Урок по истории Казахстана “Раннефеодальные государства в VI-IX веках на территории Казахстана”
Тургеневская средняя школа
Аршалынский район
Акмолинская область
Подготовила и провела Абельдинова Баян Хайруллаевна
Цель:
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Раннефеодальные государства в VI-ІХ веках на территории Казахстана».
Развивающая: Умение выделять причинно-следственные связи, умения ориентироваться в хронологии и соотносить с конкретными историческими событиями, сравнивать аналогичные процессы и явления, работать с контурной картой, систематизировать знания.
Воспитательная: Воспитывать уважение к истории Родины, воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: повторительно-обобщающий (комплексное применение знаний).
Методы: словесный, наглядный практический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Оборудование: контурные карты, жетоны, концептуальные карты, рефлексивные карты, рисунки, интерактивная доска, карта успеха.
Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.
(Китайская пословица)
Ход урока:
І. Оргмомент
А) психологический настрой
Б) образование рабочих групп (карта успеха)
ІІ.
Вступительное слово:
- Мы закончили изучение раздела «Государства раннего средневековья на территории Казахстана» (VI-ХІ вв.)
Проблемное задание: Определить особенности раннефеодальных отношений в Казахстане.
- Актуализация знаний.
учитель | Учащийся |
А) Вспомните, что такое феодальный строй? | А) Это такой порядок жизни, при котором вся земля и власть принадлежали феодалам-землевладельцам, эксплуатировавшим зависимых крестьян (барщина, оброк), господствовало натуральное хозяйство. |
Чб) Что составляет главное содержание истории в период раннего средневековья? | Б) переход к классовому обществу, образование государств. |
В) Дайте определение ранне феодального государства? | В) это такое государство, которое на всей завоеванной территории защищает жизнь и собственность феодалов- землевладельцев и помогает превращать свободных людей в зависимых крестьян. |
Г) А какие ранне феодальные государства существовали на территории Казахстана и как они назывались? | Г) Тюркскийкаганат (552-603)Западно-тюркский каганат (603-704)
Тюргешский каганат (705-756) Карлукское государство (ІХ- нач ХІ) Кимакский каганат (ІХ-нач ХІ) |
- 2. Расселение тюркских племен на территории Казахстана (VI–XІв)
– работа с контурными картами по группам: нанесите границы государств, существовавших на территории Казахстана (VI–XІв)
– взаимопроверка с образцом на интерактивной доске.
- викторина – Древо знаний (вопросы репродуктивного характера)
- Время существования этого государства: 603 – 704? (Западно-Тюркский каганат)
- Основатель Тюргешской династии? (Уч – Елик)
- Назовите хронологические рамки существования Карлукского каганата? (756-940).
- Столица Кимакского каганата. (Карантия)
- Назовите правителей Восточно-Тюркского каганата. (Бильге-каган, Культегин)
- В каких источниках впервые встречается сведение о тюрках? (В китайских)
- Анагуй был правителем какого государства? (Жужанского /Аварского/)
- Какой из каганов получил титул «елхан»? (Бумын)
- Основное занятие населения раннефеодальных государств? (кочевое скотоводство)
- Государство огузов существовала? (IX – нач. XIв)
- Основные племена Тюргешского государства? (черные и желтые тюргеши)
- На сколько аймаков делилось Огузское государство? (на 12)
- Три ветви жикиль, три ветви бекиль, булак, кокеркин, тухси входили в состав жителей какого государства? (Карлукского)
- Шахмалик – это правитель какого государства? (Огузского)
- На чьи земли в Х веке часто стали нападать Караханиды? (Кимаков)
- Исторический диктант
Концептуальная карта -работа в группах
І группа – Исторические персоны.
- Бумын 1). В 627 г он направил часть своих войск на
- Иштеми помощь Византии
- Мукан 2). В борьбе с арабами он получил прозвание
- Тардуш «бодливый» или «рогатый»
- Тон 3). Первый каган Тюркского каганата
- Учелик 4). Захватил Хорезм
- Сулу 5). Северное Ци и северное Чжоу платили
- Шахмалик дань этому кагану
6). Младший брат кагана Бумына возглавил поход 10 Тюркских туменов на запад Великой степи
7). основатель Тюркской династии
8). Первый правитель Западно-тюркского
каганата
ключ: 1-3; 5-6; 3-5; 4-8; 5-1; 6-7; 7-2; 8-4
ІІ группа – Хронология тюрков.
1) 542 1. Тюргеши свергли господство Западных Тюрков
2) 552 2. Огузкий правитель Шахмалик захватил Хорезм
3) 603 3. Первое упоминание этнонима «Тюрк» в китайских
4) 627 летописях
5) 704 4. Падение Тюргешского каганата и образование
6) 756 государства карлуков
7) 840 5. Каган Тон направил часть своих войск на помощь
8) 1041 Византии
6. Образовался Тюркский каганат
7. Распад Тюркского каганата на Западно- Тюркский и Восточно-Тюркский
8. Карлуки в союзе с кыргызами нанесли поражение Уйгурскому каганату
Ключ: 1-3; 2-6; 3-7; 4-5; 5-1; 6-4; 7-8; 8-2
ІІІ группа – Историческая терминология
- Каган 1) Вождь племени Кимаков
- 2. буруки 2) Простой народ у Тюрков
- Карабудун 3) Военачальник у огузов
- Шад-тутик 4) Исполнял судебные функции
- Кюль еркин 5) Воспитатель наследника Джабгу
- Сюбаши 6) Высший титул Тюркского правителя
- Инал 7) Советник Джабгу
- Тархан 8) Наследник Джабгу
Ключ: 1-6; 2-4; 3-2; 4-1; 5-7; 6-3; 7-8; 8-4.
- Написание эссе:
Письмо путешественника: Что я увидел в тюркской стороне?-
Авторский стул-презентация лучшего эссе
- Работа на интерактивной доске, тестирование.
- Диаграмма Венна: общее и особенное в истории раннефеодальных государств
Общие признаки характерны для всех государств:
- Разложение родоплеменных отношений;
- Образование классов;
- Хозяйство смешанное (кочевое и полукочевое скотоводство, оседлое земледелие);
- Междоусобицы;
- Опасность завоевания извне.
- Разрешение проблемного вопроса.
Особенности раннефеодальных отношений в Казахстане:
- Основа имущественного неравенства – частная собственность на скот;
- Сохранение патриархально-родовых пережитков;
- Собственность феодала – считалась собственностью рода, общины;
- Феодальная знать использовала родовую организацию для угнетения бедных крестьян-кочевников;
- Применение труда рабов в домашнем хозяйстве феодала.
ІІІ. Рефлексия.
IV.Подведение итогов.
V.Д/з. Повторить таблицу «Государства в VI –XI вв.»
Метки: Урок по истории Казахстана "Раннефеодальные государства в VI-IX веках на территории Казахстана"