Особенности взаимодействия в студенческом творческом коллективе.


Матвеева Елена Николаевна
Преподаватель
КГКП «Есильский сельскохозяйственный  колледж имени Жалела Кизатова»

Коллектив, студенческий творческий коллектив, культурное взаимодействие, внутриколлективные отношения, личностный смысл творческой деятельности.

В педагогических словарях коллектив часто рассматривается как группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллективом.  В силу этого коллектив рассматривается как объединение людей более высокого уровня развития, чем простая группа.

 

В педагогических словарях коллектив часто рассматривается как группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллективом.  В силу этого коллектив рассматривается как объединение людей более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива многие ученые педагоги относят: сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. Если вникнуть в содержание общепринятого понятия «коллектив», то можно отметить чаще всего в понятие вкладывается  общественную целенаправленность деятельности, общность потребностей, совместно выполняемая деятельность, общность средств деятельности, единство воли.

В проводимом мною исследовании интерес представляют студенческие коллективы, формирующиеся как неформальные объединения студентов,  как общественные организации, как, студенческие творческие объединения: кружок, секция, клуб, временный студенческий творческий коллектив, студия и т.д.

С моей точки зрения, любой студенческий творческий коллектив включает особые психологические процессы, такие как эмпатия, сопереживание и эмоциональная идентификация, которые в студенческом творчестве имеют особые проявления. В этом коллективе, по мнению Э.Б. Абдуллина, объединяются способности студентов (общие, специальные и узко специальные) в блоки:

I. Общие способности – общепсихические качества личности студента, восприятие, творческое воображение, логическое образное мышление.

II. Специальные способности – способности, необходимые для выполнения любой творческой деятельности.

III. Узкоспециальные способности – это те творческие качества студента, которые связаны с осуществлением какой-либо творческой деятельности. Любое такое направление деятельности предъявляет свои требования к третьему блоку способностей. Эти творческие способности студентов могут дифференцироваться. Исходя из этого, можно определить возможную разницу в направленности целей деятельности, статуса и назначения коллектива и студенческого творческого коллектива.

Сравнительная характеристика сущности и назначения

коллектива и студенческого творческого коллектива

Коллектив
Студенческий творческий коллектив
1
2
Форма организации (высшая форма группового развития, организационное и функциональное единство, стремление и общность цели)
Студенческий творческий коллектив как форма организации (систематичность занятий и единое функционирование всех студентов при решении любой задачи в творческой деятельности, стремление и общность цели)
Социальный организм (полномочия, ответственность, взаимозависимость, социально-значимая совместная деятельность)
Студенческий творческий коллектив как социальный организм (полномочия студентов творческого коллектива, ответственность, взаимозависимость при решении творческих задач, социально-значимая совместная деятельность студентов  творческого коллектива и преподавателя, добровольность и самостоятельность в признании правил студенческого творческого коллектива).
Среда развития (развитие индивидуальных черт развиваются в интересах всего коллектива)
Студенческий творческий коллектив как среда развития индивидуальных черт каждого студента в интересах всего студенческого творческого коллектива через опыт творческой деятельности, взаимодействие, развитие творческих умений, восприятия и оценки собственной личности, нравственного и творческого самоопределения, творческого сознания.
Условие (познание самого себя посредством другого)
Студенческий творческий коллектив как условие творческого, личностного развития студента, познания самого себя в студенческом творческом коллективе посредством познания каждого студента творческого коллектива: индивидуальных и национальных особенностей в творчестве, гендерных отличий в творчестве, интонации, творческой активности личности, отношений к миру творчества, опыта восприятия, эмоциональных переживаний в момент творчества, ее оценки, рефлексии творческих впечатлений.
Статус (организационное положение людей в обществе, межличностные отношения в группе)
Студенческий творческий коллектив как статус (организационное положение студентов студенческого творческого коллектива в обществе, межличностные отношения в студенческом творческом коллективе, творческо-просветительская деятельность, формирование личностной позиции студента творческого студенческого коллектива).
Из таблицы следует, что специфика функций студенческого творческого  коллектива заключается в ценностно-смысловых ориентациях личности на духовность и нравственность. При этом достаточно четко имеют место такие проявления как эстетичность и креативность.  Реализация данных ценностей осуществляется посредством студенческой творческой деятельности, особенностью психологических процессов, позволяющих выделить аспект творческого развития через интерес к продукту творческой деятельности, накопление знаний, творческих впечатлений, опыта, личностного развития, отношения к творчеству, активности, отраженной в мотивах и потребностях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенческий творческий коллектив – это организованное воспитательное пространство эмпатического взаимопонимания, культурного и творческого развития личности студентов, способствующее коэволюции творческих потенциалов личности студентов и стремления к самореализации в студенческой творческой деятельности.

Следовательно, студенческий творческий коллектив – это сообщество, где формируется целенаправленное личностно-ориентированное взаимодействие, основанное на принципе согласования индивидуального творчества каждого студента с коллективным творческим сообществом, где учитываются особенности побуждения (мотивации) к эффективному творческому взаимодействию на разных этапах развития студенческого творческого коллектива, стимулируется развитие творческого потенциала личности студентов. Взаимодействие студентов творческого студенческого коллектива, в силу его специфики,  способствует развитию конструктивных (развивающих) и реструктивных (поддерживающих) взаимодействий на разных этапах его развития: преодоления отчуждения, согласования интересов, мотивов, целей, норм и ценностей студенческой творческой деятельности, познания культуры взаимодействия и культуры окружающего мира,  достижения нового качественного творческого результата.

Вместе с тем, специфика взаимоотношений в студенческом творческом коллективе строится на основе  психологического комфорта студентов, взаимодополняемости в условиях творчества и реализации творческих способностей каждого студента и студенческого коллектива в целом. Следовательно, осуществляется эстетическое, духовное развитие, формируется нравственное отношение к деятельности, психологическая устойчивость и эмоциональная выносливость.

Мои исследования позволили выявить особенности стадиальности в развитии студенческого творческого коллектива. Это заключается в постепенном развитии внутриколлективного взаимодействия. Первая – это стадия организационно-установочная (возникновения), выявление личностного смысла  студенческой творческой деятельности. На этом этапе высок «индекс изолированности», поэтому взаимодействие внутри группы избирательно, импульсивно, непостоянно, вызвано чаще всего внешними данными или простым интересом к другому участнику студенческого творческого коллектива. Возможно неблагоприятное эмоциональное самочувствие отдельных студентов. Взаимодействие с преподавателем обусловлено мотивацией к содержанию студенческой творческой деятельности, уверенностью в себе, стилем общения преподавателя со студентами.

Вторая – стадия внутриколлективных отношений, связана с, установлением и определением задач, норм, правил поведения в студенческой  творческой деятельности, требований к каждому студенту как части общего. Взаимодействие внутри студенческого коллектива строится на основе принципа равенства и равноправия. Это стадия становления и утверждения индивидуальной значимости в студенческом коллективе, путем выполнения требований преподавателя и активным проявлением себя в студенческой творческой деятельности. Проявление самостоятельности в деятельности. Взаимодействие внутри студенческого творческого коллектива строится на взаимоуважении, толерантности, создании положительных связей. Дисциплинирующие воздействия преподавателя как руководителя студенческого коллектива сменяются положительными оценивающими воздействиями, различными по модальности.

Третья – стадия культурного взаимодействия (усовершенствования)  межличностных отношений, повышение статусного положения каждого студента коллектива. Сам студенческий творческий коллектив становится эффективным (способным добиваться более высоких результатов), открытым социально-психологическим образованием, автономным по целям и содержанию деятельности, с особым внутренним климатом. Развивается ценностное понимание потребности во взаимодействии в целях реализации своего внутреннего содержания, стремления к практическому совершенствованию своих творческих способностей, ведущими становятся самодисциплина, личная ответственность, требовательность к себе и друг другу в интересах всего студенческого коллектива.

Таким образом, специфика взаимодействия студентов творческого студенческого коллектива заключается в ценностно-смысловых ориентациях каждого студента на духовность, нравственность, эстетичность, креативность. И на каждой стадии развития студенческого творческого коллектива реализация этих ценностей обусловлена характером творческой деятельности его участников.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *