Авторская программа
Хаванцева Татьяна Михайловна
педагог КГКП «Детская школа искусств №3» г.Сарани
Необходимо учить детей, не разрушая сложившееся в раннем детстве отношение к изобразительной деятельности и не переучивая на «правильное изображение», подпитывать их творчество, вооружая его новыми средствами.
Уроки проводятся два раза в неделю, по три академических часа. Как правило, это два урока ИЗО и урок декоративно – прикладного искусства или лепки. Смена видов деятельности поддерживает интерес учащихся к изобразительному творчеству.
В первой четверти дети знакомятся с графической и живописной грамотой, работают в различных техниках. Небольшая сказка «Тимошкины краски», игровая и сюжетная линия, которой помогает учащимся с наиболее распространенными и доступными цветами. После чтения сказки детям задаются вопросы по сюжету, и предлагается порисовать. Дидактическая «Сказка про краски», теплые и холодные, повествует о цветах солнца и огня, о красках неба и моря. Ребятам предлагается посетить «Королевство красок» и порисовать цветными мазочками (теплыми и холодными цветами).
Урок – экскурсия в парк, где дети могут не только получить радость от общения с природой, но и собрать осенние листья, которыми потом можно делать «отпечатки» на занятиях ДПИ, составлять композиции «Осенний букет» и другие.
Во второй четверти задания усложняются, дети знакомятся с понятием художественного образа, компоновки листа, знакомятся с обитателями подводного мира.
Детям предлагается выполнить акварельными красками различные виды рыбок, вырезать их и придумать сказку, где каждый сыграет свою роль. Знакомство с искусством Казахстана начнется с просмотра видеоматериалов по данной теме. Дети с интересом знакомятся с историей казахского народа, истоками его национальной культуры, преподносимой в виде мифов, легенд и сказок. На уроках лепки учащиеся продолжают знакомиться с культурой казахского народа, изучая орнамент.
В третьей четверти дети знакомятся с силуэтом, с помощью дидактических карточек. Учащиеся отгадывают силуэты животных и предметов. Учащиеся старших классов показывают детям теневой театр: сказку «Колобок» и «Красная шапочка». После просмотра детям предлагается выполнить силуэтное изображение понравившегося героя.
Используя на уроках лепки рамную замазку, дети могут выполнять круглую скульптуру, рельеф. В цвете можно работать гуашью, предварительно покрыв работу водоэмульсионной краской. А также пластилином, декорируя работы бисером, гель – клеем и т.д. Данная замазка не осыпается после высыхания, долговечна, не имеет запаха, что очень удобно и безопасно при выполнении изделий. После проведения городских семинаров для учителей изо и воспитателей детских садов, данная техника нашла широкое применение в изобразительной деятельности детей.
В четвертой четверти продолжается развитие наблюдательности при рисовании с натуры. На пленере дети рисуют деревья, кусты, цветы и др. Знакомятся с жанром натюрморт. Смотрят видеоматериалы по данной теме, отгадывают загадки про овощи и фрукты, по дидактическим карточкам узнают их форму.
Сложной темой является иллюстрация. Дети приносят книги с любимыми сказками, после чтения отрывков некоторых из них рисуют сюжетную композицию. Организуем небольшую выставку «Любимый сказочный герой».
Дети посещают музей СГТК, где представлено творчество Сахи Бекташевой, знакомятся с росписями и масляными работами художницы. На уроках ДПИ проводится коллективная работа по составлению казахского ковра.
В программе соблюдена системность развития фантазии на основе последовательно выстроенных учебно-тематических задач. Любое задание начинается с выполнения нескольких вариантов в эскизной форме простым карандашом. Затем выполняется основной рисунок. Применение на уроках нетрадиционных художественных техник достаточно эффективно развивает фантазию детей, повышает интерес и эмоциональную отзывчивость. Задания по теме подбираются не только интересные, но и посильные.
Допустим, в программе есть тема иллюстрация к сказке, то давать ее можно лишь после того как дети раскрепостят свою фантазию, изображая графически, аппликативно и живописно отдельные фрагменты этой иллюстрации, подбирая их по мере сложности. В этом случае фантазия ребенка обогащается, позволяя его воображению работать достаточно продуктивно. В свою очередь это вырабатывает чувство уверенности, творческой смелости, позволяя ребенку уходить от стереотипов в изображении различных сюжетов. Стимулируют воображение видеозаписи, сделанные специально под какую – то конкретную тему.
При подборе тем учитываются индивидуальные способности детей, принимая во внимание разницу восприятия мальчиков и девочек.
Форма итогов по каждой теме:1. обсуждение детских работ (законченных) формулирует у детей учебное действие оценки и развивает способность к эстетическим суждениям. В результате обсуждения учащиеся отбирают несколько рисунков для сменных выставок.
2. просмотр детских работ выполненных за четверть, где дети и родители могут увидеть творческий рост и развитие художественных способностей своих детей.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся «0» класса
1. Знать основы композиции
2. Уметь определить степень законченности работы
3. Уметь передать художественный образ, его эмоциональную выразительность через цвет и сюжет.
4. Умение пользоваться гуашью, акварелью.
5. Знать активные точки плоскости листа.
6. Знать цветовые гаммы: контрастные, родственные.
7. Знать виды и жанры изобразительного искусства.
8. Уметь в лепке передавать движение и форму объекта.
9. Уметь передавать пропорциональные отношения в предмете.
10. Умение владеть техникой аппликации, составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
Игры и упражнения для развития эстетических способностей.
· Игра – упражнение « Цвета радуги», игра – загадка « Слушая звуки музыки»
· Лото « Знаешь ли ты деревья?», «Новогоднее лото»
· Игра – упражнение «Какого – цвета снег?»
· Игра – эстафета «Собери предметы из избушки медведя»
· Игра – упражнение «Что бывает весной?»
· Игра – экскурсия «В гостях у картин»
· Игра «В гостях у народных мастеров»
· Лото «Какое дерево лист потеряло?»
· Лото «Плоды садов и огородов»
· Игра – загадка «В музее осени»
· Игра- загадка «Волшебная птица»
· Упражнение «Цветные зверюшки»
· Игра- загадка «Ошибки Незнайки»
· Разрезные картинки «Составь цветок»
· Лото «Народные промыслы»
· Игра – загадка «Передник матрешки»
· Игра «Как одевались сказочные герои?»
· Упражнение «Волшебные краски»
· Игра – эстафета «Веселый узор»