Урок в 6 классе «Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.»


Семыкина Алла Васильевна

 учитель биологии и химии

КГУ «Кладбинская общеобразовательная школа»

Жамбылский район, Северо-Казахстанская область

Лабораторная работа № 25 «Строение цветка и плода растений семейства Бобовых»

Форма проведения: Карта «Устный  урок-1»

Цели: – усвоение учебного материала по требованиям норматива  качества знаний ( 63%);

-развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса;

-выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению знаний как критерий успешного человека.

Задача: выполнение регламента технологической карты.

Планируемый результат: достижение поставленной цели.

Оборудование: 1) интерактивная доска,

2) Алимкулова Р., Аметов А., Кужантаева Ж., Қайым А., Жумагулова К.

Биология-6.-Алматы: «Атамұра», 2015г.

1 Орг. момент

Мотивация

Мотивация учащихся как класс – команды: и успешности жизни после школы. Объяснение порядка работы по карте, для активизации класса дается слово лидеру. В правом верхнем углу ставиться число нормы 63% – 6

В классе 10 учащихся.

2 Актуализация субъективного опыта учащихся Перекрестный опрос по теме предыдущего урока:

1.Как расположены листья у пасленовых? (поочередно)

2.Назовите ядовитые растения семейства пасленовых? (дурман, белена)

3.Плод пасленовых (ягода, коробочка)

4.Какое жилкование листа имеют  пасленовые? (сетчатое)

5.Какой тип соцветия у пасленовых? (кисть)

6.Сколько чашелистиков у пасленовых? (5)

7.Сколько тычинок у пасленовых? (5)

8.Какой околоплодник у пасленовых? (двойной)

9.Это растения из семейства пасленовых содержит много витаминов А,В,С (томат)

10.Какая корневая система у пасленовых? (стержневая)

ХЛОПОК  ОДИН РАЗ

Тема сегодняшнего нашего урока: Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

(запись темы урока в тетрадь)

Сегодня на уроке мы узнаем, по каким признакам растения относят к классу двудольных, познакомимся с представителями семейства бобовых. Это семейство включает около 12 тыс. видов; среди них есть деревья, кустарники, травы.

 

Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам опроса в МПМ (матрица посадочных мест)

Сначала задаем вопрос, затем указывает на место в МПМ. На доске записать результат: 1 этап ≤ или ≥ нормы

3 Организация восприятия Опорные слова по новой теме наносится на доску.

1.Кисть 2.Головка

3-4.Неправильный цветок

5-6.Плод боб

7,8,9-перистосложные, пальчатосложные и тройчатые листья

10.Парус 11.Весла 12.Лодочка

13-14 один пестик

Объяснить  значение опорных слов.

После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются  тетрадями  и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получает оба ученика, за фальсификацию результатов.

ХЛОПКИ ДВА РАЗА

Норматив времени на запоминание

14 слов – 1 мин 15 сек

На доске записать результат: 2 этап ≤ или ≥ нормы

4 Организация осмысления Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. 5  мин на лист
5 Первичная проверка понимания Перекрестный опрос по теме урока, но не по порядку

1.Плод бобовых

2.Корневая система бобовых

3.Какой околоцветник у бобовых?

4.Как называется верхний крупный лепесток?

5.Как называются два нижних сросшихся лепестка?

6.Ценное кормовое растение (клевер)

7.Какое растение широко используют в медицине? (солодка голая)

8.Соцветие бобовых (головка, кисть)

9.Сколько чашелистиков у бобовых? (5)

10.Соцветие клевера (головка)

По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся,  у которых два минуса.

Спасательный круг

1.Какой лист у клевера? (тройчатый)

2.Назовите представителей Бобовых которые относятся к овощным?(бобы, фасоль, горох)

3. Из чего состоит пестик? (рыльце, столбик, завязь)

 

Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам опроса.

На доске записать результат: 3 этап ≤ или ≥ нормы

6 Организация первичного закрепления Критический опрос

1.     Растения семейства бобовых опыляются ветром (нет насекомыми или самоопыление)

2.     У бобовых всего лепестков 7 ( нет 5 лепестков)

3.     Формула цветка бобовых  Ч2+2Л4Т2+4П11  (5)Л3+(2)Т(9+1)П1)

4.     У клевера стелющийся стебель (нет вьющейся или прямостоячий)

5.     Благодаря высокому содержанию углеводов бобовый используются как овощные растения (белок)

6.     Цветки у бобовых правильной формы, так как имеют одну ось симметрии (нет неправильной формы)

7.     Мелки цветки бобовых собраны в соцветие корзинка (головка, кисть)

8.     К ядовитым растениям относится солодка голая (нет брунец)

9.     Плод бобовых –стручок или стручочек (боб)

10.                       Из бобовых питательным считается горох (земляной орех, нут)

ХЛОПКИ ТРИ РАЗА

Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам опроса.

На доске записать результат: 4 этап ≤ или ≥ нормы

7 Анализ

 

 Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая.  Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны.

 

Время 5 минут

Норма-100 слов

Допуск – 63 слова

Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам

5 этап ≤ или ≥ нормы

8 Рефлексия Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость.  
9 Оценки Норматив выставления оценок в журнал:  4 – 5 отметок – 5 баллов

3 отметки – 4 балла

2 отметки – 3 балла

1 отметка – 2 балла

Норматив 63 %
10 Домашнее задание § 5.6 стр.323-330  

 

Используемая литература:

  1. Алимкулова Р., Аметов А., Кужантаева Ж., Қайым А., Жумагулова К.

Биология-6.-Алматы: «Атамұра», 2015г.

  1. Вассерман Ф.Я. Технологические карты. Методическое пособие для учителей.- Алматы, 2016г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *