Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста «Путешествие в волшебную страну Рачандию».


Слесарева Галина Анатольевна
логопед
ГККП «Детский сад №3 «Иван-Царевич» при отделе образования города Степногорска

Конспект открытого логопедического  занятия для детей старшего возраста.

Тема: «Путешествие в волшебную страну «Рачандию»

Цель:

Активизировать правильное  произношение  звука «р» в словах, предложениях, связной речи.

Развивать умение детей определять место звука в слове, фонематическое восприятие, зрительную память, мелкую моторику, определять, какой звук в слове, твердый или мягкий.

Употреблять словосочетания существительное с прилагательным.

Образовывать новые слова с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов.

Учить правильно составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Воспитывать чувство коллективизма.

Материал:  предметные картинки, сюжетные  картинки «Времена года»,куб с картинками, разрезные картинки,звуковые человечки –красный , синий, зеленый,(триз) предметы, игрушки (ракушка,шар,морковка, крокодил),корзинка,шкатулка,картинки «кактус», предметные картинки вырезанные в форме цветка, шары с предметными картинками, волшебный мешочек.

Словарь: Путешествие,тигр,жираф,пантера,барс,пожарник, шар.

Предварительная работа:постановка сонорных звуков, закрепление правильногоартикуляционного уклада сонорных звуков. Автоматизация в слогах, словах, предложениях. Рассматривание картинок.

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Подарите им свои улыбки. Пусть у них будет хорошее настроение! А еще к нам в детский сад пришла телеграмма от Феи страны Рычандия, вот она, послушайте.

«Здравствуйте, дети! Злой колдун Звукоед, заколдовал всех жителей нашей страны и они не могут выговаривать звук «Р». Помогите, пожалуйста, научите наших жителей правильно произносить звук «Р».  Фея страны Рычандия».

– Ну, что ребята, отправимся в страну Рычандия. Поможем жителям?

– Конечно поможем. Они нас ждут и надеются, что мы научим их правильно выговаривать  все звуки речи и особенно их любимый звук «Р»

-Что бы попасть в волшебную страну, нужно отгадать загадки и показать отгадки.

Не будем терять время! Начнем!

Внимание первая загадка!

1.Мордочка усатая, шубка полосатая,

Шагает тихо, но если зарычит,

Весь лес замолчит.   (тигр)

-А на каз. языке как будет тигр?  (жолбарыс)

2. Черная кошка, страха не знает.

В тенях деревьев ожидает.

Крадется бесшумно и очень опасна,

Ночью охотится хищник ужасный.  (пантера)

– На каз. языке?  (ілбісін).

3.  Высоко в горах живет,

этот хищный снежный кот.     (барс)

– На каз. языке?   (барыс)

4.  Это кто с длиннющей шеей
Здесь под солнцем рожки греет?
У него спокойный нрав,
Сверху вниз глядит       (Жираф)!

– На каз. языке? (Керік)

 

– Молодцы!  Все загадки отгадали правильно , а теперь нужно показать  отгадки.

-Ребята, а картинки- отгадки рассыпались. Давайте соберем их!

Д/игра “Собери картинку” дети собирают картинки – отгадки

Мы справились с заданием! Волшебная страна ждет нас! Можем отправляться  в путешествие.

Логоритмика. Вхождение в Волшебную страну «Рычандия». Чтобы попасть в Волшебную страну, нам надо произнести Волшебные слова, закройте глаза и повторяйте за мной:

-Хлоп -хлоп  (хлопают)

-топ-топ     (топают)

-Вокруг себя повернись

-В стране Рычандия очутись!

Основная часть:

-Здравствуй Мудрая страна!

-Ух, ты! Какая красивая страна «Рычандия»! Ребята, а нас встречают жители страны  «Рычандия».  Ну-ка, назовите , кто нас встречает?   (жираф, кенгуру, черепаха, крокодил, тигр,  ворона Карпуша».

-Молодцы, правильно произносили звук «Р».

-Чтобы научиться красиво говорить этот звук, наш язычок долго тренировался.

-Давайте покажем упражнения для язычка!

Артикуляционная гимнастика( Упражнение: заборчик – окошко, лопаточка, чистим зубки, вкусное варенье, чашечка, лошадка, грибочек, гармошка).- Наши губки улыбнулись

Зубки сделали заборчик

Тут окошечко открылось

Вот лопатка появилась

Теперь почистим зубки

Оближем вкусное варенье

Поставим чашечку на стол

Попьем немного сока

Поскачем на лошадке

Покажем всем грибок

И поиграем на гармошке

 

-Немного порычим как тигр «р-р-р»

-Теперь, как маленький тигренок «рь-рь-рь».

– Молодцы! Красиво порычали!

-Скажите, звук  «р», он гласный или согласный?  (полным ответом)

– Каким бывает звук «р» в словах?  (твердым и мягким)

-Правильно!

 

Д/и «Звуковыечеловечки» (триз) (определять, какой звук в слове, твердый или мягкий).

-Нас ждут наши звуковые человечки.Поиграем.

– Я называю  слова со звуком «р», вы определяете, какой звук живет в слове,

твердый или мягкий и показываете нужного человечика.

Начинаем: (рак, репа, раза, береза, корова, пожарник, теремок).

– Какой звук, живет в слове теремок твердый или мягкий?

-Молодцы!

-Продолжим наше путешествие, немного погуляем по Рычандии.

– Ребята, смотрите, шкатулка, что же в ней? (открываю). Здесь Волшебный куб, какой красивый с картинками!

 

Д/и «Звуковая дорожка»-Я буду  кидать  вам  кубик,вы ловите  и называете, что нарисовано на картинке, четко проговаривая звуки «р»- «рь». (арбуз, репа, морковка, огурец, помидор, перец) . Дети называют, что нарисовано на картинке, отвечают на вопросы .

-Что у тебя  нарисовано на картинке?

– Назови звук, который живет в слове?

-Скажи ласково.

–  Расскажи, арбуз какой?(какая?)

-Молодцы! Справились с заданием.

-Ребята, смотрите, следы. Куда же они ведут, давайте по ним пойдем, куда же они нас приведут?

– По следам, по следочкам, по следам, по следочкам

-Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

Дети,  проходят по массажным следам на полянку.

Д/и “Звуковое дерево”

-Мы попали на полянку. Какая красивая ель. Давайте жителям Рычандии сделаем сюрприз, украсим ель.Нашу красивую ель мы будем украшать шарами с картинками, в названии которых есть  звуки «Р» «РЬ».(Дети отбирают картинки на нужные звуки и крепят их на дерево).

-Что нарисовано на картинке? Произнеси четко звук.

-Молодцы, ребята! Красиво украсили ель, правильно выбрали картинки!

Д/ и “Волшебный мешочек” Ребятам предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем определить место звука в ее названии.

Продолжим наше путешествие.(видим мешочек).

– Какой красивый мешочек, да он Волшебный и что-то есть внутри.(заглядываю).

– Проходите за столы, садитесь, узнаем, что же в мешочке?

– Слушайте задание! Нужно опустить руку внутрь мешочка, на ощупь определить, что за предмет, не показывая  его, назвать, что это? Когда назовете, можете показать.

-Начнем! ( называет, показывает)

– Скажи, где находиться звук «Р» (РЬ) – в начале слова, в середине или в конце слова.

(дети отвечают  полным ответом )

– Молодцы! Отлично определяете место звука в слове!

Д/и: « Цветущий кактус»У каждого ребенка картинка с кактусом и тарелочка с предметными картинками, вырезанными в форме цветка. Логопед просит детей отыскать только те картинки, в названии которых есть звук (Р – РЬ). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета. (самоанализ)

-Что же еще  есть в стране Рычандия?  Посмотрите, здесь выросли кактусы, только злой волшебник Звукоед и их заколдовали и они не цветут.

-Давайте расколдуем их, украсим вот такими цветочками. На тарелочках лежат цветочки с картинками. Вам надо выбрать цветочки с картинками в названии которых есть звуки «Р» И «РЬ» и положить на кактус, украсить!

-Приступайте!  (выполняют).

Вопросы:

-Что это? Какой звук в слове, произнеси.

– Молодцы! Все кактусы зацвели. Идем дальше.

 

Д/и «Составь рассказ». ( Работа с сюжетными картинками «Времена года»).

-Посмотрите, какие интересные картинки. Вам надо по ним составить интересный рассказ.

Внимательно рассмотрите и расскажите : Какое время года? Кто изображен на картине? Что делают?  (делает)

– Молодцы! Интересные рассказы, я думаю, жителям Рычандии они очень понравились! Наше путешествие подходит к концу.

Сюрпризный момент:

Появляется Фея. Она благодарит детей за то что расколдовали Рычандию, научили правильно произносить звук «Р» и «РЬ».

-Спасибо, вам, вы спасли жителей Рычандии от Звукоеда, расколдовали и научили правильно произносить звук «Р» и «РЬ».

Вы хорошо выделяли звуки в словах, отлично играли со словами, составили по картинкам интересные рассказы. И за это я хочу вас отблагодарить и подарить сюрприз. (Отдает сюрприз).

-А мне пора в замок, меня ждут мои друзья. До свидания, ребята, спасибо вам большое!

-И тебе спасибо, Фея, за такое интересное путешествие.

– Нам пора возвращаться в  детский сад, скажем Волшебные слова, закрывайте глаза, повторяйте:

-Хлоп -хлоп  (хлопают)

-Топ-топ     (топают)

-Вокруг себя повернись

-В детском саду очутись!

Итог занятия:-Вот мы и в детском саду! Вам понравилось путешествие?

-Что вам понравилось больше всего?

– Вы  молодцы, сделали доброе дело! И я вижу у вас хорошее настроение!

Ребята, вы сегодня хорошо занимались! Молодцы!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *