Статья. Размышления школьного тренера «Быть в потоке…»


Симиютина Лариса Анатольевна
учитель начальных классов ГУ «Средняя школа села Карабулак» отдела образования города Степногорска Акмолинской области

В сентябре 2014 года я была отправлена на уровневые курсы по Программе второго (основного) уровня. Судьба распорядилась так, что курсы я проходила в РИПК СО города Алматы. Город приветливо встречал гостей. С первых минут своего пребывания в городе я сразу оказалась в потоке! Сначала – в потоке выходящих пассажиров поезда, затем – в потоке более 1000 слушателей,  таких же, как и я, прибывших на курсы и устраивающихся по местам своего распределения.  Тогда я еще не придавала особого значения выражению «быть в потоке». Войдя в аудиторию, на первом же занятии наша тренер Касимова Сауле Бахытовна добродушно приветствовала нас с пожеланиями к каждому из нас «Быть всегда в потоке!». С каждым днем я все более и более раскрывала для себя глубокий смысл этих слов. На своих занятиях тренер умело и грамотно вовлекла нас в поток новых знаний, поток интересных идей, поток новых приемов работы. Помимо передачи знаний тренер внесла огромный вклад в создание атмосферы дружбы, сплоченности в нашем маленьком коллективе.

Но тогда я еще не до конца осознавала глубину слов «Быть в потоке». Только сейчас передо мной открывается глубокий смысл этих слов и важность их предназначения. Прохождение уровневых курсов вовлекло меня в огромный поток и стало мостиком для внесения изменений в практику преподавания и обучения. Следующим этапом моего профессионального развития стало повышение квалификации в ЦПМ города Кокшетау на тренерских курсах. Именно здесь, на тренерских курсах, я поняла, как мощным потоком меня увлекает все дальше и дальше. Имея определенный багаж знаний, я приступила к изучению нового. По пути тренерского мастерства нашу группу повела  Жижикина Ольга Витальевна. Казалось бы, чем можно удивить нас, учителей, прошедших уровневые курсы? Но на каждом занятии она открывала для нас новые знания, которые изменили наше видение на процесс преподавания и обучения, ориентированный, прежде всего, на обучение учителей. Ее занятия были интересны с особой «изюминкой», приемы разнообразны, фразы лаконичны. Применяя идеи семи модулей Программы на своих занятиях, она показывала результативность их применения в действии. Мы смогли на собственном примере прочувствовать, «прожить» тот или иной прием и сделать собственные выводы. Лично я анализировала каждый шаг тренера в проведении занятий с нами, потому что это, как нельзя лучше, являлось наглядным примером для проведения моих дальнейших собственных тренингов. Время не ждет и не стоит на месте и с течением времени меняется все вокруг. Например, за три года после прохождения уровневых курсов появилось множество новых методов и приемов, которые мне были неизвестны. На тренерских курсах, взаимодействуя с тренером и слушателями группы, я значительно обогатила свой запас знаний. Благодаря организации работы в парах и группах, происходил постоянный обмен знаниями и опытом. Очень ценными для меня в процессе занятий были выводы, комментарии, суждения, оценивание нашей деятельности тренером. Соблюдая принцип «равный равному», Ольга Витальевна обучала нас как можно путем вопросов, путем рефлексии заострить внимание на сложных или спорных  «западающих» моментах для обдумывания и восполнения недоработок. Следуя суждению «На ошибках учатся!», я анализировала свои пробные тренинги. Наглядно было видно как, получив оценочное суждение, выступающий тут же дорабатывает «сырые» моменты. А все последующие слушатели, обратив внимание на оценочное суждение, уже предусматривают в своей деятельности все моменты до мельчайших подробностей, чтобы быть на верном пути. В обучении тренерскому мастерству я увидела конструктивистскую теорию. А именно, в начале курсов были более легкие задания, нацеленные на изучение теоретического материала идей семи модулей, а, к примеру, на второй неделе обучения мы уже работали над составлением собственного плана тренинга. Все занятия были полезными для нас! Я находилась в мощном  потоке – в потоке тренерских курсов!

И теперь я – будущий школьный тренер, на которого возлагается важная задача: вовлечь в свой поток и повести за собой других учителей, совершенствовать их навыки в практике преподавания и обучения, содействовать постоянному профессиональному развитию педагогов, что приведет к успешности обучения учеников. Быть в потоке это значит не стоять на месте!

Успешность процесса преподавания и обучения рассматривается достаточно давно. В современном мире все большую значимость имеет, чтобы ученики в процессе обучения получали не только знания, но и формировали практические навыки. Школа не должна научить ученика на всю жизнь – она должна обучить тому, как учиться всю жизнь.  Учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания – навыков обучения тому, как учиться (Руководство для учителя, стр.144-145).

Этому как нельзя лучше способствует использование на уроках идеи семи модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК. В результате применения учителями идей семи модулей  в процессе преподавания и обучения появляется возможность формирования у учеников навыков, необходимых  не только в школе, но и за ее пределами, то есть в условиях стремительно меняющегося мира. Поэтому возникает необходимость внесения изменений в практику преподавания и обучения. Для этого, прежде всего,  надо развиваться учителю, открывать для себя что-то новое и интересное в своей профессиональной деятельности. Не все дается легко и сразу. Иногда это приносит радость, а порой – разочарование. Но, как говорится, «через тернии к звездам» и учитель не опускает руки  и продолжает усовершенствование своих знаний во многих сферах. Обновление системы образования в Казахстане начинается именно с учителя, который будет стержневой фигурой в изменении деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников. У каждого учителя возникают вопросы: Чему каждый ученик должен научиться? и  Каковы его достижения в дальнейшем?

Существует множество разнообразных способов для обучения учащихся с целью их развития, но очень важно учесть факторы, влияющие на процесс обучения, такие как: язык и культура, характер и нравы, интересы и подходы в обучение и другие. Кроме основных знаний в области преподавания своего предмета, учителю необходимо систематически получать дополнительную информацию, которая позволит сделать обоснованные выводы о том, что происходит в классе и, исходя из этого, какие стратегии необходимо следует применять в дальнейшем.  В процессе принятия решений учитель, прежде всего, должен учитывать интересы ученика. Таким образом, для того, чтобы добиться положительных результатов подготовки обучающихся к меняющемуся миру, необходимы, прежде всего, изменения в подготовке учителей.

Для оправдания ожиданий в результатах подготовки обучающихся к меняющему миру, необходимы соответствующие изменения в подготовке учителей, которые позволят им не ограничиваться рамками образовательной программы, актуализируя три важных вопроса в определении готовности учителей к меняющемуся миру.

Какие виды знаний потребуются компетентным учителям, чтобы стать экспертами в своей профессиональной области, в учебном процессе и в развитии своих учеников? Какие навыки необходимы учителям для обеспечения эффективности учебного опыта разных учеников, предоставления обратной связи в отношении имеющихся мыслей учеников, критического оценивания и улучшения своей собственной преподавательской практики? Какие профессиональные обязанности необходимы учителям для оказания помощи каждому ребенку в достижении успеха и для продолжения развития своих собственных знаний и навыков и как личности, и как члена профессионального коллектива? (Bransford, Darling-Hammond, & Le Page, 2005).

Перечисленные вопросы сложны, поскольку для определения того, что должны знать и уметь компетентные учителя, не существует единственно верного ответа, как и нет единственно правильного способа поведения учителя. Поэтому, в рамках обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан потребность в совершенствовании практики преподавания учителей приобретает большую актуальность. Для обеспечения качества современного урока необходима эффективная организация учебного процесса. Школьный тренер является обучающим звеном в реализации программы обновления системы образования.

В ходе обучения учителя изучают и обсуждают с коллегами педагогические методы, подходы и формы работы, совершенствующие практику преподавания.

Практическая реализация характеризуется возможностью планирования и проведения уроков с использованием изученных методов, подходов и получением конструктивной обратной связи.

Программа профессионального развития основана на конструктивистской теории, целью которой является развивать глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса на основе своего предыдущего опыта.  Практика и результаты исследований показывают, что «традиционная» методика преподавания, основанная на трансляции готовых знаний, имеет место только механическое запоминание, поверхностное обучение. В рамках данной программы учителя рассмотрят следующие основные вопросы: диалогическое преподавание; метапознание; мотивация ученика; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения; использование ИКТ в преподавании и учении. (Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров, стр.14-15)

О себе, как о школьном тренере, я поняла, что моя задача  – сформировать у коллег понимание концепций Программы в контексте семи ее модулей и обеспечивать практическую реализацию ключевых идей Программы. Побывав на тренерских курсах, я многому научилась. А именно планировать занятия с учетом потребностей коллег, предлагая им наиболее значимые и интересные задания, научилась помогать и управлять коллективом учителей. У меня получилось создать позитивную, рабочую, творческую атмосферу на занятии. Я сделала вывод, что приобрела все необходимые навыки для проведения тренинг занятий и справлюсь с ответственной задачей школьного тренера, необходимой для подготовки учителей и оказания им помощи в совершенствовании практики.

В дальнейшей практике планирую улучшить тренинг занятия тем, что учту слабые стороны пробных тренингов. А именно: буду четко ограничивать время проведения каждого этапа занятия, призывать к соблюдению таймменеджмента коллег, продумывать практическую направленность, совершенствовать навыки успешного школьного тренера путем рефлексии каждого проведенного занятия. При проведении тренинг занятий особое внимание буду акцентировать на вопросах открытого типа, чтобы использовать диалогическое обучение в преподавании, применении приемов развития критического мышления. После каждого этапа тренинга обязательно продумаю разные формы оценивания работы слушателей. Буду четко отслеживать результаты тренинга и, по необходимости, оказывать индивидуальную консультацию коллегам. Кроме этого, я сделала для себя вывод, что для передачи знаний своим коллегам в той или иной области, я, прежде всего, сама должна обладать этими знаниями в совершенстве. Поэтому буду работать над самообразованием и формировать ресурсную базу для проведения тренинг занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *