Мастер-класс: Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников.


Идрисова Ирина Салемужановна
учитель самопознания КГУ «СОШ №17» отдела образования города Экибастуза

 

Вопрос нравственно- духовного воспитания учащихся является одним из ключевых в современном обществе. Вос-питание – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. нравственно- духовное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

В процессе своей деятельности на уроке,  использую различные приемы и методы.

Одним из таких приемов  «питания детской души», гармоничного развития и раскрытия внутреннего мира ребенка, следования общечеловеческим ценностям в повседневной жизни, считаю  использование притч на уроках самопознания.

Почему я выбрала этот материал? На занятиях заметила, что часто дети читают текст глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Что же такое притча? Причта – это удивительный жанр. Слово притча является переводом  на славянском языке  «притъка»-случай, происшествие- иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин,  с греческого слова «paraballo», что значит “располагать в ряд”. Таким образом, притча – это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную  истину.  В них отражается  жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

1.                       Если притча – геометрическая фигура, то это  …

2.                       Если притча – цвет, то это …

3.                       Если притча – это название фильма, то это …

4.                       Если притча – настроение, то это …

5.                       Если притча – музыка, то это …

6.                       Если притча – животное, то это …

Цели и задачи работы с притчей:

1. использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного  построения речевых высказываний в соответствии с задачами  коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность  высказывать свою точку зрения;

5. развитие творческой активности, мышления, воображения, памяти и т.д.

Уникальность притчи и в том, что она имеет множество свойств

Свойства притчи: краткость; не требует доказательств; подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации; не содержит прямого наставления, морали (слушатель сам должен его вывести); строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов; предполагает мыслительную деятельность; несет в себе определенный  поучительный урок.; помогает постичь важную нравственную истину; пособ передачи мудрости старшего поколения.

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала.  Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.                                    2. Функция модели.  Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.
3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта .Притча – это изумительная кладовая опыта, который передается от поколения к поколению в обобщенном и занимательном виде, завораживая и привлекая внимание слушателя:

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него.  Урок на тему  «Счастье человека» я начала с притчи о счастье:  Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.— Слепи не счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. (вопросы Что такое счастье? В чем смысл притчи?…)

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Например, когда мы говорили о добре, я рассказала следующую притчу. «Юноша и звезды». Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… Далее я предложила детям вопросы о том, как можно оценить поступок юноши и что такое доброта.

Притчи можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока.  Например,  при изучении темы в 9 классе «Мечта и реальность» с целью раскрытия важности  познания себя при выборе пути, своего  истинного  предназначения, предлагаю притчу «О ручейке»

(Вопросы:  Что значит «найти свое призвание?»)

Нравится детям притча про одуванчики. Знакомство с этой притчей провела на улице, во время цветения одуванчиков. Когда зашли в класс ребята рисовали цветы. На следующий урок в качестве домашнего задания, дети принесли стихи, рисунки и даже рецепты про одуванчики. Мы их действительно, полюбили!

В конце учебного года (это для меня стало традицией) я демонстрирую учащимся 11 класса притчу «Полная банка» к теме «Человеческие ценности», дети участвуют активно, помогая называть все ценности, определяя самые важные для жизни.

Темы притч могут быть разнообразными: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок и т.д.

Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

· обсуждение основной идеи и смысла притчи;       формулировка вопросов;

·  название притчи;

· притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

· выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием;

· инсценировка притчи;

· подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

· сравнение с басней, видеороликом  (определить);

· вставить пропущеные слова в текст притчи;

· притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).

· сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;

· определение ценностей, которые отражает притча.

· составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;

· иллюстрация притчи.

При разработке вопросов к притчам, рекомендуют учитывать такие типы вопросов:

*открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ;

*закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов;

*ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации;

* проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия;

*направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию;

*направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения;

*проясняющие вопросы.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повышает мотивацию учащихся и делает уроки наиболее продуктивными.

 

Методы работы с притчей

Метод дискуссий –  создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде .Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение (эссе) на предложенную тему.

Например, после пересказа  притчи о «Семейных ценностях», учащимся предлагается создать  вместе с родителями родословное дерево, рассказать о своих предках, исследовать традиции, обычаи своей родословной. Результат необычайный: дети принесли очень много работ, при этом рассказывали как родители активно участвовали, обзванивали родственников как в Казахстане, в России и даже в Германии. ….

Сочинение  притчи (или эссе, сочинение-рассуждение, стихотворения)  Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Драматизация        (театрализация) может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься». Учащиеся проигрывают притчу. Сам механизм действия способен активизировать в ребенке определенные эмоции, представления, мысли. (В школе есть 7 класс, который мы называепм трудным, дети не любят работать с учебником, но инсценировать любят очень, это их конек! Предлагаю им не только разыграть, но и обсудить, сделать вывод, проанализировать  действия героев. Открываются таланты, проявляется артистизм таких детей, от котрых не ожидал. Они сами стали открытием для меня.. )

Работа над притчей «Ведро яблок»    в 3 классе по теме «Щедрость и великодушие» (задание после прочтения: 1 группа- рисунок к притче, 2 группа яблочки с характеристикой человека великодушного и щедрого, 3 группа  придумали продолжение к притче (где отрицательный герой осознал свое поведение, попросил саженцы у соседа, посадил сад, плоды раздавал всем и стал добрым и щедрым).

Прием  «Ромб ассоциаций» –  актуализация субъективного опыта при анализе текста притчи. Посередине листа (доски) чертится ромб. Сверху записывается тема притчи (о чем?), слева – фразы, слова, словосочетания из текста; справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Внизу – вывод в форме афоризма, морали, синквейна, хокку, танку и т.п.

Малыши, ученики начальных классов, с удовольствием собирают пазлы из разрезанной картины и придумать к ней небольшую притчу (афоризм, философский рассказ).

Прием «Дерево предсказаний» используется для работы с текстом притчи. Помогает строить предположения по поводу развития сюжета притчи. Ствол дерева – тема, ветви – предположения со словами «возможно», «вероятно»; листья – обоснования этих суждений, предположений, иными словами, аргументы.

Прием «Облака мыслей». Автор этого приема Ш.Амонашвили. дети слышат название притчи, обдумывают и записывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.

Педагог должен помнить, что на уроках самопознания, необходимо целенаправленно создавать условия для становления нравственно- духовной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому он стремится.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы, их сердца наполнятся мудростью, а разум — пониманием.

Список литературы

1.      Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова –Москва; Амрита-Русь, 2005.

2.      Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.

3.      Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.

4.      Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.

5.      Древнерусская притча. — М.: Советская Россия, 1991.

6.      Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», N6, 1997. – с.9 – 15.

7.      100 великих гениев/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192

 

Фрагменты  технологических  карт

Притча «О камнях»

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.
— Здравствуй, — сказали они, — это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.
Человек ответил: — Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

Задания:

Придумайте новое название притче.

В чем нравственный урок ее? О какой ценности идет речь?

Как вы объясните смысл понятия «совесть»?

Составьте кластер или синквейн со словом «СОВЕСТЬ»

С кaкими звуками вы сравнили бы голос совести?

Какая из данных поговорок  о совести отражает смысл притчи:

А)  Совесть – тысяча свидетелей.

Б) Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

В) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Г) Чистая совесть не тонет.

Д) Человек с нечистой совестью всего боится.

Е) С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.

Игра « Найди пару»

Поступать вопреки своим убеждениям
Жить по совести
Жить честно, справедливо
Делать на совесть
Делать что-либо хорошо,добросовестно
Поступать против совести
Жить спокойно, не испытывая угрызения  совести
Поступать без зазрения совести
Поступать без стыда, без стеснения
Поступок на его совести
Когда человек не выполнил того, что  был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то
Жить со спокойной совестью

Притча «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Приобрёл себе как-то хороший человек новый дом — большой, добротный и красивый, да ещё и с большим плодоносящим яблоневым садом. Рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подкинет, то ещё какую гадость сотворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро стоит с помоями.

– Как вы думаете, что сделал хороший человек?
Продолжение чтения:

Взял он ведро, помои вылил, вычистил до блеска ведро, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Обрадовался сосед, услышав стук в дверь, и злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит:
— Кто чем богат, тот тем и делится!

Задания:

театрализация, обсуждение притчи:

Озаглавьте текст.

В чем нравственный урок притчи?

Притча  «Два волка»

Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново.

(Название притчи умышленно не дается.)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Работа с притчей.

– Понравилась ли вам эта история?

– Как вы поняли, о чем она?

– Кто главные герои притчи?

-C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

– Что представляет собой каждый волк?

– Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

-В чём нравственный урок притчи?

– Какое название можно придумать к этой истории?

(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)

3) Психотерапевтическое упражнение к притче «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

Анализ упражнения:

– Понравилось ли вам упражнение?

– Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

– Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

В притче время точно не определено, территория  не названы. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в  притче  «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух  волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле.  И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать  выбор между добром и злом. Можно сказать, что притча – небольшая по объёму. В притче много слов, которые понятны человеку  в любом возрасте.

Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.

Притча о счастье

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме.

Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.

Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой:

— Что тебе нужно? – спросило Счастье

— А тебе что нужно? – спросил брат.

— Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье.  (продолжите притчу)

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.

Задания:

1.      Продолжите притчу.

2.      Что такое счастье?

3.      Как вы понимаете изречение Р. Игерсолла «Способ быть счастлвым- сделать счастливыми других»? Согласны ли вы с ним?

4.      Вспомните пословицы  и поговорки  о счастье.

5.      Составьте формулу счастья:

6.

СЧАСТЬЕ =

Притча о гордом кедре

В одном саду рос кедр. С каждым годом он мужал и становился всё выше и краше. Его пышная крона царственно возвышалась над остальными деревьями и отбрасывала на них густую тень. Но чем больше он разрастался и тянулся вверх, тем сильнее в нём росло непомерное высокомерие.

С презреньем поглядывая на всех свысока, однажды он повелительно крикнул:
— Уберите прочь этот жалкий орешник! — И дерево было срублено под корень.
— Освободите меня от соседства несносной смоковницы! Она докучает мне своим глупым видом, — приказал в другой раз капризный кедр, и смоковницу постигла та же участь.

Довольный собой, горделиво покачивая ветвями, спесивый красавец никак не унимался:
— Очистите вокруг меня место от старых груш и яблонь! — и деревья пошли на дрова.
Так неугомонный кедр повелел истребить одно за другим все деревья, став полновластным хозяином в саду, от былой красы которого остались одни пни.

Но однажды разразился сильный ураган. Зазнавшийся кедр изо всех сил противился ему, крепко держась за землю мощными корнями. А ветер, не встретив на своём пути других деревьев, беспрепятственно набрасывался на одиноко стоящего красавца, нещадно ломая, круша и пригибая его книзу. Наконец истерзанный кедр не выдержал яростных ударов, треснул и повалился наземь.

Леонардо да Винчи

Задания:

О какой ценности идет речь в притче?

В чем нравственный урок притчи?

Прием «Ромб ассоциаций»
Притча «Два друга»

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому.
Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину”.
Друзья молча продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться.
Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…

1.Работа с заголовком притчи до чтения.

-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?

-Зачем нужны друзья?

2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

-Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?

-Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?

Задание:

1.      Составьте кластер или синквейн со словом «ДРУЖБА»

ДРУЖБА
2.      Вспомните пословицы о дружбе.

3.       Нарисуйте эмблему дружбы.
Притча «Корзину-то возьми»

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

О каком важном законе нравственности  напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Задание для  группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

Задание для  группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою,(Одна из заповедей)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

Притча «Три строителя»

Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.

Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делал целый день?

И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

И тот ответил:

– Я………….выполнял свою работу.

А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

– А я …………в строительстве храма.

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Притча «О змее»

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

Притча «Жадный Лев» ? (Аналитическое чтение)

 

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…-Жадность

Анализ:

– Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость)

– Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

Работа над притчей   «Медведь»

Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах):

«Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.

Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь.

– Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

Притча «Собака и волк»

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Собака и волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу.)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Главное

(ключевое) слово

Герои – действующие лица

Событие-действие (ситуация)

Событие-действие (ситуация)

СИМВОЛЫ

Без названия (Задание: Придумать название к притче)

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

Задания:

О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Задания для учащихся:

·         инсценировка, иллюстрирование,

·         задать свои вопросы к тексту, предложить свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи.

·         придумать название к притче

Притча (название придумать)

Пришел как-то в одно село старичок – странник. Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом – сердобольная хозяйка вынесла страннику и теплую одежду, и утварь, и еду. Все давала, что бы он ни попросил. Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед носом захлопнула.

Только ушел старичок-странник, как случился в том доме страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул все, что ему дали.

Первой хозяйке все ее добро отдал, а жадной достался только дырявый, как решето платок.

Будь добрым, и добро к тебе вернется.

Задания для учащихся:

иллюстрировать,

задать свои вопросы к тексту,

предложить свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи,

придумать название притчи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *