Авторская программа


 Хаванцева Татьяна Михайловна
педагог КГКП «Детская школа искусств №3» г.Сарани

Продуктивность развивающего обучения детей в области художественной деятельности обеспечивается на занятиях единством обучения и творчества.

Необходимо учить детей, не разрушая сложившееся в раннем детстве отношение к изобразительной деятельности и не переучивая на «правильное изображение», подпитывать их творчество, вооружая его новыми средствами.

Уроки проводятся два раза в неделю, по три академических часа. Как правило, это два урока ИЗО и урок декоративно – прикладного искусства или лепки. Смена видов деятельности поддерживает интерес учащихся к изобразительному творчеству.

В первой четверти дети знакомятся с графической и живописной грамотой, работают в различных техниках. Небольшая сказка «Тимошкины краски», игровая и сюжетная линия, которой помогает учащимся с наиболее распространенными и доступными цветами. После чтения сказки детям задаются вопросы по сюжету, и предлагается порисовать. Дидактическая «Сказка про краски», теплые и холодные, повествует о цветах солнца и огня, о красках неба и моря. Ребятам предлагается посетить «Королевство красок» и порисовать цветными мазочками (теплыми и холодными цветами).

Урок – экскурсия в парк, где дети могут не только получить радость от общения с природой, но и собрать осенние листья, которыми потом можно делать «отпечатки» на занятиях ДПИ, составлять композиции «Осенний букет» и другие.

Во второй четверти задания усложняются, дети знакомятся с понятием художественного образа, компоновки листа, знакомятся с обитателями подводного мира.

Детям предлагается выполнить акварельными красками различные виды рыбок, вырезать их и придумать сказку, где каждый сыграет свою роль. Знакомство с  искусством Казахстана начнется с просмотра видеоматериалов по данной теме. Дети с интересом знакомятся с историей казахского народа, истоками его национальной культуры, преподносимой в виде мифов, легенд и сказок. На уроках лепки учащиеся продолжают знакомиться с культурой казахского народа, изучая орнамент.

В третьей четверти дети знакомятся с силуэтом, с помощью дидактических карточек. Учащиеся отгадывают силуэты животных и предметов. Учащиеся старших классов показывают детям теневой театр: сказку «Колобок» и «Красная шапочка». После просмотра детям предлагается выполнить силуэтное изображение понравившегося героя.

Используя на уроках лепки рамную замазку, дети могут выполнять круглую скульптуру, рельеф. В цвете можно работать гуашью, предварительно покрыв работу водоэмульсионной краской.  А также пластилином, декорируя работы бисером, гель – клеем и т.д. Данная замазка не осыпается после высыхания, долговечна, не имеет запаха, что очень удобно и безопасно при выполнении изделий. После проведения городских семинаров для учителей изо и воспитателей детских садов, данная техника нашла широкое применение в изобразительной деятельности детей.

В четвертой четверти продолжается развитие наблюдательности при рисовании с натуры. На пленере дети рисуют деревья, кусты, цветы и др. Знакомятся с жанром натюрморт. Смотрят видеоматериалы по данной теме, отгадывают загадки про овощи и фрукты, по дидактическим карточкам узнают их форму.

Сложной темой является иллюстрация. Дети приносят книги с любимыми сказками, после чтения отрывков некоторых из них рисуют сюжетную композицию. Организуем небольшую выставку «Любимый сказочный герой».

Дети посещают музей СГТК, где представлено творчество Сахи Бекташевой, знакомятся с росписями и масляными работами художницы. На уроках ДПИ проводится коллективная работа по составлению казахского ковра.

В программе соблюдена системность развития фантазии на основе последовательно выстроенных учебно-тематических задач. Любое задание начинается с выполнения нескольких вариантов в эскизной форме простым карандашом. Затем выполняется основной рисунок. Применение на уроках нетрадиционных художественных техник достаточно эффективно развивает фантазию детей, повышает интерес и эмоциональную отзывчивость.  Задания по теме подбираются не только интересные, но и посильные.

Допустим, в программе есть тема иллюстрация к сказке, то давать ее можно лишь после того как дети раскрепостят свою фантазию, изображая графически, аппликативно и живописно отдельные фрагменты этой иллюстрации, подбирая их по мере сложности. В этом случае фантазия ребенка обогащается, позволяя его воображению работать достаточно продуктивно. В свою очередь это вырабатывает чувство уверенности, творческой смелости, позволяя ребенку уходить от стереотипов в изображении различных сюжетов. Стимулируют воображение видеозаписи, сделанные специально под какую – то конкретную тему.

При подборе тем учитываются индивидуальные способности детей, принимая во внимание разницу восприятия мальчиков и девочек.

Форма итогов по каждой теме:1.  обсуждение детских работ (законченных) формулирует у детей учебное действие оценки и развивает способность к эстетическим суждениям. В результате обсуждения учащиеся отбирают несколько рисунков для сменных выставок.

2. просмотр детских работ выполненных за четверть, где дети и родители могут увидеть творческий рост и развитие художественных способностей своих детей.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся «0» класса

1.       Знать основы композиции

2.       Уметь определить степень законченности работы

3.       Уметь передать художественный образ, его эмоциональную выразительность через цвет и сюжет.

4.       Умение пользоваться гуашью, акварелью.

5.       Знать активные точки плоскости листа.

6.       Знать цветовые гаммы: контрастные, родственные.

7.       Знать виды и жанры изобразительного искусства.

8.       Уметь в лепке передавать движение и форму объекта.

9.       Уметь передавать пропорциональные отношения в предмете.

10.  Умение владеть техникой аппликации, составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Игры и упражнения для развития эстетических способностей.

·        Игра – упражнение « Цвета радуги», игра – загадка « Слушая звуки музыки»

·        Лото « Знаешь ли ты деревья?», «Новогоднее лото»

·        Игра – упражнение  «Какого – цвета снег?»

·        Игра – эстафета «Собери предметы из избушки медведя»

·        Игра – упражнение «Что бывает весной?»

·        Игра – экскурсия «В гостях у картин»

·        Игра «В гостях у народных мастеров»

·        Лото «Какое дерево лист потеряло?»

·        Лото «Плоды садов и огородов»

·        Игра – загадка «В музее осени»

·        Игра- загадка «Волшебная птица»

·        Упражнение «Цветные зверюшки»

·        Игра- загадка «Ошибки Незнайки»

·        Разрезные картинки «Составь цветок»

·        Лото «Народные промыслы»

·        Игра – загадка «Передник матрешки»

·        Игра «Как одевались сказочные герои?»

·        Упражнение «Волшебные краски»

·        Игра – эстафета «Веселый узор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *