Урок в 6 классе «Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.»
Семыкина Алла Васильевна
учитель биологии и химии
КГУ «Кладбинская общеобразовательная школа»
Жамбылский район, Северо-Казахстанская область
Лабораторная работа № 25 «Строение цветка и плода растений семейства Бобовых»
Форма проведения: Карта «Устный урок-1»
Цели: – усвоение учебного материала по требованиям норматива качества знаний ( 63%);
-развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса;
-выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению знаний как критерий успешного человека.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат: достижение поставленной цели.
Оборудование: 1) интерактивная доска,
2) Алимкулова Р., Аметов А., Кужантаева Ж., Қайым А., Жумагулова К.
Биология-6.-Алматы: «Атамұра», 2015г.
1 | Орг. момент
Мотивация |
Мотивация учащихся как класс – команды: и успешности жизни после школы. Объяснение порядка работы по карте, для активизации класса дается слово лидеру. | В правом верхнем углу ставиться число нормы 63% – 6
В классе 10 учащихся. |
2 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Перекрестный опрос по теме предыдущего урока:
1.Как расположены листья у пасленовых? (поочередно) 2.Назовите ядовитые растения семейства пасленовых? (дурман, белена) 3.Плод пасленовых (ягода, коробочка) 4.Какое жилкование листа имеют пасленовые? (сетчатое) 5.Какой тип соцветия у пасленовых? (кисть) 6.Сколько чашелистиков у пасленовых? (5) 7.Сколько тычинок у пасленовых? (5) 8.Какой околоплодник у пасленовых? (двойной) 9.Это растения из семейства пасленовых содержит много витаминов А,В,С (томат) 10.Какая корневая система у пасленовых? (стержневая) ХЛОПОК ОДИН РАЗ Тема сегодняшнего нашего урока: Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. (запись темы урока в тетрадь) Сегодня на уроке мы узнаем, по каким признакам растения относят к классу двудольных, познакомимся с представителями семейства бобовых. Это семейство включает около 12 тыс. видов; среди них есть деревья, кустарники, травы.
|
Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам опроса в МПМ (матрица посадочных мест)
Сначала задаем вопрос, затем указывает на место в МПМ. На доске записать результат: 1 этап ≤ или ≥ нормы |
3 | Организация восприятия | Опорные слова по новой теме наносится на доску.
1.Кисть 2.Головка 3-4.Неправильный цветок 5-6.Плод боб 7,8,9-перистосложные, пальчатосложные и тройчатые листья 10.Парус 11.Весла 12.Лодочка 13-14 один пестик Объяснить значение опорных слов. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются тетрадями и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получает оба ученика, за фальсификацию результатов. ХЛОПКИ ДВА РАЗА |
Норматив времени на запоминание
14 слов – 1 мин 15 сек На доске записать результат: 2 этап ≤ или ≥ нормы |
4 | Организация осмысления | Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. | 5 мин на лист |
5 | Первичная проверка понимания | Перекрестный опрос по теме урока, но не по порядку
1.Плод бобовых 2.Корневая система бобовых 3.Какой околоцветник у бобовых? 4.Как называется верхний крупный лепесток? 5.Как называются два нижних сросшихся лепестка? 6.Ценное кормовое растение (клевер) 7.Какое растение широко используют в медицине? (солодка голая) 8.Соцветие бобовых (головка, кисть) 9.Сколько чашелистиков у бобовых? (5) 10.Соцветие клевера (головка) По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Спасательный круг 1.Какой лист у клевера? (тройчатый) 2.Назовите представителей Бобовых которые относятся к овощным?(бобы, фасоль, горох) 3. Из чего состоит пестик? (рыльце, столбик, завязь)
|
Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам опроса.
На доске записать результат: 3 этап ≤ или ≥ нормы |
6 | Организация первичного закрепления | Критический опрос
1. Растения семейства бобовых опыляются ветром (нет насекомыми или самоопыление) 2. У бобовых всего лепестков 7 ( нет 5 лепестков) 3. Формула цветка бобовых Ч2+2Л4Т2+4П11 (Ч(5)Л3+(2)Т(9+1)П1) 4. У клевера стелющийся стебель (нет вьющейся или прямостоячий) 5. Благодаря высокому содержанию углеводов бобовый используются как овощные растения (белок) 6. Цветки у бобовых правильной формы, так как имеют одну ось симметрии (нет неправильной формы) 7. Мелки цветки бобовых собраны в соцветие корзинка (головка, кисть) 8. К ядовитым растениям относится солодка голая (нет брунец) 9. Плод бобовых –стручок или стручочек (боб) 10. Из бобовых питательным считается горох (земляной орех, нут) ХЛОПКИ ТРИ РАЗА |
Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам опроса.
На доске записать результат: 4 этап ≤ или ≥ нормы |
7 | Анализ
|
Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны.
|
Время 5 минут
Норма-100 слов Допуск – 63 слова Всем учащимся ставится минус или плюс по результатам 5 этап ≤ или ≥ нормы |
8 | Рефлексия | Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость. | |
9 | Оценки | Норматив выставления оценок в журнал: 4 – 5 отметок – 5 баллов
3 отметки – 4 балла 2 отметки – 3 балла 1 отметка – 2 балла |
Норматив 63 % |
10 | Домашнее задание | § 5.6 стр.323-330 |
Используемая литература:
- Алимкулова Р., Аметов А., Кужантаева Ж., Қайым А., Жумагулова К.
Биология-6.-Алматы: «Атамұра», 2015г.
- Вассерман Ф.Я. Технологические карты. Методическое пособие для учителей.- Алматы, 2016г.