Статья «Формирование познавательной компетенции дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность»


Ефимова В.Д. воспитатель ГККП ДС № 4 “Буратино”
г.Степногорск

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность,  мыслительную деятельность.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Ребенок живет в постоянном поиске  и постоянно что – то экспериментирует, поэтому если не дать ему возможность этого делать ведет к серьезным психическим нарушениям, которые в последствии влияют на интеллектуально –  творческое развитие.

Таким образом, родители и педагоги часто идут по самому простому принципу – запрещают. Взрослый знает, как нужно и сообщает ребенку. И требуют, чтобы малыш поступал так же лишая ребенка права на ошибку, не позволяя ему самому открывать истины.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Воспитатель выступает не как наставник, а как партнер. Таким образом идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.

Цель исследовательской деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи :

Образовательные

*Расширить представления детей об окружающем мире.

*Расширить представления детей о химических свойствах веществ. (растворение, взаимодействие с другими веществами, фильтрование реакция)

*Познакомить с элементарными представлениями об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды)

*Развитие представления о свойствах (песка, глины воздуха, камня)

*Развитие элементарных математических представлений (счет, мерка, масса)

*Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

*Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Развивающие:

*Развивать творческие способности, инициативность, развивать психические познавательные процессы.

*Развивать коммуникативность, самостоятельность.

*Развивать наблюдательность, саморегуляцию своих действий.

Речевые:

*Пополнять словарный запас;

*Формировать грамматический строй речи;

*Знакомить детей со сказками стихотворениями по определенным темам (вода, воздух свет и т.д.)

Воспитательные:

*Соблюдать технику безопасности;

*Соблюдать правила при проведении опытов;

*Воспитывать уважение к другим детям;

*Воспитывать волю при проведении опыта до завершения;

Структура проведения игры — экспериментирования.

  • Постановка, формирование познавательной задачи;
  • Уточнение правил безопасности;
  • Выдвижение предположений. Отображение способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез;
  • Проверка итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Комплексные занятия и занятия обобщающего типа важны тем, что результат достигнут путем совместной деятельностью детей и воспитателя. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность ребенка и в полной мере отвечают педагогике сотрудничества. Результаты опытов  фиксируются в детских рисунках, в журнале наблюдений, освещаются в  сюжетно – ролевой игре «Телевидение» в разделе «Интересное сегодня». Познавательно- исследовательская деятельность, как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности.

Возможны сочетания

  • Чтение художественного произведения. Вводящего в конкретную тему, затем опыты, эксперименты.
  • Познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность продолжающая тему (рисование аппликация, лепка)
  • Познавательно – исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте)

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры- опыты и игры- эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий и проявлению творчества: «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?»

Проекты  в опытно- исследовательской деятельности:

Проекты в опытно – исследовательской деятельности – это прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом  и возможностями детей, содержанием  образовательных программ  дошкольного учреждения. Обычно проект состоит из трех этапов;

  1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками и подготовка оборудования и материалов;
  2. Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы;
  3. заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов.

Условия для экспериментирования в группе

Организация  «Детской лаборатории». В группе мы оснастили «Детскую лабораторию»  специальным оборудованием и материалом необходимым для реализации задач по познавательному развитию детей. В нашей лаборатории мы изучаем объекты и явления  живой и неживой природы – свет , тепло, вода, песок, глина, камень .

Это дает возможность:

  • работать с детьми небольшими группами;
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (прольешь, испачкаешься).

Работу в «Детской лаборатории» начала со знакомства со Всезнайкой. Который знакомил детей с оборудованием и правилами поведения, Всезнайка показывал опыты и эксперименты. После поставленного  вопроса, я не торопилась отвечать, а предлагала детям найти ответ. Всезнайка иногда присылал подсказку книгу или предмет, предлагал спросить у родителей.

В лаборатории выделено место:

Для оборудования;

*микроскоп

*лупа

*пипетки, шприцы

*резиновые груши, мерные ложки,  деревянные палочки, лопатки

*рулетки, весы песочные часы, фонарик, свечи, термометры

*щетки совки, зеркала, магниты

* клеенчатые фартуки

Для выращивания растений;

*емкости для растений разного размера, лопатки, деревянные палочки для рыхления земли.

Место для постоянной выставки – музей редких экспонатов (камни, перышки, ракушки)

*коробка с делениями для экспонатов.

Место для хранения материалов (бросового, природного).

*коробка с бросовым материалом – бумага разная,  поролон, ткани, мех, вата, салфетки, нитки, резина.

*коробка с природным материалом – желуди, кора деревьев, глина, почва, семена , шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов, веточки, камешки

*коробка с пищевыми материалами – соль, сахар, мука, кофе, фито чай.

Правила  техники безопасности при проведении опытов.

  1. Все опыты необходимо проводить в присутствии взрослых!

Проведению опытов ни в коем случае не должны мешать маленькие дети!

  1. Вещества из набора нельзя употреблять в пищу. Оборудование и посуда для экспериментов не предназначены для приготовления и хранения пищи.
  2. Набор храните в месте, не доступном для маленьких детей и вдали от пищевых продуктов. Эксперименты проводите в специально предназначенном месте.
  3. Перед каждым проведением опыта  изучите инструкцию до конца, и только тогда начинайте  эксперимент. Используйте только те  количества веществ, которые указаны в инструкции.
  4. Во время проведения опыта категорически запрещено принимать пищу.
  5. Избегайте попадания реактивов в рот и глаза. Если это все таки произошло, промойте рот и глаза большим количеством воды, и при необходимости обратиться к врачу.
  6. Для работы используйте защитный халат и перчатки. Горячие предметы берите рукавицами.
  7. Для определения запаха вещества, сосуд, в котором оно находится, нельзя подносить  прямо к носу. Необходимо расположить его на расстоянии 15-20 см от носа и, помахивая рукой осторожно нюхать.
  8. Остатки реактивов перелейте в баночки с этикетками. Этикетки сделайте из бумаги.
  9. Для экспериментов лучше всего использовать дистиллированную воду, можно кипяченную.
  10. После проведения опытов вымойте оборудование и посуду, уберите рабочее место и протрите поверхность стола, вымойте тщательно руки.

Формы работы опытно — экспериментальной деятельности детей

 дошкольного возраста.

Содержание этой работы реализуется в следующих 3 блоках педагогического процесса.

  1. Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включением опытов по заданной теме;
  2. Совместная деятельность педагога с детьми;
  3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
  4. Блок организованного обучения в форме занятий.

Авторская программа предполагает перспективное планирование занятий два раза в месяц с опытами и экспериментами. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – эксперимента в «Детской лаборатории»  с сюрпризным моментом или необычным объектом.

Организация опытно- экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принимать решение, пробовать сделать, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту.

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Блок совместной деятельности взрослого и ребенка является  основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — эксперименты, игры- опыты, проекты с участием родителей. Совместное общение в исследовательской деятельности обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и оценок, школа познавательных интересов общения с другими людьми, школа положительных и отрицательных эмоций. На этой основе формируется  черты характера ребенка. Он овладевает нормами и правилами поведения, которые затем отражаются в делах и поступках.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *