Методическая разработка урока «Устройство ацетиленовых генераторов, принцип работы и правила их обслуживания»


Белоног Сергей Иванович
Преподаватель специальных дисциплин
КГУ «Агротехнический колледж с. Саумалколь Айыртауского района» Северо-Казахстанская область

Технологическая карта урока

Тема программы: «Оборудование и аппаратура для газовой сварки»

Урок № 30

Тема: «Устройство ацетиленовых генераторов, принцип работы и

правила обслуживания»

Цель урока: сформировать представление об устройстве ацетиленового

генератора, изучить принцип работы и правила обслуживания

ацетиленовых генераторов

Тип урока комбинированный

Планируемый результат

Задачи урока:

образовательные – закрепить знания о назначении и

классификации ацетиленовых генераторов, изучить их

устройство, принцип работы и правила обслуживания;

способствовать созданию у обучающихся положительной

мотивации для дальнейшего обучения;

развивающие – способствовать развитию мышления, памяти,

познавательной активности, коммуникативных навыков;

способствовать формированию интереса и положительной

мотивации к изучаемому предмету; развивать умения

самостоятельно анализировать задание и организовывать

трудовую деятельность;

воспитательные – содействовать формированию у

обучающихся умения совместной работе в группе при

рациональном разделении труда, умения внимательно слушать

преподавателя;

Основные понятия:

ацетиленовый генератор, газообразователь, вытеснитель,

промыватель, предохранительный затвор, вентиль, сливная

пробка, переливная трубка

Материально-техническое оснащение урока:

компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент учебного видеофильма

программа Power Point

Методическое оснащение урока:

мультимедийная презентация, использование электронных ресурсов,

методическая разработка урока, дидактический материал к нему, плакаты

«Ацетиленовый генератор», фрагмент учебного видеоролика

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

 

Ход урока

1-й этап: организационный момент

Приветствие гостей и студентов, проверка готовности к уроку,

отсутствующих, психологический настрой к выполнению предстоящей работы.

Преподаватель: Добрый день уважаемые гости, преподаватели, студенты.

Рада приветствовать вас на уроке. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям

хорошего настроения и поприветствуем всех улыбкой. Желаю вам удачи и

прекрасных результатов!

2-й этап: мотивационный

Преподаватель: Тема, которую мы сегодня продолжим изучать, относится

к основным темам этого раздела, которые рассматривают оборудование газовой сварки. Это занятие имеет большое значение в вашей будущей профессиональной деятельности. Урок содержит большое количество профессиональных терминов, связанных с оборудованием рабочего места сварщика, изучив которые мы достигнем поставленных на уроке целей.

Тема урока звучит так: «Устройство ацетиленовых генераторов, принцип работы и правила обслуживания». На экране слайд №1.

3-й этап: целеполагание

Преподаватель: Для реализации цели урока мы будем использовать в

своей деятельности информационно-коммуникационные технологии. При помощи ИКТ мы сможем сформировать представление об устройстве ацетиленового генератора, изучить принцип работы и правила обслуживания ацетиленовых генераторов.

 

 

 

4-й этап: актуализация знаний

Для того чтобы изучить новую тему предлагаю актуализировать ранее

изученные знания на уроках химии, физики, а также дополнительных источниках и Интернете и ответить на вопросы.

1. Дайте характеристику ацетилена. (на доске слайд №2 с формулой ацетилена)

Ацетилен – бесцветный газ, имеющий специфический запах, легче воздуха.

Способен накапливаться в высших точках слабо проветриваемых помещений, где возможно образование ацетилено-воздушной смеси.

2. Какие свойства ацетилена необходимо знать для безопасного с ним

обращения?

Ацетилен легко вступает в реакцию с солями серебра, меди и ртути. Обладает способностью самовоспламеняться в чистом виде и в смеси с воздухом при сравнительно низких температурах. Температура самовоспламенения 335 градусов.

3. Как ведет себя ацетилен в больших объемах?

В больших объемах ацетилен взрывоопасен при повышении давления до 0,2 МПа.

4. Как ведет себя ацетилен в смеси с кислородом?

Ацетилен образует с кислородом, содержащимся в воздухе, взрывоопасные смеси при нормальном атмосферном давлении.

5. Как получают ацетилен?

Ацетилен получают при взаимодействии карбида кальция с водой.

6. Что представляет собой карбид кальция?

Карбид кальция – твердое вещество темно-серого цвета с резким запахом, активно поглощающее воду. Слайд №3

 

При взаимодействии карбида кальция и ацетилена получается газ – ацетилен. При сгорании ацетилена получается яркое пламя, которое используют для выполнения сварочных работ. Давайте посмотрим, как это происходит.

Видеофрагмент.

 

Преподаватель: Ребята, мы с вами вспомнили свойства ацетилена и

карбида кальция. Это основа тех знаний, которые вам понадобятся при изучении устройства, принципа работы и эксплуатации ацетиленовых генераторов.

Сейчас мы продолжим изучение данной темы и ответим ещѐ на ряд вопросов.

Способы взаимодействия карбида кальция с водой в ацетиленовых генераторах могут быт следующие:

 

КВ – «карбид в воду»; ВК – «вода на карбид»; ВВ – «вытеснение воды».

Каким же образом происходит взаимодействие карбида кальция с водой и каковы преимущества таких систем? Посмотрим и послушаем: (презентация с использованием аудиозаписи)

 

По способу взаимодействия карбида кальция с водой ацетиленовые генераторы классифицируются следующим образом:

 

Слайд №7. «карбид в воду» (обозначается КВ) – дозируется карбид кальция, а вода находится в постоянном количестве;

Схема работы генератора по принципу «карбид в воду» показана на рисунке. Карбид (поз.1) периодически, отдельными порциями подаётся из бункера (поз.2) через питатель (поз.3) в газообразующую камеру (поз.4), в которой находится вода. Подача карбида регулируется автоматически и зависит от давления внутри бункера с водой. Когда давление падает ниже определенного значения, происходит подача очередной порции карбида кальция. В газообразующей камере, при взаимодействии с водой, происходит образование ацетилена, который через отборник (поз.7) подаётся в ацетиленовый шланг. В бункере, через решетку (поз.5) просеивается гашеный карбид кальция и через выпускной клапан (поз.6) удаляется из бункера.

К преимуществам данных генераторов можно отнести удобство в обслуживании, хорошее охлаждение и полное разложение карбида кальция. При таком принципе работы достигается наибольший выход ацетилена (до 95%).

К недостаткам относятся повышенный расход воды и большие размеры генератора. Аппараты с таким принципом действия используются для установок большой производительности, преимущественно для стационарных газосварочных постов.

 

Слайд №8,  «вода на карбид» (ВК) – дозируется вода, а карбид загружается весь полностью;

Схема работы “вода на карбид” по принципу мокрого процесса

изображена на рисунке. В загрузочное устройство (поз.2) загружают карбид (поз.1). Далее, через реторту (поз.3), периодически, порциями подается вода. Подача воды регулируется автоматически, в зависимости от давления газа.

При падении давления ниже определенного уровня, начинает подаваться вода. Далее, газ выходит в газосборную камеру (поз.4) и через отборник (поз.5) подается в рукав для газовой сварки. Достоинствами ацетиленовых генераторов с таким принципом работы являются простота конструкции и надежность аппарата. К недостаткам можно отнести неполное разложение карбида кальция, возможный перегрев ацетилена из-за малого объема загрузочного устройства и, соответственно, малого объема воды. А также невозможность применения такого принципа в больших генераторах.

Производительность аппаратов с таким принципом действия не превышает

10м3/ч.

 

Слайд №9  «вытеснение воды» (ВВ) – в этих генераторах контакт карбида кальция с водой

происходит периодически, с определенными перерывами. Подвижным

веществом обычно является вода. Принцип действия генератора в следующем: В газосборной камере (поз.3) находится барабан с карбидом

(поз.1). Через систему подачи жидкости (поз.2) подается вода и через лючки корзины взаимодействует с карбидом кальция. Количество карбида и объем вырабатываемого ацетилена регулируются автоматически, в зависимости от давления ацетилена. При избыточном давлении вода вытесняется в воздушные подушки вытеснителя и процесс выработки ацетилена замедляется.  При падении давления ацетилена вода перетекает из вытеснителя в газообразователь и смачивает находящуюся там корзину с карбидом, стимулируя процесс образования ацетилена. К преимуществам данного способа можно отнести надёжную работу и плавную регуляцию газообразования. К недостаткам – возможный перегрев ацетилена и невозможность обслуживания больших установок с большим объёмом

загружаемого карбида. Поэтому, такая система применяется только для

подвижных ацетиленовых генераторов, производительность которых меньше, чем у стационарных.

 

5-й этап: объяснение нового материала

 

Что такое ацетиленовый генератор? Слайд №4

Ацетиленовый генератор ((ГОСТ 5190—78) – аппарат, предназначенный для

получения ацетилена путем разложения карбида кальция водой.

Как классифицируются ацетиленовые генераторы? Слайд №5

Ацетиленовые генераторы классифицируют:

 по давлению получаемого ацетилена;

 по производительности;

 по способу применения;

 по способу взаимодействия карбида кальция с водой.

Какие бывают ацетиленовые генераторы по давлению получаемого

ацетилена?

Генераторы разделяются на генераторы низкого (до 20 кПа) и генераторы

среднего давления (от 20 до 150 кПа).

Как разделяются ацетиленовые генераторы по производительности?

По производительности ацетиленовые генераторы подразделяются на десять

разновидностей: 1,25; 3; 5; 10; 20; 40; 80; 160; 320; 640 м /ч.

По способу применения генераторы разделяют на стационарные и

передвижные. Объясните, пожалуйста, какие генераторы называют

стационарными, а какие передвижными?

Стационарные – это генераторы, работающие на одном месте, а передвижные – которые можно использовать на передвижных рабочих местах, т.е. переносить с места на место.

Надо заметить, что стационарные генераторы могут иметь производительность ацетилена от 5 до 640 м3/ч, а передвижные – от 1,25 до

3 м3/ч.

Какие способы взаимодействия карбида кальция с водой применяют в ацетиленовых генераторах? Слайд №6

 

Устройство ацетиленового генератора.

Слайд №10. Все ацетиленовые генераторы, независимо от их системы, имеют следующие основные части:

• газообразователь, где происходит разложение карбида кальция, его сбор и

хранение;

• вытеснитель;

• промыватель, где ацетилен очищается от примесей

• предохранительный затвор, который предотвращает взрыв при обратных ударах пламени;

• автоматическую регулировку вырабатываемого ацетилена в зависимости от его потребления.

 

Слайд №11.

Генератор, который мы рассмотрим сегодня, работает по системе «ВВ», т.е.

вытеснение воды. Ацетиленовый генератор АСП-1,25 – это переносной

однопостовой генератор среднего давления и прерывистого действия, у которого процесс газообразования регулируется продолжительностью контакта карбида кальция с водой, производительность – 1,25 м3

/ч, наибольшее допустимое давление ацетилена 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) (показывает устройство генератора на слайде презентации и на макете, предлагает учащимся вклеить в тетрадь раздаточный материал с изображением генератора АСП-1,25).

 

Все ацетиленовые генераторы, независимо от их системы, имеют следующие основные части:

• газообразователь, где происходит разложение карбида кальция, его сбор и

хранение;

• вытеснитель;

• промыватель, где ацетилен очищается от примесей

• предохранительный затвор, который предотвращает взрыв при обратных ударах пламени;

• автоматическую регулировку вырабатываемого ацетилена в зависимости от его потребления.

1 – горловина;

2 – газообразователь;

3 – вытеснитель;

4 – промыватель;

5 – предохранительный затвор;

6 – крышка;

7 – предохранительный клапан;

8 – сливные пробки;

9 – переливной патрубок;

10 – трубка;

11 – манометр;

12 – корзина;

13 – траверса;

14 – винт.

Данный генератор представляет собой вертикальный цилиндрический сосуд,

состоящий из корпуса, крышки 6 с мембраной, корзины для карбида кальция 12, предохранительного клапана 7, предохранительного затвора 5.

Принцип работы ацетиленового генератора.

Вода в газообразователь заливается через горловину 1. При достижении уровня переливной трубки 10 вода поступает из газообразователя в промыватель. Заполнение промывателя происходит до уровня контрольной пробки 8. Карбид загружают в корзину 12, закрепляют поддон, устанавливают и прижимают крышку 6 с мембраной усилием, создаваемым винтом 1. Образующийся в газообразователе ацетилен по трубке 10 поступает в промыватель, проходит через слой воды, охлаждается и промывается. Из промывателя ацетилен проходит через вентиль 12 по шлангу и поступает через предохранительный затвор 13 на потребление.

Теперь рассмотрим, как же происходит регулирование процесса разложения

карбида кальция водой. По мере выделения ацетилена давление в газообразователе возрастает, вода переливается в вытеснитель. Уровень воды в газообразователе понижается и корзина с карбидом оказывается выше уровня воды, реакция разложения карбида прекратится. При понижении давления в газообразователе вода из вытеснителя поднимается вверх и вновь происходит замочка карбида кальция водой. Предохранительный клапан 7 служит для сброса избыточного давления ацетилена. В месте присоединения клапана к корпусу установлена сетка для задержания частиц карбида кальция, окалины и других загрязнений. Давление ацетилена в газообразователе контролируется манометром 11. Для защиты генератора от проникновения в него взрывной волны ацетилено-кислородного пламени (обратного удара), а также от проникновения воздуха и кислорода со стороны потребления, применяется предохранительный затвор ЗСН- 1,25 мембранного типа 5.

 

Устройство и принцип действия генератора ацетиленового передвижного среднего давления БАКС-1

Генератор ацетиленовый передвижной среднего давления БАКС-1 предназначен для получения газообразного ацетилена из карбида кальция и воды. Применяется для питания ацетиленом аппаратуры газопламенной обработки металлов – сварки, пайки, резки и напыления.
По способу взаимодействия карбида кальция с водой генератор относится к типу К (контактный) с вариантом ВВ (вытеснения воды). Генератор БАКС-1 устойчиво работает при температуре окружающего воздуха от минус 30°С до плюс 40°С. Номинальная производительность генератора ацетиленового БАКС-1 1,5 м³ в час. Для обеспечения надежности генератор оборудован затвором предохранительным, который обеспечивает гашение пламени обратного удара и препятствует попаданию в генератор кислорода из аппаратуры ГОМ. Для работы с генератором применяются: резаки Р1-01, Р2-01, РВ1-01, горелки Г2-06, Г3-06.
Генератор состоит из скомпонованных в едином корпусе вытеснительной камеры, ресивера-промывателя, колокола (загрузочного устройства) и снабженного пусковым вентилем . В колоколе устанавливается решетчатое донышко, исключающее высыпание карбида, но обеспечивающее удаление продуктов реакции карбида кальция с водой (шлама).
Газовый объем вытеснительной камеры соединен с промывателем, трубкой, оснащенной съемным патрубком. При этом верхний торец трубки установлен на уровне заливки воды в корпус генератора. На корпусе генератора размещены: предохранительный клапан, манометр и предохранительный затвор, через который производится отбор ацетилена на потребление, и сливные пробки.

Принцип работы генератора заключается в следующем. При погружении загрузочного устройства в реактор вода газовой подушкой в колоколе загрузочного устройства оттесняется в полость, образующуюся между стенками вытеснительной камеры и колокола. Для пуска генератора в работу с помощью пускового вентиля соединяют газовый объем этой полости с газовым объемом загрузочного устройства. При этом уровень воды выравнивается, и она входит в контакт с карбидом кальция. Начинается выработка ацетилена, и давление в генераторе растет. После закрытия пускового вентиля объемы разделяются, и повышающееся давление оттесняет воду в полость вытеснительной камеры, прекращая реакцию.
При отборе газа из генератора давление в вытеснительной камере снижается, и вода из полости вытесняется в загрузочное устройство, где она вновь входит в контакт с карбидом кальция. Таким образом, регулируется выработка ацетилена в зависимости от потребления. По мере выработки карбида продукты реакции собираются на днище вытеснительной камеры, а выделяющийся из них остаточный ацетилен, благодаря наличию перегородки, возвращается в колокол, что обеспечивает плавный рост давления в генераторе к концу цикла. В случае если давление в генераторе превысит допустимое (это возможно при остановке отбора), срабатывает предохранительный клапан и сбрасывает излишки газа в атмосферу. Ресивер, благодаря большому объему, обеспечивает равномерную работу генератора и одновременно охлаждает ацетилен, который, поступая через отборную трубу, проходит через слой воды, освобождаясь от частиц ила. Затвор обеспечивает гашение пламени в случае возникновения обратного удара и препятствует попаданию в генератор кислорода со стороны потребления. Для полного исключения перетока кислорода в генератор и в соединительный рукав на входном штуцере горелки, резака рекомендуется установка защитных предохранительных устройств.

Слайд №12

При подготовке генератора к работе необходимо:

• установить его в вертикальное положение, снять крышку и поддон.

• осмотреть генератор и убедиться в том, что в корпусе нет посторонних

предметов, что он промыт и очищен от ила;

• проверить крепление предохранительного затвора, клапана, вентиля и

манометра;

• залить воду в генератор до уровня контрольной пробки, после чего закрыть ее (при минусовой температуре запрещается заливать воду со снегом и льдом);

• загрузить карбид кальция грануляции 25/80 мм в сухую и очищенную от извести корзину и закрепить поддон;

• опустить корзину с карбидом кальция в горловину и быстро уплотнить крышку с помощью рычага и винта.

• плавно открыть вентиль, оттянуть рычажок предохранительного клапана для предупреждения прилипания мембраны, а затем отпустить его;

• продуть ацетиленом шланги в течение 1 мин.

Слайд №13

В процессе работы необходимо следить за давлением газа в генераторе по

манометру. В случае превышения давления сверх 0,15 МПа необходимо

выпустить газ через предохранительный клапан, принудительно открыв его

нажатием на рычажок, доработать загрузку и устранить причину повышения

давления.

После полного разложения карбида кальция, если надо продолжить работу,

генератор перезаряжают, для чего, необходимо:

• выпустить ацетилен и вынуть корзину, промыть ее водой и высушить без

применения открытого огня;

• слить полностью ил и промывную воду через штуцера, промыть корпус

генератора от ила;

• подготовить генератор и запустить его.

 

Слайд №14

Закончив работу, необходимо промыть корзину, газообразователь и

промыватель от ила.

 

Профилактические осмотры генераторов проводят каждые три месяца.

Разбирать, очищать и ремонтировать генератор можно только под открытым

небом. Ежегодный осмотр генераторов производит администрация предприятия, о чем составляется соответствующий документ.

На каждый ацетиленовый генератор должен быть составлен паспорт и инструкция по эксплуатации. Инструкция утверждается главным инженером предприятия.

Переносные ацетиленовые генераторы используют преимущественно на

открытом воздухе. Не допускается установка переносных ацетиленовых

генераторов в наклонном положении и на одной тележке с кислородным

баллоном.

Помещение, в котором был установлен действующий переносной генератор, по окончании работы должно быть тщательно проветрено.

Каждый тип генератора имеет свои недостатки и преимущества, поэтому все типы генераторов находят равноценное применение. Однако можно применять любой генератор, находящийся в исправном состоянии. А сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.

 

6-й этап: систематизация, закрепление, обобщение знаний

Предлагаю обучающимся ответить на ряд вопросов. Закрепление проходит

с использованием тестовых вопросов (приложение №1) и интерактивной доски

Обучающиеся дают ответы на вопросы, обсуждение  которых, проходит совместно с преподавателем.

Вопрос №1.

Перечислите основные части ацетиленовых генераторов.

Ответ: горловина, газообразователь, вытеснитель, промыватель,

предохранительный затвор.

Вопрос №2.

Для чего предназначен газообразователь в ацетиленовом генераторе?

Ответ: для выработки ацетилена из карбида кальция и воды.

Вопрос №3.

Для чего предназначен предохранительный клапан в ацетиленовом

генераторе?

Ответ: для выпуска избытка газа при возрастании давления выше предела,

установленного для данного генератора.

Вопрос №4.

Можно ли эксплуатировать ацетиленовый генератор без

предохранительного затвора? Почему?

Ответ: Эксплуатировать ацетиленовый генератор без предохранительного

затвора запрещается, т.к. это устройство, которое защищает ацетиленовый

генератор от попадания в них взрывной волны при обратных ударах пламени из сварочной горелки.

 

Вопрос №5.

Как часто проводят профилактические осмотры генераторов?

Ответ: Профилактические осмотры генераторов проводят каждые три

месяца.

6. Что такое ацетиленовый генератор? Слайд №4

Ацетиленовый генератор ((ГОСТ 5190—78) – аппарат, предназначенный для

получения ацетилена путем разложения карбида кальция водой.

7. Как классифицируются ацетиленовые генераторы? Слайд №5

Ацетиленовые генераторы классифицируют:

 по давлению получаемого ацетилена;

 по производительности;

 по способу применения;

 по способу взаимодействия карбида кальция с водой.

8. Какие бывают ацетиленовые генераторы по давлению получаемого

ацетилена?

Генераторы разделяются на генераторы низкого (до 20 кПа) и генераторы

среднего давления (от 20 до 150 кПа).

9. Как разделяются ацетиленовые генераторы по производительности?

По производительности ацетиленовые генераторы подразделяются на десять

разновидностей: 1,25; 3; 5; 10; 20; 40; 80; 160; 320; 640 м /ч.

10. По способу применения генераторы разделяют на стационарные и

передвижные. Объясните, пожалуйста, какие генераторы называют

стационарными, а какие передвижными?

Стационарные – это генераторы, работающие на одном месте, а передвижные – которые можно использовать на передвижных рабочих местах, т.е. переносить с места на место.

Надо заметить, что стационарные генераторы могут иметь производительность ацетилена от 5 до 640 м3/ч, а передвижные – от 1,25 до

3 м3/ч.

11. Какие способы взаимодействия карбида кальция с водой применяют в ацетиленовых генераторах? Слайд №6

 

7-й этап: подведение итогов занятия

Преподаватель: Наше занятие подходит к концу.

Подвожу итоги урока, благодарю всех обучающихся за урок, определяю

задачи работы на ближайшие перспективы.

На этом уроке мы достигли поставленной цели, т.е. изучили устройство

ацетиленового генератора, принцип работы и правила обслуживания

ацетиленовых генераторов, а слаженная работа на уроке показала, что вы:

– стали более четко осознавать сущность и социальную значимость своей

будущей профессии, проявили к ней устойчивый интерес;

– научились организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем;

– можете анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, давать оценку и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы;

– осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

– использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности;

– работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Выставляю оценки в журнал: за успешную самостоятельную работу при

подготовке к уроку, за активную работу на уроке при изучении новой темы.

 

 

8-й этап: задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время

 

1. Закрепить изучаемый материал по учебникам, ответить на вопросы.

Д. Сарсенбаева   § 29, 30  стр. 360-365

2. Подготовиться к выполнению практической работы по теме «Ацетиленовые генераторы».

 

9-й этап: рефлексия:

Обучающиеся: Я не знал… – Теперь я знаю…Сегодня мы научились… Мне было непонятно, но теперь я понял, что… Теперь мы можем … Было трудно … Нам захотелось … Мы приобрели …

Преподаватель: Всем спасибо за работу на занятии!

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.     Н. Сучкова «Электродуговая и газовая сварка» Фолиант, Астана-2016

2.     С. Мухамбеталиев, Р. Жиров «Технологические основы сварки плавлением» Фолиант, Астана-2016

3.     Сучкова Н.П. «Электродуговая и газовая сварка»  Арман-ПВ, 2013

4.     Сучкова Н.П. «Сварочные работы» Арман-ПВ, 2013

5.     Н.А. Ковалев «Справочник сварщика» Ростов-на-Дону, Феникс-2011

6.     Полупанова И. «Газоэлектросварщик»  Фолиант, Астана-2011

7.     Герасименко А.И. «Справочник электрогазосварщика» Ростов-на-Дону, Феникс-2011

8. Интернет-ресурсы:

– www.svarka-reska.ru

– www.svarka.net

– www.prosvarkу.ru

– websvarka.ru

– electrowelder.ru/index.php/duga.html?start=12

– osvarke.info/

– weldering.com

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *