Педагогическая статья: «балаларды шығармашылыққа үйретудің маңызы»


Мұратқызы Ажар
воспитатель ТОО «Дошкольный мини-центр «Бобек»

 

 «Личностное отношение к миру,

                                                                                                 как штурвал корабля,

от которого зависит,

куда плывет этот корабль»

                                                                                       Бернард Шоу

                В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в ней идеологии, в воспитание вкладывали различные значения. Спартанское воспитание, до сегодняшних дней, понимается как воспитание физически подготовленных детей, при  очень ограниченных бытовых условиях. Английское воспитание – размеренная жизнь, с определенными правилами, манерами. Наше воспитание основывалось на воспитании у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Огромное внимание государством уделяется дошкольному воспитанию и образованию, как первой ступени развития человека. Меняются требования к созданию условий для воспитания и образования в школах и детских садах. Впервые, для дошкольных организаций разработаны республиканские государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых определены требования к созданию условий приобщения детей к общечеловеческим ценностям, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поставлены актуальные задачи формирования общей культуры личности детей. Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, воспитания уважения к традиционным ценностям человека, с активной жизненной позицией, процесса осознания себя в окружающем мире.  Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка – образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь

Формирование в ребенке – дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога. Одним из вариантов разрешения данной  педагогической проблемы является данный проект.

С первого дня жизни дитя слышит колыбельные песни, потешки, ему становится понятным, о чем они. Ребенок растет, усложняется репертуар. Родители рассказывают, читают сказки, толкуют их значение. Усложняется песенный репертуар. Поэтому, наиболее понятными примерами восприятия  ребенком правил поведения, хороших поступков, любви к родине, уважение к старшим – сказка, песня, игра. Система педагогической работы, основанная на  сказках, классической музыке помогает сформировать личностное отношение  дошкольников к осознанию человеческих ценностей, к соблюдению  моральных норм, умение и способность оценивать свои поступки и поступки сверстников, делать нравственный выбор, развивать морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Приобщать детей дошкольного возраст наследию  культурных  народных  традиций семьи, общества и государства   в условиях  интеграции  различных  видов  деятельности. Развивать монологическую форму речи. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

«Воспитание сказкой» реализуется при наличии следующих педагогических условий

ü  создание и насыщение  предметно-развивающей образовательной среды развивающими материалами (книги  народных сказок, игрушки-герои сказок, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.),

ü  создание атмосферы, стимулирующей игровую, творческую, познавательную инициативу,

ü  создание атмосферы раскованности, в которой ребенок чувствует свое право на поиск, выбор, не боится совершить ошибку, чувствует поддержку взрослого, учится общаться, советоваться, работать в команде,

ü   педагогическая поддержка индивидуализированной деятельности детей,

ü  ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е.   сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями,

ü  стимулирование самостоятельной оценки ребенка,

Пространственная среда реализации проекта предполагает условия не только специально созданного детского Центра, где организованы специальные  занятия, проводятся игры, но и создание Центров  в группах, где дети по желанию, самостоятельно, со сверстниками, с воспитателем могут заняться любимым делом в  свободное время.

Раздел  центр групп

Ø  Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр,

Ø  Центр искусств,

Ø  Литературный центр,

Ø  Выставочный центр  (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

Ø  а также:

Ø  зона для настольно-печатных игр;

Ø  зона ближайшего развития –  уголок психологической разгрузки ” Русская изба» ,

Ø  игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

Ø  уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей изобразительной, музыкальной, художественно-творческой, театральной и  др.;

Ø  уголок для ролевых игр;

Ø   уголок совместного творчества “Вместе с родителями”.

Педагог вправе создавать несколько Центров, объединять несколько в один, создавать  уголки, в зависимости от потребности данной группы детей.

Данный педагогический проект основан на  системе работы, включающей  в себя воспитание и развитие ребенка на ценностях народных культур, посредством сказки, на основе фольклора, знакомстве с музыкальными произведениями на сказочные сюжеты. Работа  заключается в осуществлении  формирования личностного отношения старших дошкольников  к моральным ценностям напримере сказок  через интеграцию художественно-творческой деятельности детей.

Воспитательно – образовательная работа по формированию нравственных качеств, социальных коммуникаций предполагает цикл интегрированных занятий. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: слушание классической музыки, изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор,  разрешение проблемных ситуаций…

Проект построен на ознакомлении дошкольников с  произведениями устного народного творчества, народной и классической музыкой, декоративно-прикладным искусством народов Казахстана, на формировании у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

В качестве ведущего средства формирования личностного отношения дошкольников к соблюдению моральных норм на примере сказок.

Занятия предполагают использование:

·         Все народных сказок;

·         малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;

Проект включает систему работы со сказкой как на специально организованных занятиях, так и в свободное от занятий время. Педагог может взаимодействовать с  подгруппой детей, в индивидуальном порядке, с коллективом группы, при этом используя различные формы организации.

Каждое занятие  структурировано  по этапам:

1.      Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2.      Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

3.      Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько итоговых, тематических  занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материалов, организовываются мастер- классы, творческие мастерские, экскурсии, выставки и т. д

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

В практической части используются различные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, лепка. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире. Произведения фольклорного жанра подобраны так, чтобы у участников процесса воспитания и обучения обсуждались моральные устои произведений: “хорошо – плохо”, “добро – зло”, “равнодушие и милосердие”, “жить – Родине служить”, “друг познаётся в беде”, “честь – защищать Родину”, “лень и труд в ногу не идут”, “мир не без добрых людей” и др., выносился бы нравственный урок, формировались жизненные принципы мудрости и морали.

Организация и формы  работы могут изменяться по усмотрению воспитателя.

Примерные темы семинаров и семинаров-практикумов для педагогов ДОУ: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации детей», «Формирование образа Родины».

Ожидаемые образовательные и воспитательные  результаты у детей:

Имеют представление о моральных нормах.
Выражают личностное отношение к моральным и народным ценностям, окружающему миру
Понимают смысл нравственных требований и правил, способны оценивать свои поступки и поступки сверстников,  умеют делать нравственный выбор.
Развита  способность предвидеть последствия своих поступков.
Стремятся к ответственности за свое поведение.
Сформированы элементы самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Умеют анализировать, рассуждать, делать выводы.
Сформированы представления о патриотизме.
Имеют представления о моральных устоях общества.
выражают собственное отношение к героям;
Знают народные сказки, пословицы, поговорки.
Развита монологическая форма речи; умеют связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, былины,
Умеют составлять авторские сказки.
Обогащён словарь.
Сформировано осознанное и положительно – эмоциональное отношение к народным пословицам, сказкам, былинам;  умеют  извлекать из произведений нравственный урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *