Урок по истории Казахстана «Раннефеодальные государства в VI-IX веках на территории Казахстана»

Тургеневская средняя школа

Аршалынский район

Акмолинская область

Подготовила и провела Абельдинова Баян Хайруллаевна

Цель:

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Раннефеодальные государства в VI-ІХ веках на территории Казахстана».

Развивающая: Умение выделять причинно-следственные связи, умения ориентироваться в хронологии и соотносить с конкретными историческими событиями, сравнивать аналогичные процессы и явления, работать с контурной картой, систематизировать знания.

Воспитательная: Воспитывать уважение к истории Родины, воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий (комплексное применение знаний).

Методы: словесный, наглядный практический, проблемно-поисковый, интерактивный.

Оборудование: контурные карты, жетоны, концептуальные карты, рефлексивные карты, рисунки, интерактивная доска, карта успеха.

Знание – сокровище,      которое  повсюду следует за тем,  кто им обладает.

(Китайская пословица)

Ход урока:

І. Оргмомент

А) психологический настрой

Б) образование рабочих групп (карта успеха)

ІІ.

Вступительное слово:

  • Мы закончили изучение раздела «Государства раннего средневековья на территории Казахстана» (VI-ХІ вв.)

Проблемное задание: Определить особенности раннефеодальных отношений в Казахстане.

  1. Актуализация знаний.
учитель Учащийся
А) Вспомните, что такое феодальный строй? А) Это такой порядок жизни, при котором вся земля и власть принадлежали феодалам-землевладельцам, эксплуатировавшим зависимых крестьян (барщина, оброк), господствовало натуральное хозяйство.
Чб) Что составляет главное содержание истории в период раннего средневековья? Б) переход к классовому обществу, образование государств.
В) Дайте определение ранне феодального государства? В) это такое государство, которое на всей завоеванной территории защищает жизнь и собственность феодалов- землевладельцев и помогает превращать свободных людей в зависимых крестьян.
Г) А какие ранне феодальные государства существовали на территории Казахстана и как они назывались? Г) Тюркскийкаганат (552-603)Западно-тюркский каганат (603-704)

Тюргешский каганат (705-756)

Карлукское государство (ІХ- нач ХІ)

Кимакский каганат (ІХ-нач ХІ)

  1. 2. Расселение тюркских племен на территории Казахстана (VIXІв)

— работа с контурными картами по группам: нанесите границы государств, существовавших на территории Казахстана (VIXІв)

— взаимопроверка с образцом на интерактивной доске.

  1. викторина — Древо знаний (вопросы репродуктивного характера)
  1. Время существования этого государства: 603 – 704? (Западно-Тюркский каганат)
  2. Основатель Тюргешской династии? (Уч — Елик)
  3. Назовите хронологические рамки существования Карлукского каганата? (756-940).
  4. Столица Кимакского каганата. (Карантия)
  5. Назовите правителей Восточно-Тюркского каганата. (Бильге-каган, Культегин)
  6. В каких источниках впервые встречается сведение о тюрках? (В китайских)
  7. Анагуй был правителем какого государства? (Жужанского /Аварского/)
  8. Какой из каганов получил титул «елхан»? (Бумын)
  9. Основное занятие населения раннефеодальных государств? (кочевое скотоводство)
  10. Государство огузов существовала? (IX – нач. XIв)
  11. Основные племена Тюргешского государства? (черные и желтые тюргеши)
  12. На сколько аймаков делилось Огузское государство? (на 12)
  13. Три ветви жикиль, три ветви бекиль, булак, кокеркин, тухси входили в состав жителей какого государства? (Карлукского)
  14. Шахмалик – это правитель какого государства? (Огузского)
  15. На чьи земли в Х веке часто стали нападать Караханиды? (Кимаков)
  16. Исторический диктант

Концептуальная карта -работа в группах

І группа – Исторические персоны.

  1. Бумын                        1). В 627 г он направил часть своих войск на
  2. Иштеми                           помощь Византии
  3. Мукан                         2). В борьбе с арабами он получил прозвание
  4. Тардуш                              «бодливый» или «рогатый»
  5. Тон                              3). Первый каган Тюркского каганата
  6. Учелик                       4). Захватил Хорезм
  7. Сулу                            5). Северное Ци и северное Чжоу платили
  8. Шахмалик                      дань этому кагану

6). Младший брат кагана Бумына возглавил поход 10 Тюркских  туменов                                                        на запад Великой  степи

7). основатель Тюркской династии

8). Первый правитель Западно-тюркского

каганата

ключ:  1-3; 5-6;   3-5;   4-8;   5-1;   6-7;   7-2;   8-4

ІІ группа – Хронология тюрков.

1)  542                                  1. Тюргеши свергли господство Западных Тюрков

2)  552                                  2. Огузкий правитель Шахмалик захватил Хорезм

3)  603                                  3. Первое упоминание этнонима «Тюрк»  в китайских

4)  627                                      летописях

5)  704                                  4. Падение Тюргешского  каганата и образование

6)  756                                      государства  карлуков

7)  840                                  5. Каган Тон направил часть  своих войск на помощь

8)  1041                                    Византии

 6. Образовался Тюркский каганат

 7. Распад Тюркского каганата на Западно- Тюркский и  Восточно-Тюркский

 8. Карлуки в союзе  с кыргызами нанесли поражение  Уйгурскому каганату

Ключ:  1-3;          2-6;   3-7;   4-5;   5-1;   6-4;   7-8;   8-2

ІІІ группа —  Историческая  терминология

  1. Каган                       1) Вождь племени Кимаков
  2. 2. буруки                2) Простой народ у Тюрков
  3. Карабудун              3) Военачальник у огузов
  4. Шад-тутик             4) Исполнял судебные функции
  5. Кюль еркин           5) Воспитатель наследника Джабгу
  6. Сюбаши                  6) Высший титул Тюркского правителя
  7. Инал                        7) Советник Джабгу
  8. Тархан                     8) Наследник Джабгу

Ключ:   1-6;           2-4; 3-2;   4-1;   5-7;   6-3;  7-8;  8-4.

  1. Написание эссе:

Письмо путешественника: Что я увидел в тюркской стороне?-

Авторский стул-презентация лучшего эссе

  1. Работа на интерактивной доске, тестирование.
  2. Диаграмма Венна: общее и особенное в истории раннефеодальных государств

Общие признаки характерны для всех государств:

  • Разложение родоплеменных отношений;
  • Образование классов;
  • Хозяйство смешанное (кочевое и полукочевое скотоводство, оседлое земледелие);
  • Междоусобицы;
  • Опасность завоевания извне.
  1. Разрешение проблемного вопроса.

Особенности раннефеодальных отношений в Казахстане:

  • Основа имущественного неравенства – частная собственность на скот;
  • Сохранение патриархально-родовых пережитков;
  • Собственность феодала – считалась собственностью рода, общины;
  • Феодальная знать использовала родовую организацию для угнетения бедных крестьян-кочевников;
  • Применение труда рабов в домашнем хозяйстве феодала.

ІІІ. Рефлексия.

IV.Подведение итогов.

V.Д/з. Повторить таблицу «Государства в VIXI вв.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.