Открытый урок по физике на тему: Условия плавания тел. Ареометры. Водный транспорт.


Савельева Светлана Владимировна
Учитель физики и математики
КГУ “ОСШ имени С. Сейфуллина” Южно-Казахстанской области

Пояснительная записка

Тема урока: Условия плавания тел. Ареометры. Водный транспорт.

Предмет: физика

Класс: 7

В среднесрочном планировании занимает второй  урок.

Форма урока (тип урока): урок-проект

Цели урока:

–         Выяснить условия плавания тел, оценить значимость условия плавания тел при  водном и воздушном плавании, для живой природы

Критерии успешности урока:

·         Педагогические

– качественное усвоение условий плавания тел;

– умение учащимися анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между  силой тяжести и силой Архимедой;

– умение создавать алгоритм действий при выполнении исследовательского проекта

·        Психологические:

– усиление мотивации учащихся к исследуемой теме и к предмету физики

– создание на уроке ситуации успеха ученика;

– дифференцированный подход  в обучении, учет индивидуальных особенностей;

– создание комфортной среды на уроке

·        Личностные:

– развитие творческой деятельности учащихся путем применения исследовательского проекта;

– развитие лидерских качеств ученика.

Методологическая база

В основе разработки данного урока лежит метод исследовательского проекта – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы. Исследовательский проект включает в себя следующую схему: проблема – гипотеза – цель – задачи – методологическая основа – методика исследования – вывод – список литературы.

При разработке урока использовался учебник «Физика – 7», авторы Р. Башарулы, Д. Казахбаева, У. Токбергенова.

Список учебно-методических, информационных ресурсов, которые были использованы при разработке и проведении урока:

1.О.Ф.Кабардин Справочные материалы.- Москва: Просвещение, 1991г-151 с.

2. Руководство для учителя – Астана, 2014г.-С.107

2.Н. К.Цыбулько Учебный проект на уроках и во внеклассной работе по физике.- Актобе, 2010.-С. 66

3. Ceлeвко, Г.К. Cоврeмeнныe обрaзовaтeльныe тeхнологии [Тeкcт] : учeб.

поcобиe. / Г.К. Ceлeвко. – М.: Нaродноe обрaзовaниe, 1998. – 256 c. – ISBN

87953-127-9.

4. http://sibac.info

 

Отличительные особенности новых подходов в планировании, преподавании и обучении, в основе которых заложена конструктивистская теория обучения

Успех проведенного урока напрямую зависит от эмоционального настроя учащихся, поэтому в самом начале урока запланирован прием «Подари улыбку». Деление на группы производится по желанию учащихся – все это также благоприятствует созданию хорошего психологического комфорта на уроке. Будет сформировано 5 групп (две из них – учащиеся группы С), в каждой  группы распределены обязанности лидера, спикера, оценщика, тайм-кипера, наблюдателя.

Создание проблемной ситуации путем демонстрационного опыта  поможет учащимся определить тему урока, цели и задачи. Учитель тем самым дает возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Стратегия «Трех шаговое интервью» (по таксономии Блума – знание, понимание), применяемая на стадии вызова, предоставит возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Второй задачей, решаемой на стадии вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Благодаря  данной стратегии, учащиеся повторят основные физические величины, от которых зависит сила Архимеда. Ученик определит для себя, на каком аспекте заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Роль учителя на данном этапе урока состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к воспоминанию того, что они уже знают, ни в коем случае не подвергать критике любое высказывание.

Изучение нового материала происходит путем проведения исследовательского проекта. Почему именно метод проекта берется за основу на этом уроке? Да потому что метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые преследует определенную цель, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Таким образом, метод проекта позволит учащимся

-осуществлять контакт с новой информацией;

– сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

– акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие вопросы;

– готовится к анализу и обсуждению проделанной работы.

Роль учителя на данном этапе урока заключается в умелом руководстве, учитель выступает в роли скаффолдера, направляющего ученика на поиск ответа. Учитель организует продуктивное общение, направленное на субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Исследовательская деятельность учащихся будет нуждаться в признании их выводов другими группами, поэтому следующий этап урока – проверка проектов учащимися групп. Спикеры команд проведут отчеты по проверке работ, используя критерии оценивания. Обоснованность оценивания не вызовет сомнения в справедливости оценки.

Для дальнейшего закрепления, углубления знаний об изученном учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста.

На уроке запланировано и применение формативного оценивания. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю и ученику корректировать учебный процесс. На уроке используются листы оценивания по критериям, которые помогут верно оценить деятельность учащихся на каждом этапе урока. Хорошо для развития интереса к предмету и применение на уроке медалей: Победитель конкурса, Отличная команда, Ты  – молодец!  Прием «Фруктовый сад» поможет ученику правильно оценить урок и свою деятельность на уроке, учителю – выяснить уровень усвоения пройденной темы для дальнейших действий.

Таким образом, на уроке каждый учащийся производит самооценку, самоанализ и в дальнейшем самокоррекцию своих знаний по пройденной теме; взамооценивая других,  учится быть более ответственным, точным в оценивании, развивает свои коммуникативные качества.

Необходимое оборудование и другие ресурсы.

На уроке используется: динамометр, пробирки, мензурки, сосуды с водой,  стикеры, листы бумаги формата А-4, модели фруктовых деревьев из ПВХ, плазменный телевизор

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *