлагаю актуализировать ранее
изученные знания на уроках химии, физики, а также дополнительных источниках и Интернете и ответить на вопросы.
1. Дайте характеристику ацетилена. (на доске слайд №2 с формулой ацетилена)
Ацетилен – бесцветный газ, имеющий специфический запах, легче воздуха.
Способен накапливаться в высших точках слабо проветриваемых помещений, где возможно образование ацетилено-воздушной смеси.
2. Какие свойства ацетилена необходимо знать для безопасного с ним
обращения?
Ацетилен легко вступает в реакцию с солями серебра, меди и ртути. Обладает способностью самовоспламеняться в чистом виде и в смеси с воздухом при сравнительно низких температурах. Температура самовоспламенения 335 градусов.
3. Как ведет себя ацетилен в больших объемах?
В больших объемах ацетилен взрывоопасен при повышении давления до 0,2 МПа.
4. Как ведет себя ацетилен в смеси с кислородом?
Ацетилен образует с кислородом, содержащимся в воздухе, взрывоопасные смеси при нормальном атмосферном давлении.
5. Как получают ацетилен?
Ацетилен получают при взаимодействии карбида кальция с водой.
6. Что представляет собой карбид кальция?
Карбид кальция – твердое вещество темно-серого цвета с резким запахом, активно поглощающее воду. Слайд №3
При взаимодействии карбида кальция и ацетилена получается газ – ацетилен. При сгорании ацетилена получается яркое пламя, которое используют для выполнения сварочных работ. Давайте посмотрим, как это происходит.
Видеофрагмент.
Преподаватель: Ребята, мы с вами вспомнили свойства ацетилена и
карбида кальция. Это основа тех знаний, которые вам понадобятся при изучении устройства, принципа работы и эксплуатации ацетиленовых генераторов.
Сейчас мы продолжим изучение данной темы и ответим ещѐ на ряд вопросов.
Способы взаимодействия карбида кальция с водой в ацетиленовых генераторах могут быт следующие:
КВ – «карбид в воду»; ВК – «вода на карбид»; ВВ – «вытеснение воды».
Каким же образом происходит взаимодействие карбида кальция с водой и каковы преимущества таких систем? Посмотрим и послушаем: (презентация с использованием аудиозаписи)
По способу взаимодействия карбида кальция с водой ацетиленовые генераторы классифицируются следующим образом:
Слайд №7. «карбид в воду» (обозначается КВ) – дозируется карбид кальция, а вода находится в постоянном количестве;
Схема работы генератора по принципу «карбид в воду» показана на рисунке. Карбид (поз.1) периодически, отдельными порциями подаётся из бункера (поз.2) через питатель (поз.3) в газообразующую камеру (поз.4), в которой находится вода. Подача карбида регулируется автоматически и зависит от давления внутри бункера с водой. Когда давление падает ниже определенного значения, происходит подача очередной порции карбида кальция. В газообразующей камере, при взаимодействии с водой, происходит образование ацетилена, который через отборник (поз.7) подаётся в ацетиленовый шланг. В бункере, через решетку (поз.5) просеивается гашеный карбид кальция и через выпускной клапан (поз.6) удаляется из бункера.
К преимуществам данных генераторов можно отнести удобство в обслуживании, хорошее охлаждение и полное разложение карбида кальция. При таком принципе работы достигается наибольший выход ацетилена (до 95%).
К недостаткам относятся повышенный расход воды и большие размеры генератора. Аппараты с таким принципом действия используются для установок большой производительности, преимущественно для стационарных газосварочных постов.
Слайд №8, «вода на карбид» (ВК) – дозируется вода, а карбид загружается весь полностью;
Схема работы “вода на карбид” по принципу мокрого процесса
изображена на рисунке. В загрузочное устройство (поз.2) загружают карбид (поз.1). Далее, через реторту (поз.3), периодически, порциями подается вода. Подача воды регулируется автоматически, в зависимости от давления газа.
При падении давления ниже определенного уровня, начинает подаваться вода. Далее, газ выходит в газосборную камеру (поз.4) и через отборник (поз.5) подается в рукав для газовой сварки. Достоинствами ацетиленовых генераторов с таким принципом работы являются простота конструкции и надежность аппарата. К недостаткам можно отнести неполное разложение карбида кальция, возможный перегрев ацетилена из-за малого объема загрузочного устройства и, соответственно, малого объема воды. А также невозможность применения такого принципа в больших генераторах.
Производительность аппаратов с таким принципом действия не превышает
10м3/ч.
Слайд №9 «вытеснение воды» (ВВ) – в этих генераторах контакт карбида кальция с водой
происходит периодически, с определенными перерывами. Подвижным
веществом обычно является вода. Принцип действия генератора в следующем: В газосборной камере (поз.3) находится барабан с карбидом
(поз.1). Через систему подачи жидкости (поз.2) подается вода и через лючки корзины взаимодействует с карбидом кальция. Количество карбида и объем вырабатываемого ацетилена регулируются автоматически, в зависимости от давления ацетилена. При избыточном давлении вода вытесняется в воздушные подушки вытеснителя и процесс выработки ацетилена замедляется. При падении давления ацетилена вода перетекает из вытеснителя в газообразователь и смачивает находящуюся там корзину с карбидом, стимулируя процесс образования ацетилена. К преимуществам данного способа можно отнести надёжную работу и плавную регуляцию газообразования. К недостаткам – возможный перегрев ацетилена и невозможность обслуживания больших установок с большим объёмом
загружаемого карбида. Поэтому, такая система применяется только для
подвижных ацетиленовых генераторов, производительность которых меньше, чем у стационарных.
5-й этап: объяснение нового материала
Что такое ацетиленовый генератор? Слайд №4
Ацетиленовый генератор ((ГОСТ 5190—78) – аппарат, предназначенный для
получения ацетилена путем разложения карбида кальция водой.
Как классифицируются ацетиленовые генераторы? Слайд №5
Ацетиленовые генераторы классифицируют:
по давлению получаемого ацетилена;
по производительности;
по способу применения;
по способу взаимодействия карбида кальция с водой.
Какие бывают ацетиленовые генераторы по давлению получаемого
ацетилена?
Генераторы разделяются на генераторы низкого (до 20 кПа) и генераторы
среднего давления (от 20 до 150 кПа).
Как разделяются ацетиленовые генераторы по производительности?
По производительности ацетиленовые генераторы подразделяются на десять
разновидностей: 1,25; 3; 5; 10; 20; 40; 80; 160; 320; 640 м /ч.
По способу применения генераторы разделяют на стационарные и
передвижные. Объясните, пожалуйста, какие генераторы называют
стационарными, а какие передвижными?
Стационарные – это генераторы, работающие на одном месте, а передвижные – которые можно использовать на передвижных рабочих местах, т.е. переносить с места на место.
Надо заметить, что стационарные генераторы могут иметь производительность ацетилена от 5 до 640 м3/ч, а передвижные – от 1,25 до
3 м3/ч.
Какие способы взаимодействия карбида кальция с водой применяют в ацетиленовых генераторах? Слайд №6
Устройство ацетиленового генератора.
Слайд №10. Все ацетиленовые генераторы, независимо от их системы, имеют следующие основные части:
• газообразователь, где происходит разложение карбида кальция, его сбор и
хранение;
• вытеснитель;
• промыватель, где ацетилен очищается от примесей
• предохранительный затвор, который предотвращает взрыв при обратных ударах пламени;
• автоматическую регулировку вырабатываемого ацетилена в зависимости от его потребления.
Слайд №11.
Генератор, который мы рассмотрим сегодня, работает по системе «ВВ», т.е.
вытеснение воды. Ацетиленовый генератор АСП-1,25 – это переносной
однопостовой генератор среднего давления и прерывистого действия, у которого процесс газообразования регулируется продолжительностью контакта карбида кальция с водой, производительность – 1,25 м3
/ч, наибольшее допустимое давление ацетилена 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) (показывает устройство генератора на слайде презентации и на макете, предлагает учащимся вклеить в тетрадь раздаточный материал с изображением генератора АСП-1,25).
Все ацетиленовые генераторы, независимо от их системы, имеют следующие основные части:
• газообразователь, где происходит разложение карбида кальция, его сбор и
хранение;
• вытеснитель;
• промыватель, где ацетилен очищается от примесей
• предохранительный затвор, который предотвращает взрыв при обратных ударах пламени;
• автоматическую регулировку вырабатываемого ацетилена в зависимости от его потребления.
1 – горловина;
2 – газообразователь;
3 – вытеснитель;
4 – промыватель;
5 – предохранительный затвор;
6 – крышка;
7 – предохранительный клапан;
8 – сливные пробки;
9 – переливной патрубок;
10 – трубка;
11 – манометр;
12 – корзина;
13 – траверса;
14 – винт.
Данный генератор представляет собой вертикальный цилиндрический сосуд,
состоящий из корпуса, крышки 6 с мембраной, корзины для карбида кальция 12, предохранительного клапана 7, предохранительного затвора 5.
Принцип работы ацетиленового генератора.
Вода в газообразователь заливается через горловину 1. При достижении уровня переливной трубки 10 вода поступает из газообразователя в промыватель. Заполнение промывателя происходит до уровня контрольной пробки 8. Карбид загружают в корзину 12, закрепляют поддон, устанавливают и прижимают крышку 6 с мембраной усилием, создаваемым винтом 1. Образующийся в газообразователе ацетилен по трубке 10 поступает в промыватель, проходит через слой воды, охлаждается и промывается. Из промывателя ацетилен проходит через вентиль 12 по шлангу и поступает через предохранительный затвор 13 на потребление.
Теперь рассмотрим, как же происходит регулирование процесса разложения
карбида кальция водой. По мере выделения ацетилена давление в газообразователе возрастает, вода переливается в вытеснитель. Уровень воды в газообразователе понижается и корзина с карбидом оказывается выше уровня воды, реакция разложения карбида прекратится. При понижении давления в газообразователе вода из вытеснителя поднимается вверх и вновь происходит замочка карбида кальция водой. Предохранительный клапан 7 служит для сброса избыточного давления ацетилена. В месте присоединения клапана к корпусу установлена сетка для задержания частиц карбида кальция, окалины и других загрязнений. Давление ацетилена в газообразователе контролируется манометром 11. Для защиты генератора от проникновения в него взрывной волны ацетилено-кислородного пламени (обратного удара), а также от проникновения воздуха и кислорода со стороны потребления, применяется предохранительный затвор ЗСН- 1,25 мембранного типа 5.
Устройство и принцип действия генератора ацетиленового передвижного среднего давления БАКС-1
Генератор ацетиленовый передвижной среднего давления БАКС-1 предназначен для получения газообразного ацетилена из карбида кальция и воды. Применяется для питания ацетиленом аппаратуры газопламенной обработки металлов – сварки, пайки, резки и напыления.
По способу взаимодействия карбида кальция с водой генератор относится к типу К (контактный) с вариантом ВВ (вытеснения воды). Генератор БАКС-1 устойчиво работает при температуре окружающего воздуха от минус 30°С до плюс 40°С. Номинальная производительность генератора ацетиленового БАКС-1 1,5 м³ в час. Для обеспечения надежности генератор оборудован затвором предохранительным, который обеспечивает гашение пламени обратного удара и препятствует попаданию в генератор кислорода из аппаратуры ГОМ. Для работы с генератором применяются: резаки Р1-01, Р2-01, РВ1-01, горелки Г2-06, Г3-06.
Генератор состоит из скомпонованных в едином корпусе вытеснительной камеры, ресивера-промывателя, колокола (загрузочного устройства) и снабженного пусковым вентилем . В колоколе устанавливается решетчатое донышко, исключающее высыпание карбида, но обеспечивающее удаление продуктов реакции карбида кальция с водой (шлама).
Газовый объем вытеснительной камеры соединен с промывателем, трубкой, оснащенной съемным патрубком. При этом верхний торец трубки установлен на уровне заливки воды в корпус генератора. На корпусе генератора размещены: предохранительный клапан, манометр и предохранительный затвор, через который производится отбор ацетилена на потребление, и сливные пробки.
Принцип работы генератора заключается в следующем. При погружении загрузочного устройства в реактор вода газовой подушкой в колоколе загрузочного устройства оттесняется в полость, образующуюся между стенками вытеснительной камеры и колокола. Для пуска генератора в работу с помощью пускового вентиля соединяют газовый объем этой полости с газовым объемом загрузочного устройства. При этом уровень воды выравнивается, и она входит в контакт с карбидом кальция. Начинается выработка ацетилена, и давление в генераторе растет. После закрытия пускового вентиля объемы разделяются, и повышающееся давление оттесняет воду в полость вытеснительной камеры, прекращая реакцию.
При отборе газа из генератора давление в вытеснительной камере снижается, и вода из полости вытесняется в загрузочное устройство, где она вновь входит в контакт с карбидом кальция. Таким образом, регулируется выработка ацетилена в зависимости от потребления. По мере выработки карбида продукты реакции собираются на днище вытеснительной камеры, а выделяющийся из них остаточный ацетилен, благодаря наличию перегородки, возвращается в колокол, что обеспечивает плавный рост давления в генераторе к концу цикла. В случае если давление в генераторе превысит допустимое (это возможно при остановке отбора), срабатывает предохранительный клапан и сбрасывает излишки газа в атмосферу. Ресивер, благодаря большому объему, обеспечивает равномерную работу генератора и одновременно охлаждает ацетилен, который, поступая через отборную трубу, проходит через слой воды, освобождаясь от частиц ила. Затвор обеспечивает гашение пламени в случае возникновения обратного удара и препятствует попаданию в генератор кислорода со стороны потребления. Для полного исключения перетока кислорода в генератор и в соединительный рукав на входном штуцере горелки, резака рекомендуется установка защитных предохранительных устройств.
Слайд №12
При подготовке генератора к работе необходимо:
• установить его в вертикальное положение, снять крышку и поддон.
• осмотреть генератор и убедиться в том, что в корпусе нет посторонних
предметов, что он промыт и очищен от ила;
• проверить крепление предохранительного затвора, клапана, вентиля и
манометра;
• залить воду в генератор до уровня контрольной пробки, после чего закрыть ее (при минусовой температуре запрещается заливать воду со снегом и льдом);
• загрузить карбид кальция грануляции 25/80 мм в сухую и очищенную от извести корзину и закрепить поддон;
• опустить корзину с карбидом кальция в горловину и быстро уплотнить крышку с помощью рычага и винта.
• плавно открыть вентиль, оттянуть рычажок предохранительного клапана для предупреждения прилипания мембраны, а затем отпустить его;
• продуть ацетиленом шланги в течение 1 мин.
Слайд №13
В процессе работы необходимо следить за давлением газа в генераторе по
манометру. В случае превышения давления сверх 0,15 МПа необходимо
выпустить газ через предохранительный клапан, принудительно открыв его
нажатием на рычажок, доработать загрузку и устранить причину повышения
давления.
После полного разложения карбида кальция, если надо продолжить работу,
генератор перезаряжают, для чего, необходимо:
• выпустить ацетилен и вынуть корзину, промыть ее водой и высушить без
применения открытого огня;
• слить полностью ил и промывную воду через штуцера, промыть корпус
генератора от ила;
• подготовить генератор и запустить его.
Слайд №14
Закончив работу, необходимо промыть корзину, газообразователь и
промыватель от ила.
Профилактические осмотры генераторов проводят каждые три месяца.
Разбирать, очищать и ремонтировать генератор можно только под открытым
небом. Ежегодный осмотр генераторов производит администрация предприятия, о чем составляется соответствующий документ.
На каждый ацетиленовый генератор должен быть составлен паспорт и инструкция по эксплуатации. Инструкция утверждается главным инженером предприятия.
Переносные ацетиленовые генераторы используют преимущественно на
открытом воздухе. Не допускается установка переносных ацетиленовых
генераторов в наклонном положении и на одной тележке с кислородным
баллоном.
Помещение, в котором был установлен действующий переносной генератор, по окончании работы должно быть тщательно проветрено.
Каждый тип генератора имеет свои недостатки и преимущества, поэтому все типы генераторов находят равноценное применение. Однако можно применять любой генератор, находящийся в исправном состоянии. А сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.
6-й этап: систематизация, закрепление, обобщение знаний
Предлагаю обучающимся ответить на ряд вопросов. Закрепление проходит
с использованием тестовых вопросов (приложение №1) и интерактивной доски
Обучающиеся дают ответы на вопросы, обсуждение которых, проходит совместно с преподавателем.
Вопрос №1.
Перечислите основные части ацетиленовых генераторов.
Ответ: горловина, газообразователь, вытеснитель, промыватель,
предохранительный затвор.
Вопрос №2.
Для чего предназначен газообразователь в ацетиленовом генераторе?
Ответ: для выработки ацетилена из карбида кальция и воды.
Вопрос №3.
Для чего предназначен предохранительный клапан в ацетиленовом
генераторе?
Ответ: для выпуска избытка газа при возрастании давления выше предела,
установленного для данного генератора.
Вопрос №4.
Можно ли эксплуатировать ацетиленовый генератор без
предохранительного затвора? Почему?
Ответ: Эксплуатировать ацетиленовый генератор без предохранительного
затвора запрещается, т.к. это устройство, которое защищает ацетиленовый
генератор от попадания в них взрывной волны при обратных ударах пламени из сварочной горелки.
Вопрос №5.
Как часто проводят профилактические осмотры генераторов?
Ответ: Профилактические осмотры генераторов проводят каждые три
месяца.
6. Что такое ацетиленовый генератор? Слайд №4
Ацетиленовый генератор ((ГОСТ 5190—78) – аппарат, предназначенный для
получения ацетилена путем разложения карбида кальция водой.
7. Как классифицируются ацетиленовые генераторы? Слайд №5
Ацетиленовые генераторы классифицируют:
по давлению получаемого ацетилена;
по производительности;
по способу применения;
по способу взаимодействия карбида кальция с водой.
8. Какие бывают ацетиленовые генераторы по давлению получаемого
ацетилена?
Генераторы разделяются на генераторы низкого (до 20 кПа) и генераторы
среднего давления (от 20 до 150 кПа).
9. Как разделяются ацетиленовые генераторы по производительности?
По производительности ацетиленовые генераторы подразделяются на десять
разновидностей: 1,25; 3; 5; 10; 20; 40; 80; 160; 320; 640 м /ч.
10. По способу применения генераторы разделяют на стационарные и
передвижные. Объясните, пожалуйста, какие генераторы называют
стационарными, а какие передвижными?
Стационарные – это генераторы, работающие на одном месте, а передвижные – которые можно использовать на передвижных рабочих местах, т.е. переносить с места на место.
Надо заметить, что стационарные генераторы могут иметь производительность ацетилена от 5 до 640 м3/ч, а передвижные – от 1,25 до
3 м3/ч.
11. Какие способы взаимодействия карбида кальция с водой применяют в ацетиленовых генераторах? Слайд №6
7-й этап: подведение итогов занятия
Преподаватель: Наше занятие подходит к концу.
Подвожу итоги урока, благодарю всех обучающихся за урок, определяю
задачи работы на ближайшие перспективы.
На этом уроке мы достигли поставленной цели, т.е. изучили устройство
ацетиленового генератора, принцип работы и правила обслуживания
ацетиленовых генераторов, а слаженная работа на уроке показала, что вы:
– стали более четко осознавать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявили к ней устойчивый интерес;
– научились организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем;
– можете анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, давать оценку и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы;
– осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
– использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
– работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Выставляю оценки в журнал: за успешную самостоятельную работу при
подготовке к уроку, за активную работу на уроке при изучении новой темы.
8-й этап: задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время
1. Закрепить изучаемый материал по учебникам, ответить на вопросы.
Д. Сарсенбаева § 29, 30 стр. 360-365
2. Подготовиться к выполнению практической работы по теме «Ацетиленовые генераторы».
9-й этап: рефлексия:
Обучающиеся: Я не знал… – Теперь я знаю…Сегодня мы научились… Мне было непонятно, но теперь я понял, что… Теперь мы можем … Было трудно … Нам захотелось … Мы приобрели …
Преподаватель: Всем спасибо за работу на занятии!
Список использованных источников:
1. Н. Сучкова «Электродуговая и газовая сварка» Фолиант, Астана-2016
2. С. Мухамбеталиев, Р. Жиров «Технологические основы сварки плавлением» Фолиант, Астана-2016
3. Сучкова Н.П. «Электродуговая и газовая сварка» Арман-ПВ, 2013
4. Сучкова Н.П. «Сварочные работы» Арман-ПВ, 2013
5. Н.А. Ковалев «Справочник сварщика» Ростов-на-Дону, Феникс-2011
6. Полупанова И. «Газоэлектросварщик» Фолиант, Астана-2011
7. Герасименко А.И. «Справочник электрогазосварщика» Ростов-на-Дону, Феникс-2011
8. Интернет-ресурсы:
– www.svarka-reska.ru
– www.svarka.net
– www.prosvarkу.ru
– websvarka.ru
– electrowelder.ru/index.php/duga.html?start=12
– osvarke.info/
– weldering.com