Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.


Лавник Фарида Вакильевна

Учитель самопознания КГУ «СОШ 46» г. Караганды

   Инструктивно-методическое письмо.

 Астана: НАО  им. И. Алтынсарина, 2017.

Основной задачей предмета самопознание – раскрытие ценностного отношения к самому себе, людям и окружающей действительности. Нелегко, можно сказать,  достаточно трудно измерить уровень достижения цели, задач урока.  Известно, что учение – это скрытый от нас внутренний процесс, поэтому  учитель не имеет прямого контроля. Каждый обучающийся формирует собственное понимание изучаемого материала и принимает решение, что ему для этого необходимо. Представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя и учащихся   о достижениях и проблемах, позволяет определить уровень достижения цели и решения учебных задач на уроках самопознания даёт обратная связь.

Что считается обратной связью?  Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Получая  обратную  связь на различных этапах урока,  участники обучения  получают информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в процессе учения,  конкретные рекомендации для продвижения к цели обучения, внесения изменений в свою деятельность. В процессе осуществления обратной связи, учащиеся и учитель  отвечают на следующие вопросы: В правильном ли направлении я двигаюсь? Что я должен улучшить? Что я делаю хорошо? Как я в целом справляюсь с работой?

Авторы книги «Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь» Шейлы  Хин, Дугласа  Стоун утверждают, что каждый человек от природы запрограммирован на учёбу,  потому что открытие  чего‑то нового и достигаемый прогресс всегда доставляют нам чувство глубокого удовлетворения. Учёные, исследующие понятие счастья, обнаруживают, что фундаментальным ингредиентом удовлетворенности жизнью являются постоянная учёба и рост над собой. Но оказывается, что та часть учёбы, которая называется самопознанием, вызывает совсем другие чувства. Узнавать что‑то новое о самих себе – процесс  порой весьма болезненный, а предоставляемая обратная связь зачастую не учитывает того, что могло бы мотивировать человека  на учёбу. Важно помнить, что обратная связь – это не только аттестация, определение  рейтинга, но и все те комментарии, которые вам приходится слышать в свой адрес.

Поэтому важно  учиться и учить не только давать обратную связь, но принимать её.

Каковы же правила предоставления обратной связи? Известны три основных правила:

1.  Начните с положительной оценки.

2. Обсудите то, что требует улучшений и изменений, согласуйте план действий.

3.  Завершите беседу на позитиве.

 

Обратная связь позволяет делать акцент на плюсы, а не на недостатки. Так как, отмечая именно сильные стороны работы учащегося, учитель мотивирует его на дальнейшее взаимодействие.

Признаками  успешной обратной связи считаются  своевременность, систематичность, открытость. Взаимоуважение и доброжелательность – атмосфера обратной  связи. Обратная связь осуществляется в следующих направлениях: учитель и ученики, учитель и ученик, ученик и ученик,   ученик и ученики,  как в устной, так и в письменной форме на любых этапах урока.

Широко применяться для осуществления обратной связи как рефлексия.

Например:

метод «Шкалирование».

Назовите пять ключевых понятий (праведности,  патриотизма и .т.д.) оцените уровень понимания данных понятий.

 
0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
 

В правильном ли направлении я двигаюсь? Что я должен улучшить? Что я делаю хорошо? Как я в целом справляюсь с работой?

 

ПОПС – формула- интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР (PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary. Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», Санкт-Петербург, Института права.). Приём позволяет уча­щимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. В этом его ценность.

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Учащимся   предлагаются  начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 

Пример. (по теме «Счастье человека» 10 класс)

Ненахова Валерия. 10 класс.

Я считаю, что счастье человека зависит от самого человека, его решений, действий.

Потому, что счастливыми мы себя чувствуем, когда удовлетворены результатами свих поступков, деятельности своей жизни.

Я могу доказать на примере того, что в течение 2-х недель я ухаживала за своей маленькой сестрёнкой, она заболела ветряной оспой. Сестрёнка перенесла заболевание без  осложнений. Я- счастлива.

Исходя из этого, я делаю вывод, что каждый из нас сам может делать себя счастливым.

 

Чтобы задать общее направление рефлексии учащихся, учитель добавляет в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения. Например.  «Я считаю, что патриот …», «Я считаю, что мечта …» и т.д.

ПОПС – формула  предоставляет  уникальную возможность в короткое время  получить информацию о степени «погружения» ученика в материал,  о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта. Но  самое главное, учащимся предлагается  выразить собственное мнение, собственную позицию.

После выполнения подобных заданий можно предложить  учащимся дать  Обратную связь на работы учеников:  письменно в парах или  устно по принципу закончи предложение «Согласен…, Видно, что …».

Интересной считаю Модель обратной связи «Бутерброд» обратной связи. Наиболее известная модель  и широко применяемая в маркетинге. Есть возможность адаптировать её для осуществления обратной связи на уроках самопознания. Она простая для понимания, легко запоминается, удобна в использовании.

Описание: блок развивающей обратной связи находится между двумя блоками позитивной обратной связи. Отсюда и название «бутерброд». Применяется в беседах по постановке целей, корректировке результатов, развитию учащихся.

B.O.F.F.

Описание: аббревиатура из начальных букв английского названия четырёх ступеней модели. Поведение (Behaviour) – Результат (Outcome) – Чувства (Feelings) – Будущее (Future).

Ситуация: подростки обращаются  к известному писателю  и публицисту о проблемах общения с окружающими людьми  (Самопознание.Учебник для 10 класса.  Алматы. ННПЮОЦ «Бобек», стр. 58-60).

Пример:

1.     Поведение (Behaviour). Изложите автору письма  свои наблюдения о его поведении. Конкретно, на языке фактов, желательно с деталями. Обсудите причины.

2.     Результат (Outcome). Обсудите  поведение, как оно  сказывается на результатах общения.

3.     Чувства (Feelings). Скажите о том, что Вы чувствуете, зная, что автор письма ведёт себя таким образом. Вы расстроены, огорчены, не очень счастливы, Вам неприятно осознавать. Обсудите, что чувствуют другие. Тем самым Вы поможете автору  осознать неприемлемость его поведения.

4.     Future (Будущее). Обсудите, что автор письма  может сделать в будущем для того, чтобы исключить проблемы в общении ( конкретные действия, сроки).

SOI

Описание: Стандарт (Standard) – Наблюдение (Observation) – Результат (Result).

Ситуация: пешеходы стоят на переходе, ждут зелёный сигнал светофора. Автомобилей нет. Один пешеход, видя, что автомобилей поблизости  нет, переходит проезжую часть на запрещающий сигнал светофора.

Пример:

1.     Стандарт (Standard). Напомните об установленных правилах поведения.

2.     Наблюдение (Observation) – Изложите факты и наблюдения. «Исходы ДТП»

3.     Результат (Result). Обсудите влияние поведения отдельного человека на результат качества жизни окружающих.

SLC

Описание: Успехи (Successes) – Уроки (Learn) – Change (Изменения). Эта модель обратной связи хорошо встраивается в командную работу: работу проектных групп при подведении итоговых или промежуточных результатов.

Ситуация: группа  завершила работу над  проектом.

Пример: попросите каждого участника группы  отметить 2 самых важных личных достижения в ходе работы над проектом, 1 самый важный урок, который они извлекли, и 1 изменение, которое необходимо сделать на этапе доработки  проекта. Затем позвольте каждому высказать своё мнение. Составьте списки и выберите 5 самых важных достижений, 2 урока и 1 самое важное изменение. Количество позиций в списке может меняться в зависимости от ситуации, размера  группы.

 

Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. Внедряется новая система оценивания – критериальное.  Для сбора данных о прогрессе в обучении в течение каждого урока осуществляется формативное оценивание, которое служит не только для определения уровня освоения знаний в процессе обучения, но и  проводится учителем для осуществления обратной связи.  Формы, виды обратной связи учитель выбирает на свое усмотрение, используя свой наработанный опыт.

В своей книге Работающие учебные стратегии: Научно-обоснованные стратегии для повышения качества обучения, Marzano, Pickering and Pollock (2001) называют обратную связь в числе девяти наиболее эффективных стратегий.

 

Список использованных источников:

Руководство по критериальному оцениванию для учителей Назарбаев Интеллектуальных школ. Астана.2016.

5 основных стратегий для формативного оценивания. Уильям Д. и Томсон М. 2007.

«Дуглас Стоун, Шейла Хин. Спасибо за отзыв»: Попурри. Минск. 2014.

Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017.

Приём  «Попс-формула» – Дидактические инструментарии образовательных технологий. Современные подходы к обучению и воспитанию  http://lib.convdocs.org

Аствацатуров Г.О. О дидактике и педагогической технике. Дидактор – сайт и блог учителя и педагога.

https://www.intel.com/content/dam/www/program/education/…/feedback.pdf. Примеры обратной связи.

Материалы сайта www.b-training.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *