Педагогическая статья «Как организовать режим дня первоклассника»


Сайбель Елена Сергеевна
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа села Калкаман Калкаманского сельского округа города Аксу»

В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь не только в увеличении нагрузки. Новые обязанности, которые появились у маленьких школьников, требуют от них собранности, дисциплинированности. Режим – основа воспитания ребенка. Он дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.

На строгом соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении всего учебного года. Работоспособность не одинакова на протяжении дня. Исследования установили два пика трудоспособности. Первый – с 8.00 до 11.00 часов утра. В это время ребенок находится в школе. Потом наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй подъем – между 16.00 – 18.00 часами, а затем интенсивный спад.  Не считаться с этим нельзя. Если родители, пытаясь осуществить более жесткий контроль за выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро приходится признать, что вечернее сидение за уроками для малыша очень малопродуктивная работа.

Если рассмотреть обычный день первоклассника с утра до вечера, то мы увидим, что сложнее всего утром, особенно в тех семьях, где все спешат. Здесь время уплотнено до предела. Но спешить, оказывается, можно по – разному. Можно то и дело подгонять, одергивать детей, прикрикивать на них. А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром рабочем темпе. Эти умения должны быть выработаны, стать естественной привычкой задолго до того, как ребенок пойдет в школу.

Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает ребятам сбодриться.

Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте «официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки « Осторожно, дети!». Нужно показать ребенку приемы безопасного перхода через улицу и добиться, чтобы он на практике выполнял простые правила: если машина близко – пережди; до середины тротуара нужно смотреть налево, после середины – направо; улицу не перебегают, а переходят быстрым шагом.

В первые дни каждая семья старается провожать ребенка до школы. Во – первых, нужно помочь ребенку понять, что хоть школа и рядом, но если по дороге заглядишься, опоздаешь к звонку. Значит, идти нужно бодрым шагом. Во – вторых, важно понаблюдать за тем, как ребенок встречается с одноклассниками. Понаблюдайте, сохраняются ли у ребенка доброжелательные, ровные  отношения со сверстниками. Конфликты между первоклассниками возникают, как правило, по пустякам, но быстро обрастают взаимными обидами и отрицательно влияют на общий климат в классном коллективе. Порой ребята надолго растягивают дорогу домой. Требование должно быть постоянным: после школы – домой. А прогулка – после обеда.

Переодевание после школы обязательно для всех ребят. Нужно приучить ребенка к собранности, аккуратности.

После обеда – свободное время. У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Это могут быть: походы в магазин, мытье посуды и пола. Список обязанностей каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности, регулярности, контролируемости.

Как распределить свободное время ребенка? Сейчас в нашей стране с каждым годом всё шире разворачивается стстема различных внешкольных учреждений. Музыкальные и спортивные школы, кружки, секции, студии, клубы….. ребята стараются заполнить свободное время. Слов нет – само по себе это явление отрадное. Но как чуствует себя ребенок, который кроме общеобразовательной школы посещает кучу всевозможных кружков. Участие ребевка во внеклассных мероприятиях не должно происходить за счет прогулов, обычного общения, без которого не мыслимо формирование полноценной личности. В режиме дня не меньше 3 – х часов отводится на прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, 30 -40 минут на посильную помощь по дому, час – на самообслуживание, а из того, что остается можно выделить время на секции, кружки, студии….. Но не больше, чем 2 – 3 занятия в неделю. Выполнить это требование не трудно, если пересмотреть все, чем вы хотите заполнить свободное время ребенка, учитывая его интересы.

На подготовку домашних заданий отводится один час: дело это для первоклассников новое. Этого времени вполне достаточно для приготовления уроков.

Вечером постарайтесь как можно больше уделять внимания своему ребенку. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами.

Воскресенье. В этот день постарайтесь как можно больше времени провести с ребенком в прогулках на свуежем воздухе, посещениях кино. Все это сближает вас сдетьми, закладывает прочные и глубокие узы дружбы, без которых трудно строить отношения со своими детьми.

Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах – обязательно. До того момента, пока первокласнник не привыкнет к новому ритму. После привыкания ребенок самостоятельно  должен выполнять все по времени. Но сон всегда в одно и то же время!

Когда же начинать приучать ребенка к новому режиму дня? Заблаговременно до первого сентября. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это зависит, конечно, не только от характера и темперамента вашего ребенка, но и от вашего умения твердо и спокойно предъявлять требования к будущему школьнику.

Точность режима должна быть естественной, выполнимой.

С первого дня можно почуствовать нормализующую роль режима в жизни вашей семьи. Правда, это произойдет после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Табличку с режимом дня, напечатанную крупными буквами повесьте над рабочим местом ребенка. Однако неправильно было бы считать, что после этого все сразу наладиться. Предстоит большая работа, напрвленная на то, чтобы соблюдение режима дня стало для ребенка привычным.

Итак:

  1. Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребенка к его выполнению.
  2. По мере возможностей контролируйте, как ребенок выполняет режим дня, проанализируйте результаты контроля и сделайте выводы.
  3. Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребенка навыки самообслуживания; обязательно привлекайте его к участию в домашних делах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *