Статья «Формирование познавательной компетенции дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность»
Ефимова В.Д. воспитатель ГККП ДС № 4 “Буратино”
г.Степногорск
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Ребенок живет в постоянном поиске и постоянно что – то экспериментирует, поэтому если не дать ему возможность этого делать ведет к серьезным психическим нарушениям, которые в последствии влияют на интеллектуально – творческое развитие.
Таким образом, родители и педагоги часто идут по самому простому принципу – запрещают. Взрослый знает, как нужно и сообщает ребенку. И требуют, чтобы малыш поступал так же лишая ребенка права на ошибку, не позволяя ему самому открывать истины.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Воспитатель выступает не как наставник, а как партнер. Таким образом идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.
Цель исследовательской деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи :
Образовательные
*Расширить представления детей об окружающем мире.
*Расширить представления детей о химических свойствах веществ. (растворение, взаимодействие с другими веществами, фильтрование реакция)
*Познакомить с элементарными представлениями об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды)
*Развитие представления о свойствах (песка, глины воздуха, камня)
*Развитие элементарных математических представлений (счет, мерка, масса)
*Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
*Формирование способов познания путем сенсорного анализа
Развивающие:
*Развивать творческие способности, инициативность, развивать психические познавательные процессы.
*Развивать коммуникативность, самостоятельность.
*Развивать наблюдательность, саморегуляцию своих действий.
Речевые:
*Пополнять словарный запас;
*Формировать грамматический строй речи;
*Знакомить детей со сказками стихотворениями по определенным темам (вода, воздух свет и т.д.)
Воспитательные:
*Соблюдать технику безопасности;
*Соблюдать правила при проведении опытов;
*Воспитывать уважение к другим детям;
*Воспитывать волю при проведении опыта до завершения;
Структура проведения игры — экспериментирования.
- Постановка, формирование познавательной задачи;
- Уточнение правил безопасности;
- Выдвижение предположений. Отображение способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Проверка итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Комплексные занятия и занятия обобщающего типа важны тем, что результат достигнут путем совместной деятельностью детей и воспитателя. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность ребенка и в полной мере отвечают педагогике сотрудничества. Результаты опытов фиксируются в детских рисунках, в журнале наблюдений, освещаются в сюжетно – ролевой игре «Телевидение» в разделе «Интересное сегодня». Познавательно- исследовательская деятельность, как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности.
Возможны сочетания
- Чтение художественного произведения. Вводящего в конкретную тему, затем опыты, эксперименты.
- Познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность продолжающая тему (рисование аппликация, лепка)
- Познавательно – исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте)
В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры- опыты и игры- эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий и проявлению творчества: «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?»
Проекты в опытно- исследовательской деятельности:
Проекты в опытно – исследовательской деятельности – это прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Обычно проект состоит из трех этапов;
- Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками и подготовка оборудования и материалов;
- Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы;
- заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов.
Условия для экспериментирования в группе
Организация «Детской лаборатории». В группе мы оснастили «Детскую лабораторию» специальным оборудованием и материалом необходимым для реализации задач по познавательному развитию детей. В нашей лаборатории мы изучаем объекты и явления живой и неживой природы – свет , тепло, вода, песок, глина, камень .
Это дает возможность:
- работать с детьми небольшими группами;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (прольешь, испачкаешься).
Работу в «Детской лаборатории» начала со знакомства со Всезнайкой. Который знакомил детей с оборудованием и правилами поведения, Всезнайка показывал опыты и эксперименты. После поставленного вопроса, я не торопилась отвечать, а предлагала детям найти ответ. Всезнайка иногда присылал подсказку книгу или предмет, предлагал спросить у родителей.
В лаборатории выделено место:
Для оборудования;
*микроскоп
*лупа
*пипетки, шприцы
*резиновые груши, мерные ложки, деревянные палочки, лопатки
*рулетки, весы песочные часы, фонарик, свечи, термометры
*щетки совки, зеркала, магниты
* клеенчатые фартуки
Для выращивания растений;
*емкости для растений разного размера, лопатки, деревянные палочки для рыхления земли.
Место для постоянной выставки – музей редких экспонатов (камни, перышки, ракушки)
*коробка с делениями для экспонатов.
Место для хранения материалов (бросового, природного).
*коробка с бросовым материалом – бумага разная, поролон, ткани, мех, вата, салфетки, нитки, резина.
*коробка с природным материалом – желуди, кора деревьев, глина, почва, семена , шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов, веточки, камешки
*коробка с пищевыми материалами – соль, сахар, мука, кофе, фито чай.
Правила техники безопасности при проведении опытов.
- Все опыты необходимо проводить в присутствии взрослых!
Проведению опытов ни в коем случае не должны мешать маленькие дети!
- Вещества из набора нельзя употреблять в пищу. Оборудование и посуда для экспериментов не предназначены для приготовления и хранения пищи.
- Набор храните в месте, не доступном для маленьких детей и вдали от пищевых продуктов. Эксперименты проводите в специально предназначенном месте.
- Перед каждым проведением опыта изучите инструкцию до конца, и только тогда начинайте эксперимент. Используйте только те количества веществ, которые указаны в инструкции.
- Во время проведения опыта категорически запрещено принимать пищу.
- Избегайте попадания реактивов в рот и глаза. Если это все таки произошло, промойте рот и глаза большим количеством воды, и при необходимости обратиться к врачу.
- Для работы используйте защитный халат и перчатки. Горячие предметы берите рукавицами.
- Для определения запаха вещества, сосуд, в котором оно находится, нельзя подносить прямо к носу. Необходимо расположить его на расстоянии 15-20 см от носа и, помахивая рукой осторожно нюхать.
- Остатки реактивов перелейте в баночки с этикетками. Этикетки сделайте из бумаги.
- Для экспериментов лучше всего использовать дистиллированную воду, можно кипяченную.
- После проведения опытов вымойте оборудование и посуду, уберите рабочее место и протрите поверхность стола, вымойте тщательно руки.
Формы работы опытно — экспериментальной деятельности детей
дошкольного возраста.
Содержание этой работы реализуется в следующих 3 блоках педагогического процесса.
- Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включением опытов по заданной теме;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
- Блок организованного обучения в форме занятий.
Авторская программа предполагает перспективное планирование занятий два раза в месяц с опытами и экспериментами. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – эксперимента в «Детской лаборатории» с сюрпризным моментом или необычным объектом.
Организация опытно- экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принимать решение, пробовать сделать, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Блок совместной деятельности взрослого и ребенка является основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — эксперименты, игры- опыты, проекты с участием родителей. Совместное общение в исследовательской деятельности обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и оценок, школа познавательных интересов общения с другими людьми, школа положительных и отрицательных эмоций. На этой основе формируется черты характера ребенка. Он овладевает нормами и правилами поведения, которые затем отражаются в делах и поступках.