Педагогическая статья: «балаларды шығармашылыққа үйретудің маңызы»
Мұратқызы Ажар
воспитатель ТОО «Дошкольный мини-центр «Бобек»
«Личностное отношение к миру,
как штурвал корабля,
от которого зависит,
куда плывет этот корабль»
Бернард Шоу
В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в ней идеологии, в воспитание вкладывали различные значения. Спартанское воспитание, до сегодняшних дней, понимается как воспитание физически подготовленных детей, при очень ограниченных бытовых условиях. Английское воспитание – размеренная жизнь, с определенными правилами, манерами. Наше воспитание основывалось на воспитании у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Огромное внимание государством уделяется дошкольному воспитанию и образованию, как первой ступени развития человека. Меняются требования к созданию условий для воспитания и образования в школах и детских садах. Впервые, для дошкольных организаций разработаны республиканские государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых определены требования к созданию условий приобщения детей к общечеловеческим ценностям, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Поставлены актуальные задачи формирования общей культуры личности детей. Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, воспитания уважения к традиционным ценностям человека, с активной жизненной позицией, процесса осознания себя в окружающем мире. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка – образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь
Формирование в ребенке – дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога. Одним из вариантов разрешения данной педагогической проблемы является данный проект.
С первого дня жизни дитя слышит колыбельные песни, потешки, ему становится понятным, о чем они. Ребенок растет, усложняется репертуар. Родители рассказывают, читают сказки, толкуют их значение. Усложняется песенный репертуар. Поэтому, наиболее понятными примерами восприятия ребенком правил поведения, хороших поступков, любви к родине, уважение к старшим – сказка, песня, игра. Система педагогической работы, основанная на сказках, классической музыке помогает сформировать личностное отношение дошкольников к осознанию человеческих ценностей, к соблюдению моральных норм, умение и способность оценивать свои поступки и поступки сверстников, делать нравственный выбор, развивать морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Приобщать детей дошкольного возраст наследию культурных народных традиций семьи, общества и государства в условиях интеграции различных видов деятельности. Развивать монологическую форму речи. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
«Воспитание сказкой» реализуется при наличии следующих педагогических условий
ü создание и насыщение предметно-развивающей образовательной среды развивающими материалами (книги народных сказок, игрушки-герои сказок, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.),
ü создание атмосферы, стимулирующей игровую, творческую, познавательную инициативу,
ü создание атмосферы раскованности, в которой ребенок чувствует свое право на поиск, выбор, не боится совершить ошибку, чувствует поддержку взрослого, учится общаться, советоваться, работать в команде,
ü педагогическая поддержка индивидуализированной деятельности детей,
ü ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями,
ü стимулирование самостоятельной оценки ребенка,
Пространственная среда реализации проекта предполагает условия не только специально созданного детского Центра, где организованы специальные занятия, проводятся игры, но и создание Центров в группах, где дети по желанию, самостоятельно, со сверстниками, с воспитателем могут заняться любимым делом в свободное время.
Раздел центр групп
Ø Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр,
Ø Центр искусств,
Ø Литературный центр,
Ø Выставочный центр (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
Ø а также:
Ø зона для настольно-печатных игр;
Ø зона ближайшего развития – уголок психологической разгрузки ” Русская изба» ,
Ø игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
Ø уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей изобразительной, музыкальной, художественно-творческой, театральной и др.;
Ø уголок для ролевых игр;
Ø уголок совместного творчества “Вместе с родителями”.
Педагог вправе создавать несколько Центров, объединять несколько в один, создавать уголки, в зависимости от потребности данной группы детей.
Данный педагогический проект основан на системе работы, включающей в себя воспитание и развитие ребенка на ценностях народных культур, посредством сказки, на основе фольклора, знакомстве с музыкальными произведениями на сказочные сюжеты. Работа заключается в осуществлении формирования личностного отношения старших дошкольников к моральным ценностям напримере сказок через интеграцию художественно-творческой деятельности детей.
Воспитательно – образовательная работа по формированию нравственных качеств, социальных коммуникаций предполагает цикл интегрированных занятий. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: слушание классической музыки, изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, разрешение проблемных ситуаций…
Проект построен на ознакомлении дошкольников с произведениями устного народного творчества, народной и классической музыкой, декоративно-прикладным искусством народов Казахстана, на формировании у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
В качестве ведущего средства формирования личностного отношения дошкольников к соблюдению моральных норм на примере сказок.
Занятия предполагают использование:
· Все народных сказок;
· малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;
Проект включает систему работы со сказкой как на специально организованных занятиях, так и в свободное от занятий время. Педагог может взаимодействовать с подгруппой детей, в индивидуальном порядке, с коллективом группы, при этом используя различные формы организации.
Каждое занятие структурировано по этапам:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько итоговых, тематических занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материалов, организовываются мастер- классы, творческие мастерские, экскурсии, выставки и т. д
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.
В практической части используются различные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, лепка. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире. Произведения фольклорного жанра подобраны так, чтобы у участников процесса воспитания и обучения обсуждались моральные устои произведений: “хорошо – плохо”, “добро – зло”, “равнодушие и милосердие”, “жить – Родине служить”, “друг познаётся в беде”, “честь – защищать Родину”, “лень и труд в ногу не идут”, “мир не без добрых людей” и др., выносился бы нравственный урок, формировались жизненные принципы мудрости и морали.
Организация и формы работы могут изменяться по усмотрению воспитателя.
Примерные темы семинаров и семинаров-практикумов для педагогов ДОУ: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации детей», «Формирование образа Родины».
Ожидаемые образовательные и воспитательные результаты у детей:
Имеют представление о моральных нормах.
Выражают личностное отношение к моральным и народным ценностям, окружающему миру
Понимают смысл нравственных требований и правил, способны оценивать свои поступки и поступки сверстников, умеют делать нравственный выбор.
Развита способность предвидеть последствия своих поступков.
Стремятся к ответственности за свое поведение.
Сформированы элементы самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Умеют анализировать, рассуждать, делать выводы.
Сформированы представления о патриотизме.
Имеют представления о моральных устоях общества.
выражают собственное отношение к героям;
Знают народные сказки, пословицы, поговорки.
Развита монологическая форма речи; умеют связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, былины,
Умеют составлять авторские сказки.
Обогащён словарь.
Сформировано осознанное и положительно – эмоциональное отношение к народным пословицам, сказкам, былинам; умеют извлекать из произведений нравственный урок.