«Формы и методы организации досуга детей»

Ильтнер Зауреш Тлеутаевна

Заведующая отделения художественного творчества, педагог дополнительного образования КГКП «Центр детско – юношеского творчества «Достық»»

Глава государства  Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н. Назарбаев в начале года объявил народу Казахстана о начале третьей модернизации страны. В программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс на будущее: духовное возрождение») отметил «будущее нашей страны напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны дать нашим детям лучшее образование и воспитание».

Воспитание подрастающего поколения – это организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей у детей, как патриотов и будущих защитников нашей Родины.

В целях осуществления задач, поставленных  в статье Главы государства Н.А.Назарбаева «Рухани жаңғыру: болашаққа бағдар» необходимо вести учебно – воспитательный процесс, который является одной из форм организации свободного времени ребёнка, участниками которого являются педагоги и воспитанники.

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени воспитанников.

Успех внеурочной работы зависит не только от активности воспитанников, но и от педагогического влияния, умения педагога придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность ребенку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач учреждений образования.

Правильно организованный досуг детей это возможность профилактики девиантного поведения подростков. С этой целью необходимо включать их в проведение трудовых акций, в работу спортивных секций, кружков различных направлений, привлекать к посильному участию при организации различных внеклассных мероприятий.

Современные формы организации досуга детей, необычные по замыслу, по организации, по методике проведения, тем самым вызывают живой интерес у детей,  поскольку они не сковывают воспитательный процесс, оживляют атмосферу – активизируя детей, способствуют формированию гармонично развитой личности. Поэтому педагогу в своей деятельности необходимо практиковать современные формы организации досуга детей. При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

·        отдых,

·        развлечение,

·        общение,

·        саморазвитие.

Между тем, дети ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

• игры на местности,

• игры на восприятие друг друга,

• спортивные игры, туризм,

• праздники, конкурсы.

III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.

Это могут быть:

• вечера современной музыки, авторской песни,

• диско-шоу,

• спортивные игры,

• дискуссии,

• тренинги;

• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; участие в концертных  программах ; трудовые дела и т.д

Каждый ребёнок имеет право на образование досуг и культурную жизнь. Выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм их организации.

Ведь в программе «Туған жер», главная цель воспитание у казахстанцев чувства патриотизма, который выражается в любви и гордости своему аулу, городу, краю, его истории, культуре и быту.

В своем Послании Глава государства поставил задачу – сделать образование драйвером экономики, центральным звеном новой модели роста. Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

Любому казахстанцу,  как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.