Лекция-концерт «Фестиваль музыки Казахстана»


Нанковская Татьяна Владимировна
Преподаватель по классу фортепиано
КГКП «Детская школа искусств №3» города Сарани

Разработка лекции-концерта «Фестиваль музыки Казахстана»

 

Цель: Воспитание гражданского патриотизма, художественно-эстетического вкуса учащихся, гармонично развитой личности.

 

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с лучшими образцами музыкального искусства Казахстана
  2. Расширение музыкального кругозора учащихся
  3. Реализация творческого потенциала учащихся

 

Форма проведения: лекция-концерт

 

Участники: учащиеся и педагоги музыкальных отделений Детской школы искусств

 

Аудитория: учащиеся общеобразовательных школ, детских музыкальных школ, детских школ искусств, родители учащихся

 

 

Лекция-концерт «Фестиваль музыки Казахстана»

 

Дорогие друзья!

Мы очень рады приветствовать вас на нашем фестивале, который посвящён музыке Казахстана. Сегодня вы услышите прекрасную музыку многих выдающихся казахских композиторов, писавших в разное время, в разных жанрах и стилях.

Широта и простор казахской песни, её разнообразная мелодика, где-то нежная, трепетная, лирическая, а где-то и праздничная, зажигательная, всё это поможет вам представить множество ярких, запоминающихся образов, почувствовать на мгновение всю красоту и своеобразие казахской природы – широкие степные просторы, белые юрты, словно разбросанные по весенне-зелёному ковру, благоухание цветущих трав, мирные пастбища, жаркое солнце…

 

Открывает наш концерт оркестр казахских народных инструментов под управлением ______________________________________________________.

Құрманғазы «Сары Арқа»

 

Представляем вашему вниманию казахскую народную песню в обработке С.Молдашева «Наз қоныр», которую исполнит самая маленькая участница нашего концерта, ученица 1 класса __________________________.

 

Всё искусство Казахстана, будь то музыка, танец, живопись, тесно переплетается с условиями жизни, быта, с праздниками, обрядами и обычаями казахского народа. Казахская народная музыка уходит своими корнями вглубь веков. Очень давно, ещё в древности, казахи вели кочевой образ жизни. Они переходили с одного места на другое, сворачивали юрты, собирали свои пожитки, гнали дальше свои стада, и так проходила вся жизнь, из года в год…

 

В исполнении __________________________, ученицы 2 класса, прозвучит казахская народная песня «Кәмшат бөрік»

 

Кочевой образ жизни, безусловно, отразился и на содержании, образах народного музыкального и поэтического искусства. Особенно это касается инструментальной музыки. Образ скакуна – любимого друга кочевника – один из самых распространённых в эпосе, в песнях.

А теперь давайте представим себе игру в лошадки. Эта детская, живая, подвижная игра бодрит, поднимает настроение! Музыка так и передаёт живой, бодрый, весёлый настрой этой, несколько воинственной, увлекательной игры. Пьеса композитора Бейбита Дальденбаева так и называется – «Игра в лошадки», а исполнит её ________________________, ученица 3 класса.

 

В казахском обществе были чрезвычайно развиты любительское пение, игра на музыкальных инструментах – для себя или узкого круга людей – друзей, родственников. Особое, почётное, уважаемое место занимали профессиональные деятели казахской культуры – акыны. Со своим любимым музыкальным инструментом – домброй – они почти никогда не расставались. Домбра сопровождала их повсюду – на свадьбах, ярмарках, тоях, состязаниях. Так рождалась народная песня…

Существует народная сказка-легенда о происхождении этого замечательного инструмента – домбры. Называется она «Мастер Али»:

 

Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то жители убегали из селений в степи и прятались, где могли, чтобы только не попасть ему на глаза. Близких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым соседом.

Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын – молодой человек замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на земле, которое любил жестокий хан.

Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и довольный, а слуги несли за ним его добычу – туши диких вепрей и кабанов.

Старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы тот далеко уезжал в горы.

– Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, – повторял он, встречая сына.

Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время всё шло хорошо.

Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился один, не взяв с собой никого из слуг. Только своему старому конюху он сказал, что едет за диким вепрем, который недавно появился в этих местах.

Испугался старый конюх:

– Берегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь.

Засмеялся юноша:

– Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?

Стегнул коня – и ускакал. Ускакал Хусаин – и не вернулся.

Вечер наступил. Звёзды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел старый хан из своей шелковой палатки гневный, хмурый:

– Где Хусаин? Где мой сын?

Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.

Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в сафьяновом сапоге и взмахнул шёлковой плёткой.

– Эй, слуги!

Сбежались слуги со всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан потребует.

– Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто привезёт мне весть, что с Хусаином случилось что-нибудь недоброе, тому я залью глотку кипящим свинцом. Ступайте!

Просвистела ещё раз ханская плётка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней, поскакали в степь, в горы искать Хусаина – ханского сына.

Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые клыки.

В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. «Что теперь будет? Как сказать хану о страшном несчастье?» Плакали слуги и от горести при виде погибшего юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.

И сказал тогда старый конюх товарищам:

– Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живёт в хижине у горного ручья. Нищий пастух Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он всё знает и умеет: и кувшины лепит из глины, и арканы для ловли коней плетёт, и новую пастушью свирель придумал. Пойдём к Али и спросим, как нам быть.

Пастух Али сидел у порога своей хижины и плёл корзину из ивовых прутьев. С горестью выслушал он рассказ старых слуг:

– Мы пришли к тебе, Али, за помощью, – сказали они, кончив свою печальную повесть. – Научи, как нам спастись от страшной казни, которая нас ожидает.

Долго думал Али, поникнув седой головой.

– Хорошо, – сказал он наконец, – до утра ещё далеко. Ложитесь и отдохните здесь у костра. Постараюсь помочь вашей беде.

На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня и заснули. А старый Али не спал. Он принёс тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом.

Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нём. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.

– Теперь идёмте к хану, – сказал старый пастух.

Окружённый испуганными слугами, вошёл он в палатку хана.

– Ты принёс мне весть о Хусаине? – грозно спросил хан.

– Да, великий хан, – ответил Али. И заиграл на том музыкальном инструменте, который он смастерил ночью.

Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи. И снова звериный рёв и жалобный шум леса…

Ужас охватил всех слушавших, – так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан вскочил с места:

– Ты принёс мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья залить горло горячим свинцом?

– Хан, – спокойно отвечал старый пастух, – я ничего не рассказал тебе. Я не произнёс ни одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и назвал домброй.

Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое отверстие под струнами.

Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у жителей степей появился с тех пор новый музыкальный инструмент – домбра. Очень полюбили его казахи и стали петь под звуки домбры свои прекрасные песни.

 

На сцене – ансамбль домбристов. Руководитель __________________.

Құрманғазы «Балбрауын»

 

А сейчас прозвучит пьеса композитора Калыя Молдобасанова «Танец куклы», а вы, наши дорогие слушатели, попробуйте представить себе лёгкую, изящную, маленькую куклу в ярких, пёстрых лоскутках, которая очень слаженно, ритмично, грациозно выполняет каждое движение, каждый поворот, каждый поклон. А исполнит пьесу «Танец куклы» ученица 4 класса __________________________.

 

Сейчас вы услышите несколько произведений композитора Евгения Брусиловского. Все они очень интересны, разнообразны, передают различные оттенки и настроения.

 

Характер национального обряда «Шашу» очень хорошо передаёт одноимённая пьеса Брусиловского. Радость, ликование и веселье слышатся в этой музыке. Исполняет ученица 2 класса __________________________.

 

Ученица 4 класса, __________________________, так же сыграет произведение Е.Брусиловского «Жайдарман».

 

Приглашаем на сцену ученицу 5 класса, __________________________. Евгений Брусиловский, «Қараторғай». «Қараторғай» в переводе означает – «Чёрный скворец».

 

И ещё одно произведение этого же композитора – «Праздник в колхозе» – прозвучит в исполнении нашей выпускницы, ученицы 7 класса, __________________________.

 

Некоторые композиторы Казахстана использовали в своём творчестве основы не только казахского искусства, они пытались донести до нас также и мелодии других народов, как например, казахский композитор Ахмет Жубанов написал «Таджикский танец». Исполняет ____________________, ученица 4 класса.

 

Иногда существуют такие заблуждения в том, что казахские композиторы писали преимущественно кюи, жыры или перекладывали для фортепиано, в основном, народные песни. Но это не так. В казахском музыкальном творчестве огромное разнообразие и других музыкальных жанров, таких как опера, балет, симфоническая музыка, танцы, различные инструментальные зарисовки.

 

И сейчас, в исполнении __________________________, ученицы 5 класса, вы услышите «Вальс» композитора Жолдыбая Дастенова. Вся мелодия этого вальса проникнута лёгкостью, изяществом, радостным, светлым настроением. Послушайте, пожалуйста!

 

Предлагаем вашему вниманию ещё два произведения композитора Жолдыбая Дастенова: «Танец» и «Осеннюю мелодию».

 

«Танец» исполнит __________________________, ученик 3 класса.

 

Ученица 5 класса __________________________ исполнит «Осеннюю мелодию».

 

Мы приглашаем на сцену ученицу 2 класса _______________________. Сейдолла Бәйтереков, «Дос туралы жыр».

 

Сыдық Мұхамеджанов, «Балхадиша». Исполняет ученица 3 класса __________________________.

 

Пьесу «Алёнушка» из цикла «Игрушки» казахстанского композитора Владимира Новикова исполнит ученица 3 класса _____________________.

 

А сейчас прозвучит пьеса «Интересная игра» композитора Латифа Хамиди. Слушая эту музыку, легко представляются бегущие друг за другом дети, весёлые разгорячённые лица. Так и захватывает дуг от быстрого бега, от ветра, бьющего в лицо! Может быть, это игра в догонялки? А, может быть, и какая-то другая, но тоже очень интересная. Пьесу «Интересная игра» исполнит ученица 4 класса __________________________.

 

Омархан Несіпханов, «Натюрморт». Очень лирический, распевный мотив этой мелодии навевает грусть, помогает слушателю проникнуться печальным, задумчивым настроением. Исполняет _______________________, 4 класс.

 

А сейчас мы услышим казахскую народную песню «Ләйлім» в фортепианной обработке Т.Асановой. На сцене – ученица 5 класса __________________________.

 

Латиф Хамиди «Ақдариға». Исполняет ученица 7 класса __________________________.

 

И в заключение нашего фестиваля вы услышите произведение композитора Дмитрия Мацуцина «Балхадиша». Исполняет ещё одна наша выпускница, ученица 7 класса, __________________________.

 

На этом наш сегодняшний фестиваль, посвящённый музыкальному творчеству Казахстана, окончен. Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *