Урок «Рыцарский турнир вежливости»


Шарыпова Динара Алматкызы

учитель самопознания КГУ «Средняя школа №17 им. М.Ауэзова» аппарат акима г.Усть-Каменогорска

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Задачи:

Образовательная:
Познакомиться и усвоить основные требования в поведении   и общении с людьми в разных жизненных ситуациях.
Развивающая:
Развивать творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора.
Воспитательная:
Воспитывать культуру поведения, вежливое, уважительное отношение к людям.
Ресурсы: презентация, бумага А3 (солнышко, дерево), посуду для сервировки стола, карточки с ситуациями для обсуждения, аудиозапись «фанфары», грамоты для команд.

 

Ход мероприятия:

I. Этап – подготовительный

1. Заранее скомплектовать 2 команды по 6 человек из класса;

2. Пригласить жюри;

3. Каждой команде дается домашнее задание подготовить приветствие для других команд, эмблему команды (графическое изображение символа, характеризующего команду);

4. Раздать стихотворения для болельщиков;

5. Подготовить кабинет к мероприятию: развесить воздушные шары, цитаты с высказываниями великих людей, составить парты и стулья (поставить вместе по две парты для команд и вокруг них по 6 стульев для участников) на каждый стол поставить табличку с названием команды.

 

II. Этап – организационный

 

Добрый день дорогие ребята и учителя. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование – турнир рыцарей вежливости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона, которые будут соревноваться в знаниях современного этикета, правил и манер общения.

Наш турнир вежливости будет оценивать жюри:

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть,

За щитами не скрываться,

Острой шпаги не бояться.

Все законы поведенья изучать!

Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем представиться командам, и чем вежливее, тем лучше.

 

III. Этап – основной

Конкурс «Приветствие»

С командами познакомились, а теперь необходимо познакомиться с правилами нашей игры. Дорогие друзья, за каждое правильно выполненное задание команда получает по определенному количеству баллов. Та команда, которая наберет больше баллов, объявляется победителем.

 

Блиц-опрос «Как себя вести?»

Ведущий:

Посмотрите на экран, на нем вы видите  название нашего следующего конкурса Блиц-опрос «Как себя вести?». Командам необходимо по очереди выбрать понравившемся сектор (В магазине, театре, в кафе, в картинной галерее) и номер вопроса. Отвечая правильно на вопрос, вы получаете возможность заработать 1 балл.

Вопросы для сектора в магазине:

1) Кто кого должен пропустить: тот кто входит в магазин или тот, кто выходит из магазина? (ответ: надо пропустить того, кто выходит из магазина)

2) Как правильно спросить «Кто последний?» или «Кто крайний?» (ответ: «Кто последний?»)

3) Должен ли мужчина снять головной убор в магазине? (ответ: нет).

Вопросы для сектора в театре:

1) Надо ли аплодировать после подъёма занавеса? (ответ: да)

2) Можно ли перекусить попкорном или конфетами во время действия на сцене? (ответ: нет)

3) Можно ли тихо разговаривать во время действия спектакля (ответ: нет)

Вопросы для сектора в кафе:

1) Что должен сделать мужчина, пригласивший даму в кафе, подойдя к столику? (ответ: отодвинуть стул и усадить даму)

2) Как правильно обратиться к официанту? (ответ: подать знак рукой)

3) Можно ли разговаривать в кафе? (ответ: разговаривать можно, но тихо)

Вопросы для сектора в картинной галерее:

1) Если понравилась картина, следует ли на неё тыкать пальцем или ручкой? (ответ: нет, не следует)

2) Можно ли сделать фото на память в зале? (ответ: только при разрешении администрации)

3) Как вы считаете, можно ли входить с сумкой в картинную галерею? (ответ: можно, если сумка маленькая)

 

Конкурс «Размышляем над ситуацией»

Ведущий:

Молодцы ребята, справились с нашим заданием. И теперь мы переходим к следующему конкурсу «Размышляем над ситуацией».

Каждой команде раздается по одной карточке с ситуацией, в которой необходимо найти ошибки. Время для подготовки 5 минут.

Ведущий:

Пока команды обсуждают ситуации, мы проведем аналогичную игру со зрителями.

Карточка № 1

Зрительный зал кинотеатра полон людей. Они внимательно смотрят фильм. Вася Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Добирается до своего места и начинает расспрашивать, что было в начале фильма. Немного посмотрев фильм, с шумом развернул шоколадку, которую  не торопясь стал жевать. Васечкин захотел пить и стал приглашать товарищей в буфет. Встаёт один и выходит спиной к зрителям.

Найденные ошибки:

1. Опоздал к началу фильма.

Правило: опаздывать к началу фильма нельзя.

2. Пробирается между рядами спиной к зрителям.

Правило: между рядами проходят к своему месту, повернувшись лицом к зрителям.

3. В зал вошёл с пирожным и шоколадкой.

Правило: зрители не едят во время просмотра фильма и не создают шум

4. Отвлекал товарищей во время просмотра фильма.

Правило: не мешай зрителям, не отвлекай, не разговаривай

5. Ушёл до окончания фильма.

Правило: нельзя уходить, не дождавшись окончания фильма

Карточка № 2

В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася Васечкин и, держа за руку свою подружку, тащит за собой в салон автобуса. Он плюхается на первое сидение и кричит подруге «Анька, находи себе место и оплати проезд». Аня, севшая позади пожилой женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходит старушка. Васечкин посмотрел на старушку и сделал вид, что не заметил её. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит: – Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!

Найденные ошибки:

1. Васечкин не пропустил Аню вперёд.

Правило: мужчина должен пропустить девушку вперёд.

2. Вася сел на первое сидение и не усадил Аню.

Правило: первое сидение для пожилых людей, детей и инвалидов. Усади сначала свою спутницу, затем только садись сам.

3. За  проезд платит Аня.

Правило: мужчина должен заплатить за проезд

4. Аня разбудила пожилую женщину.

Правило: Если впереди тебя пожилые люди, то заплати за проезд сам или попроси передать деньги на билет другого пассажира.

5. Молодой человек не уступил место старушке.

Правило: молодые люди должны в автобусе уступать место пожилым людям

6. Аня оговорила пожилого человека.

Правило: если уступаешь место, то надо сказать «Садитесь, пожалуйста»

Карточка № 3.

Ситуация называется «День рождение»

Вася Васечкин принимает гостей у него день рождения, он расставляет стулья для гостей. Стучат в дверь. Вася просит бабушку открыть. Гость кричит с порога «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Снова стучат в дверь. Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Оттеснив бабушку, гости хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к гостям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и обращается к бабушке «Все собрались. Можно подавать на стол».

Найденные ошибки:

1. Подарок первый гость бросил с расстояния.

Правило: подарок нужно вручить, подойдя к  имениннику

2. Гость напоминает о потере предыдущего подарка.

Правило: никогда не напоминай о предыдущем подарке

3. Васечкин посылает открывать дверь бабушку.

Правило: именинник должен сам встречать гостей

4. Вася не смотрит подарок, бросает его на стул.

Правило: разверни подарок, посмотри и поблагодари гостей

5. Васечкин должен предложить помочь бабушке подавать на стол и передоложить гостям занять места за столом.

Жюри подводит итоги конкурса.

А теперь познакомимся с правилами поведения в школе. Об этом нам расскажут наши болельщики.

1.Парта — это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках не болтай

И «5» получай.
2.Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.
3.Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.
4.Ещё совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встаёт,

Чтоб оказать ему почёт.

Учитель скажет вам: – Садитесь!

На место тихо опуститесь.

Когда садится шумно класс,

Учитель сердится на вас.
5. Лиза в школу собиралась

И, как для бала, одевалась.

Наряд блестел, переливался –

Весь класс гурьбой смотреть сбежался.

Какое платье! Загляденье!

Да! Но при чём же здесь ученье?!

Ведь в школе всем учиться надо,

А не рассматривать наряды.

Здесь, чтоб не отвлекать друзей,

Носи одежду поскромней.
6.Главный помощник в учёбе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему –

Будь благодарен за это ему!
7.Звенит заливисто звонок,

И начинается урок.

Но отчего же еле-еле

Все достают свои портфели

И начинают там искать

Учебник, ручку и тетрадь?

Учитель говорит сурово:

– Опять к уроку не готовы!

Хочу, ребята, вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Прошу к занятиям без лени

Готовиться на перемене!

Как только прозвенит звонок,

Мы сразу же начнём урок.

Конкурс «Волшебные слова»

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждый из вас должен будет написать как можно больше волшебных слов. За каждое слово команда получает один балл.

«Дерево добрых слов», «солнышко добрых слов»

Наш следующий конкурс называется «Сервировка стола»

Более двухсот лет тому назад были разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. Оригинальный способ сервировки был при королевских дворах в Средние века.Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски с едой прямо с седла, а остатки трапезы бросали собакам. А жирные руки вытирали прямо о шкуры собак. Позднее понятия о приличиях изменились, и появились салфетки. Кому же теперь захочется, чтобы об любимую собаку вытерли руки?!

В наши дни вилка, нож и ложка при еде необходимы. А когда-то, в XVI веке, это было новомодным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости, встретить их можно было только в очень богатых семьях.

Так что нам с вами повезло: у нас есть и салфетки, и ложки, и вилки, остается только уметь пользоваться этим богатством. Наш следующий конкурс называется «Сервировка стола».

Командам необходимо за две минуты правильно расположить приборы на столе. Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.

Правильная сервировка. Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку.

IV. Этап – заключительный

Ведущий:

Вот и закончились все наши задания, просим жюри посчитать количество набранных баллов. Объявляются победители. Дальше идет награждение.

Клянемся рыцарями быть!

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свидания –

Нет в мире выше звания!

 

Клянемся рыцарями быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету –

Науку помнить эту!

Ведущий благодарит всех за участие и прощается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *