«Активные методы обучения в начальной школе»


Хилимончик Наталья Александровна
учитель начальных классов ГУ школа-гимназия №5 «А» отдела образования акимата г.Костаная

Целями школьного образования, помимо приобретения определённого набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Активные методы можно условно объединить в следующие основные блоки:

а) дискуссионные методы – дискуссия, мозговая атака;

б) игровые методы – дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры;

в) ролевые игры;

г) контригра – метод осознания коммуникативного поведения;

д) методы погружения;

е) методы тренировки чувственности.

Интегративный характер активных методов обучения объясняется их некоторыми особенностями. Во-первых, особенностью активных методов обучения является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, принадлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства; во-вторых, осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение умения их практического использования, что, в свою очередь, требует определенных личностных качеств учащихся; и, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.

Таким образом, значение использования активных методов обучения велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах образовательного мероприятия.

Метод начала урока. Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу. Такие методы, как «Галерея портретов», «Мой цветок», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающая тарелка» помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Численность – весь класс. Время – 10мин. Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно передвигаться по классу.

Проведение:

Учитель просит учеников стать в круг, рассчитаться на первый -второй – третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бёдра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперёд, кладёт ладони на колени и выставляет локти в стороны.

За 5 мин ученики должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав своё имя и коснувшись друг друга локтями.

Через 5 мин ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками .

Далее применяем метод выяснения целей, ожиданий и опасений.

Это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения.

Предлагаем детям самим решить чего они ждут от урока, чего хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои « желания». А в конце урока, вернувшись к этим запискам, вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.

Можно использовать метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Метод «Поляна снежинок». Перед началом выяснений ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Этот метод побуждает учащихся к самооценке.

– У вас на партах лежат снежинки белые и голубые (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадай-ка» или «Белые пятна», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать метод «Инфо-угадай-ка» . Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплён лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на пронумерованные сектора, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдёт речь. В сектора записываются ключевые моменты маркерами разных цветов. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив с одним сектором , переходим к следующему.

Таким образом, наглядно и в чётко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчётливое разведение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные сектора.

Метод «Пометки на полях» позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного при работе с текстом. Технически он достаточно прост. Учеников необходимо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи или специально подобранного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее. Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы обучающихся.

Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса.

На этапе обобщения знаний можно использовать приём синквейн.

Составление синквейна требует от обучающегося в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке необходимо написать два прилагательных, раскрывающих тему.

На третьей строке записываются три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка – это слово –синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Пример использования этого метода на уроке русского языка при изучении «словарных слов»:

Овощи.

Вкусные, зрелые.

Созрели, выросли, убрали.

Осенью собрали большой урожай овощей.
Урожай.

Также синквейн удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Иванушка («Сивка-бурка»)

Добрый, настойчивый.

Примчался. допрыгнул, преобразился.

Стал он не Иванушкой-дурачком, а добрым молодцем.

Сказочный персонаж.

Методы подведения итогов: «Снежинки – балеринки», «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», « Итоговый круг», « Всё в твоих руках», «Вопрос – ответ» побуждают учеников к оценке результатов своей работы на уроке. Помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребятами усвоено хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

Таким образом, включение в урок приёмов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться.

Список литературы

1. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.

2. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. – М.:«Народное образование», 2000.

3.Белова Т. М. Работаем по системе развивающего обучения // Начальная

школа. – 1996. – № 12.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1985.

5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск, Пеленг, 1985.

6.Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е.Л. Загурскгя. – Мозырь: Белый ветер, 2006.

7. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

8. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. – Советская пед., 1965.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Просвещение», 1988.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *