ОО г.Степногорска “Совершенствование каллиграфических навыков учащихся начальной школы”

Омуртаева Лязет Буркутбаевна
«Нұршуақ» бөбекжай – балабақшасының әдіскері

В Государственном  общеобязательном стандарте  начального образования, (утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 327) четко и ясно прописаны  требования к уровню подготовки обучающихся по письму:обучающийся пишет собственные тексты различных типов, жанров и стилей, обоснованно подбирая соответствующие слова; пишет в соответствии с изученными грамматическими, пунктуационными и орфографическими нормами; пишет тексты с использованием различных форм представления (рисунков, схем, графиков, таблиц и т.д.); соблюдает гигиенические и каллиграфические навыки письма.
Одной из главной задачей букварного периода в начальной школы является:

–     формирование навыков каллиграфического письма при написании букв, слогов, слов, предложений.

Согласно  учебной программе “ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ” (в рамках обновления содержания среднего образования)  в букварный период ставяться следующие задачи по формированию навыков письма:

Подготовка к письму (правильная посадка, освещение, положение тетради и умение держать карандаш/ручку при письме). Формирование умения ориентироваться в пространстве (рабочая строка, межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии рабочей строки, вертикальные наклонные линии). Рисование, штриховка, обводка. Моделирование звукового состава слова с помощью схем. Моделирование предложения.

Письмо элементов букв, заглавных и строчных букв и их соединений, слогов, слов, предложений с соблюдением каллиграфических норм.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением.

Списывание предложений, текста с рукописного и печатного текста.

Письмо предложений с учетом правил пунктуации: точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. Раздельное написание слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения.

От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть  дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность. так как эти стороны письменной речи тесно связаны. Наработка красивого почерка, помимо достижения чисто учебных целей, может стать надежным средством воспитания и развития детей.

Каллиграфически правильное письмо – это постоянная мысль о тех, кто будет читать написанное тобой, это реальное средство развития воли, внимательности, дисциплины.

Из истории возникновения письма

Для того, чтобы понять систему обучения письму и вообще современное письмо, совершим короткий экскурс в историю.

Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в обществе, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма.

Таким образом, развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности. История письменности – история человечества. Есть даже наука, изучающая историю письма – грамматология.

Письмо – явление очень сложное, оно прошло длительный путь развития. Поэтому и в прошлом и теперь имеется большое количесиво различных типов письма и форм его реального применения. Общее определение письма охватывает только основное в них.

Одно из определений слов “письмо”, взятое из словаря русского языка, гласит: “Письмо – это система графических знаков, употребляемых для писания”

Цели обучения письму

Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Цели и задачи обучения каллиграфии теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако, письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким, и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное.

Отсюда и вытекает цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Иными словами, на уроках необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

Занятия по каллиграфии должны помочь сформировать полноценный навык письма, на что ориентируют учителей начальных классов документы и нормативные акты.

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно.

Принципы обучения каллиграфии

Принципы обучения каллиграфии включают в себя как обще дидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графических навыков письма. Такие обще дидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных  особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в конкретной работе по каллиграфии.

Принцип наглядности, особенно важный в обучении каллиграфии, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением таблиц, прописей и других наглядных пособий. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как путь подражания почерку учителя и копирования образцов хорошего письма – одно из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Это значить, что навыки, приемы, привычки, которые формирует учитель учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены учащимся и понятны им.

Так, учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами, знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть при письме и др.

Некоторые знания о процессе  письма должны стать для учащихся правилами. Например, учащиеся должны знать гигиенические правила (правила посадки, положения и продвижения тетради при письме, положения ручки при письме.) а так же правила, связанные с овладением навыка письма. Правила вводятся постепенно, начиная с буквенного периода по мере изучения материала. Первые правила – правила гигиенические и правила о наклоне письма вправо. Затем вводится правило о расстоянии между буквами и элементами букв, между словами. На уроках в 1 и  2 классах эти правила повторяются. Дети должны  уметь подробно рассказать правило и показать то, что и о чем в нем говорится.

Например, ученик объясняет правило; “Писать надо с наклоном.” “Чтобы правильно писать с наклоном, надо, чтобы при письме тетрадь лежала всегда под углом, тогда основной элемент пишем прямо на себя, а получается письмо с наклоном вправо” (Положение тетради демонстрируется.)

Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности, который осуществляется в основном в упражнениях.

Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения. Упражнение – это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть таким повторением,  повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение.

Упражнение, т.е. повторное исполнение, – самый старый прием приобретение, без анализа исполненного, без сравнения с образцом, без исправления ошибок, то оно становится механическим и малоэффективным. Поэтому, упражнения должны быть эффективными, сознательными, посильными и разнообразным. Чтобы упражнения обладали всеми этими качествами, в каллиграфии используются разные приемы обучения.

Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало их дальнейшему формированию. Это предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей, переход от более простого к сложному.

Так, дети 6 лет могут выполнять, не отрывая руки, сначала элементы движения, составляющие буквы, затем буквы, затем буквосочетания, где соединения выполняются естественными ритмичными движениями (типа иш, ли, ел и др.) начиная с 1-го класса учатся безотрывным соединениям с овальными буквами, учатся с ними слог из 2-3 букв и т.д. переход от простого к сложному происходит и в процессе работы над формой букв на минутках каллиграфии. В первую группу входят графически более простые буквы, в последующие – более сложные по своим начертаниям. Такая организация работы над формами букв – по группам ( на основе сходства написания), в порядке нарастания генетических и графических трудностей – называется в чистописании генетическим принципом.

Обучая детей чистописанию, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей, замечать отклонения в моторике. Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладет тетрадь при письме, как  воспроизводить форму букв, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или очень скоро пишет.

На первых этапах обучения грамоте  важен принцип совместного обучения чтению и письму. Введенный еще К.Д.Ушинским, этот принцип оправдал себя в практике обучения в течение более ста лет и успешно реализуется в настоящее время.

Любое письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обеспечивать возможности решения задач таких видов, как русский язык, математика и др.

Однако, нельзя не учитывать, что работа по чистописанию в основном направлена на формирование двигательного навыка, подчиняющегося в своем движении и становление закономерностям формирования и развития движений.

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма

Для того, чтобы правильно обучать учащихся каллиграфии, надо знать как у учащихся формируется графические навыки письма, как складывается почерк и какие наилучшие условия формирования этих навыков.

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Они связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как правило, возможна идентификация личности человека. Процесс письма весьма сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомо – физиологическими структурами мозга. как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И.Шеф, С.М.Блинкова, А.Р. Лурия и др.) нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.

Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с различными видами письменной речи.

Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховыми анализатором в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные системы речи.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз, рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иными целями, чем в изобразительном искусстве.

Графические навыки письма  достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. в зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка, карандаш, мел), он осуществляет различные движения и приемы.

Перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемами держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2-3 лет.

В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдении графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика, удержания в сознании нескольких задач одновременно.

Характеристика навыка письма

Каждому учителю, пытающемуся научить учеников правильному письму, необходимо знать, как у ученика формируется графические навыки письма.

Из психофизиологического словаря находим: “Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.”

Физиолог М.М. Безруких и врач – психоневролог С.П. Ефимов в формировании навыка выделяют 3 основных этапа:

1 этап
Аналитический
Вычленения и овладение отдельными элементами действий, уяснение содержания. На этом этапе большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений. Но и способ объяснения, осознанность выполнения действий, умение целенаправленно программировать это действие.
2 этап
Синтетический
Это соединение отдельных элементов в целостное действие.
3 этап
Автоматизация
Фактически этот этап и есть этап образования навыка, характеризующийся отсутствием регуляции и контроля.

Организационные гигиенические условия обучения письму

Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства ее конструкции для письма должного уровня освешенности рабочих мест, класса в целом и др.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки при письме, размещение тетради на площади стола и ее продвижения во время письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы, и прежде всего следует принять меры к устранению недостатков, недостатков, уже имеющихся в посадке детей. (Умеющие писать дети низко склоняются над тетрадью, держат голову наклонно, поворачиваются к парте боком, поджимают под себя ноги и перенося центр тяжести корпуса долеко вперед.Тетрадь часто передвигается с одного места на другое: то сдвигается к низу парты, вследствие чего руки свешиваются с парты вниз, то выдвигается долеко, заставляя налегать всем корпусом на парту.)

В 1 классе надо на всех уроках неоднократно повторять с детьми правила посадки при письме. Для наглядности учитель может продемонстрировать таблицу: “Правильно сиди при письме”

После рассмотрении таблицы школьниками учитель может спросить, как ученик держит голову, руки, как опирается на спинку парты, где находятся ноги, обратить внимание на то, что сидение стула должно заходить за край стола.

Для формирования правильной и устойчивой позы на уроках письма очень важно научить детей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и другие учебные принадлежости, а также научить правильно держать ручку и тетрадь. Необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических материалов.

Свет должен падать слева для большинства учащихся класса, пишущих правой рукой, чтобы тень от руки не мешала процессу письма.

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность письма не должна превышать:

1 класс – 5 минут

2 класс – 8 минут

3 класс -12 минут

4 класс – 15 минут

При большом объеме и продолжительности письменных работ у школьников развивается утомление под влиянием комплексного воздействия непосредственно умственной работы и статистической нагрузки. Оно выражается в определенном возбуждении, проявляется в двигательном беспокойстве, в сравнительно частых изменениях положения тела. Короткий отдых важен и для корректировки позы учащихся. в ходе специальных упражнений и исследований, в частности В.А. Арсланова, выявлено, что они теряют рабочую посадку через каждые 2-7 минут после предъявляемого к ним требования. Естнественно, что одноразовые физминутки, обращения к детям по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического воздействия.

При работе с младшими школьниками необходимо поведения 2-3 физминуток, а так же специальных подготовительных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки.

Соблюдения учащимся гигиенических требований в процессе письма важно на протяжении всего периода обучения в школе.

Орудия и материалы для письма

Для занятий по каллиграфии желательно иметь классную доску с соответствующей разлиновкой, таблицы “Сиди правильно при письме”, плакаты рукописного шрифта, альбом образцов написания отдельных букв, прописи, цветные мелки и др.

Шариковая ручка. Она удобна для детей: тонкая, достаточно легкая. Недопустимо использование неудобных ручек или одной стержней.

Положение ручки в руке при письме. Ручку удерживают 3 пальца: большой, указательныйи средний. Ручка находится между большим и средним пальцами, а указательный придерживает ее сверху. Дети не должны крепко зажимать ручку. Указательный палец не должен прогибаться. Пальцы слегка вытянуты. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика приблизительно равно 1,5-2 см. Учитель должен проверять, насколько свободно дети держат ручку в руке, так как у них может закреплятся неправильная привычка держать ручку четырьмя пальцами,в кулак. Дети ставят руки на парту на локоть и показываю, как держать ручку. Указательный палец несколько раз легко поднимается вверх. Учитель напоминает, что ручку сжимать не надо, необходимо только удерживать ее между большим и средним пальцами. При письме нужно слегка нажимать указательным пальцем на ручку. При соприкосновении с бумагой она дает заметный след. Паста для ручки должна быть синей или фиолетовый. Красная паста используется только учителем. Записи красной пастой – сигнал о замечании, оценке, ошибке.

Тетрадь. При обучении письму учитель знакомит учеников с правилами оформления записей в тетради, подписывания тетрадей.

Для обучения письму  введена разлиновка тетради в 2 линии. Высота строчной буквы 4 мм, а заглавной буквы – 8 мм. С конца 2 класса, 3 и 4 классах рекомендована тетрадь в одну линию с расстоянием между линиями 8 мм. высота строчных букв 3 мм, заглавных – 6 мм. Цифрывсе пишутся высотой в клетку в правой ее половине, ширина цифры примерно в 2 раза меньше ее высоты.

Основные единные требования к ведению тетрадей сформулированы в Инструктивном письме:

– Писать в тетрадях аккуратным, разборчивым почерком.

– Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Тетради учащихся 1 и 2 классов подписываются учителем.

– Соблюдать поля с внешней стороны страницы.

– Обазначается дата, вид работы.

– Обозначать номер упражнения или вид задания.

– Соблюдать красную строку.

Тетради учащихся проверяются учителем после каждого урока у всех учащихся.

Письмо на классной доске. Часть классной доски должна быть разлинована, особенно это важно в 1 и 2 классах. На одну часть доски для письма по русскому языку и каллиграфии, на другую часть – для математики.

На доске учитель всегда должен писать так, чтобы учащиеся видели образцы правильного написания: форма и начертания букв, соединений, наклон должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к письму детей и дают в прописях. Учитель должен знать, что движения руки в процессе письма на доске не соответствует движениям руки в процессе письма в тетради. Разница заключается в следующем:

Письмо в тетрадях
Письмо на доске
При письме букв в тетради активно участвует мелкие мышцы пальцев, кисти, а так же дляпродвижения вдоль строки- поворот кисти (пронация) предплечия. Центр движения – локтевой сустав.
При письме на доске форма букв выписывается в основном движениями кисти и предплечья.  Передвижение вдоль строки осуществляется плечом с центром движения в плечевом суставе.
Наклон в тетради при письме осуществляется  только за счет наклонного положения тетради, основной же элемент движения пишется отвесно на себя. результата этого писмьма – наклонное письмо.
При письме на доске, так как она не наклонена по отношению к пищущему, основной элемент в буквах пишется действительно наклоном его вправо. Результат же письма в тетради и доске как по форме букв, так и по наклону должен быть одинаковым.

Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эфективность обучения и работоспособность учащихся на уроке, но и правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.

Некоторые особенности письма

первоклассников на начальном этапе обучения

Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. Уже в возрасте до 3-х лет дети берут в руки карандаш и чертят на листке каракули, позднее включается зрительный контроль: ребенок что-то рисует. Это в какой-то мере готовит к письму, но прежде всего необходимы упражнения в самом письме или же деятельности, достаточно близкой к нему.

Сам процесс осуществления движений очень сложен для ребенка и вызывает напряжение всего организма. Значительное напряжение при письме отмечается со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ребенок задерживает дыхание пока пишет безотрывно букву, слог, слово.

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети выписывает каждый элемент в отдельности. Ребенок обязательно прервет движение, остановится, чтобы понять, что делать дальше, он не расслабит мышцы, а будет “держать точку”, создавая еще большее напряжение. Это и образует временную структуру письма на начальном этапе обучения. Особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия разбивается на время выполнения движения и паузу перед следующим элементом, необходимую для осознания последующего движения.

Запись механических движений кончика стержня шариковой ручки (механограммы), осуществленная при помощи специальных датчиков, прикрепленных к стержню, позволила определить соотношение между продолжительностью самого движения и паузы.

Время, необходимое для осознания последующего действия, практически равно времени самого движения.

Вот почему так медленно и напряженно пишут дети на 1 этапе обучения, вот почему их нельзя торопить. А скорость письма на последующих этапах увеличится в связи с сокрощением микропаузы.

Таким образом, 1 этап формирования навыка определяет успех всего дела. Работа по каллиграфии практически начинается одновременно с процессом обучения письму. По мере изучения букв дети знакомятся с их рукописным начертанием, со способами их соединения в словах.

В течение всего первого периода обучения грамоте учащиеся пишут в рабочих прописях с постоянной зрительной опорой – образцом, который является указателем начала и дальнейшего направления движения руки.

В послебукварный период меняются и условия письма. Ученики работают в тетрадях для 1 класса, где отсутствуют образцы. Уже больше начинают работать с учебником, где упражнения даны печатным текстом . Детям приходится решать одновременно несколько задач:

– заменить печатную букву соответствующей рукописной,

– точно воспроизвести ее форму,

– правильно соединить с другими в составе слов, рационально расположить слова на строке.

С целью совершенствования навыка письма учебным планом предусматривается проведение каллиграфичесих минуток в 1-4  классах.

Содержание этих уроков: работа над конфигурацией букв и способами соединения их в словах, упражнение в связаности, ритмичности написание букв, слов и небольших предложений. В урок включается специальные упражнения для развития легкости руки в виде росчерков и узоров. Они предлагаются детям для обведения тупым концом ручки по контурам росчерка.

Необходимо использование на уроке средств наглядности, исключение в урок не менее 3 физминуток, игровых моментов, игра. Например, на доске учитель вывешивает  окно и помещает в него элемент какой-нибудь буквы, дети должны написать букву, которая могла потерять этот элемент. Этот игровой момент можно включить во время анализа строения букв или для проверки степени запоминания рукописной формы буквы. Возможны и другие игровые ситуации.

Важно и наличие “обратной связи” – возможности определить качество выполненного действия путем сравнения, для того, чтобы  сознательно это действие контролировать. Но для выполнения этой задачи ребенку необходимо дать ориентиры для зрительной коррекции. Этому служила косая разлиновка, определяющая высоту, протяженность, наклон элементов букв.

Вопрос о том, насколько целесообразны требования определенной высоты, протяженности и наклона – спорный. Крайнюю  позицию в этом вопросе занимала М.Ричардсон (Англия), считающая, что детей надо с самого начала обучать письму без всякой разлиновки. На этот вопрос должны ответить педагоги, методисты, поэтому еще болшее внимание следует уделить осмысленности выполнения движения, темпу деятельности и нарастанию скорости выполнения движений.Форсирование скорости письма только тормозит совершенствования навыка. Без знания этих механизмов, без учета их в процессе обучения нельзя эфективно выработать навык.

Таким образом, урок письма в 1 классе должен отвечать многим гигиеническим и дидактико-методическим требованиям, начиная с выработки посадки при письме до правильного написания букв сложнейшей конфигурации. В первую очередь он должен быть направлен на формирование каллиграфических навыков письма учащихся.

Методические приемы обучения

каллиграфическим навыкам письма

Какими приемами должен пользоваться учитель при обучении детей каллиграфии и какие приемы являются главными.

1. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время показа.

Это и есть основной прием обучения каллиграфичекеским навкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика – увидеть и понять, как надо написать и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец.

Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса.Такой показ является совершенно обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв.

Необходимо показывать учащимся способы соединения букв, так как, если учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами.Например, ученик может знать, как писать букву в строчную, но не догадывается, как соединить эту букву с другими, например ив или ов, что нам, уже усвоившим способ письма, кажется простым и очевидным.

Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетания, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать часто.

Показ письма букв, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или велечины та или иная часть буквы.

2. Способ “списывание с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради”

Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.

Необходимо отличать списывание с прописей, от копировального способа, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При списывании с готового образца производится  зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осуществляется при очень ограниченном осознании. Это не активный, а механический процесс. При  списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в млпдшем школьном возрасте очень выражено.

Важнео, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым разборчивым почерком.

3. Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточно осознания процесса письма и даже видения формы буквы.Иногда ученик может обводить букву, элементы не в нужном направлении.Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, словом, того, чего иногда зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма.Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение:

В начале строки точками учитель прописывает 2 буквы и одну букву прописывает в середине строки. Ученик обводит 2 буквы, далее пишет сам до написанного в середине строки образца. После этого учитель и ученик рассматривают, как написал буквы ученик, чем они отличаются от образца, что и как надо исправлять. Затем ученик обводит букву в середине строки и дописывает буквы до конца строки самостоятельно.При обведении образца двигательный образ буквы остается на некоторое время в памяти, обведенное движение запоминается, и 1-2 буквы ученик пишет без ошибок.

Для того, чтобы закрепить правильное движение, в середине строки ученик снова обводит образец буквы и пишет далее самостоятельно.

4.Воображаемое письмо, или обведение над образом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Воображаемое письмо проводится по написанному учителем на доске или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс письма. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, несколько точно дети вопроизводят движения и форму образца.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные методы и приемы, которые помимо прямого влияния – усвоения движения, восприятие формы, привлекают ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.

5. Анализ формы букв. Анализ формы букв может осуществлятся по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на элементы или составляющие, значительно выделяемые элементы.

Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из таких элементов: Когда мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем наклоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Если же мы пишем  букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу; В таком случае она состоит из 3 элементов. Иногда же зрительно выделяемые элементы и движение руки совпадают, как это бывает при письме буквы у.

Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением, например, так пишутся буквы в и д. Нужен ли тогда поэлементный анализ вообще? И как его надо проводить?

Прежде всего нужен анализ элементов движения при письме. Основными движениями и элементами при письме являются движения вниз на себя и соединительное движение. Эти движения прослеживаются во всех буквах, например, в,у,а.

Увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один итот же наклон, а при письме вверх большой наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв.

Таким образом, анализ формы буквы проводится по разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна  по способу написания.

6.Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучения правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным.

Важным приемом обучения чистописания является письмо под счет или в так счету и прием показа ошибочного написания.

 

Заключение

В практике школьного обучения письмо занимает  до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка.

И поэтому можно сделать следующие выводы:

1. Работа по формированию каллиграфичесих навыков письма должна быть организованна так, чтобы процесс обучения письму проходил интересно, в доступной форме, без перегрузок.

2. Большое внимание надо уделять индивидуальной работе с каждым ребенком.

3. Знание причины трудностей освоения навыка, современная педагогическая коррекция помогут учителю не только сформировать навык письма, но и сохранить физическое и психическое здоровье ребенка

4.Каллиграфическое письмо более грамотно, чем небрежное.

Leave a Reply

Your email address will not be published.