«Путешествие на планету Дружба», открытое занятие


Вербицкая Елена Викторовна
воспитатель КГУ «Лисаковская  специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Цель занятия: способствовать психическому и личностному росту учащихся.

Задачи:

Образовательная:  расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества: умение дружить,  общаться в коллективе; ценить и беречь дружбу; закрепить пословицы и поговорки о дружбе.

Коррекционная: закреплять умения согласованно выполнять движения со словами; упражнять в речевой и творческой активности; развивать мышление, внимание, память через выполнение различных заданий.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

Материал: Мультимедийный проектор, презентация, колонка,  флэшка с записью музыки (релаксационная, песня о дружбе со словами и без, грустная мелодия для прихода Незнайки, музыкальная зарядка, магниты,  надпись темы занятия, слово Эксперт, разрезанные пословицы, запись эпизода из киножурнала «Ералаш»,  на столе в чашках овощи и фрукты порезанные, иллюстрации к заданиям, две доски-стойки, ковер.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. – Я улыбнусь вам и гостям, а вы улыбнитесь друг другу.

Мы умеем улыбаться (дети улыбаются). Мы умеем удивляться (дети удивляются, пожимают плечами). Мы умеем сердиться (хмурят брови). Мы умеем огорчаться (вздыхают: «О-о-о-о»). Но мы любим улыбаться (улыбаются). Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, зависть, злобу и огорчения (делают вдох и выдох 3 раза).

Сегодня, идя к вам, я  подумала: “Как здорово просыпаться утром с хорошим настроением! Как здорово видеть ваши радостные лица! Как здорово, что светит солнце! Как здорово, что каждый день дарит нам новые возможности чему-то научиться!”.

Игра “Это здорово!”

Любой из вас, выйдя в середину круга, должен нам показать, что он умеет делать, а мы с ребятами должны отгадать. Если мы говорим правильно, то надо ответить: «Да, я умею… копать, рисовать, танцевать, играть, читать и т.д. А мы все вместе сможем порадоваться и скажем “Это здорово!”. Воспитатель: Вот видите, как здорово, что мы многому научились. Мы поиграли, подняли настроение, стали бодрыми.

(речь воспитателя прерывает грустная музыка). Ребята, вы слышите? Дети: Играет музыка.

Воспитатель: Какая музыка звучит – весёлая или грустная? Какой инструмент играет, кто знает?

Заходит Незнайка и плачет: «Ребята, помогите. Я так долго к вам добирался. На нашей планете случилась беда. Все ребята поссорились друг с другом, стали жадные, злые. Мы забыли слово  Дружба и что оно обозначает. Помогите нам, научите нас опять дружить.

Воспитатель: Ой, ребята. Как жалко Незнайку и всех его ребят. Вы согласны помочь Незнайке? Хорошо. А для этого я приглашаю  всех вас в путешествие на сказочную планету… А на какую планету вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд нарисован на плакате, повешен на доску. Поднимайте руку, если отгадали.

Учащийся, отгадавший загадку, выходит и вписывает слово в кроссворд.

Вопросы:

1.Крепок, строен и силён, ведь владыка леса он..
Из него добротен сруб. Угадали? Это … (Дуб)

2. Бежит, журчит, волнуется, все на нее любуются!
Никак не остановится, назад не поворотится. (Река)

3… На лице цветёт, от радости растёт.  (Улыбка)

4. Жу-жу, жу-жу. я на ветке сижу. Я на ветке сижу во все стороны гляжу (Жук)

5. Русская красавица стоит на поляне. В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

6. Он зелёный, круглый гладкий, а внутри он сладкий, сладкий (Арбуз)

Воспитатель: Догадались, на какую планету мы полетим? (“Дружба”)

Слайд 3

Тема нашего занятия  «Путешествие на планету Дружба» (открываю тему на доске).

– Скажите, на каком транспорте вы хотели бы путешествовать?

– Можно ли отправиться в путешествие на другую планету на велосипеде?

– Какой транспорт нужен для путешествия на другую планету? (рассуждения детей: ракета, космический корабль и т.д.)

Сегодня я предлагаю вам отправиться на сказочном транспорте: на ковре-самолете. А сейчас удобно располагайтесь на нашем ковре-самолете и ты, Незнайка, тоже: вы можете прилечь, присесть, облокотиться, опереться о локоть,  опереться на ладони. (Дети располагаются так, как им удобно).

Релаксационное упражнение: Закройте глаза и представьте, как мы летим к сказочной планете “Дружба” (звучит спокойная музыка, дети в удобном положении слушают музыку). Мы отрываемся от земли, подул лёгкий, тёплый  ветерок. Наш ковёр – самолёт поднимается всё выше и выше. Облака становятся всё ближе, вот их можно потрогать руками. Мы летим, и облака остаются далеко внизу. Наш ковёр – самолёт входит в космическое пространство. Мимо нас проплывают звёзды. Они разноцветные: красные, жёлтые, синие. Звёзды мигают нам своими огоньками. Мы подлетаем к нашей планете и совершаем мягкую посадку. Закончилась музыка.

Поздравляю вас с удачным полетом. Никто не устал? Мы приземлились прямо в центре. Обратите внимание, какая яркая разноцветная планета (на экране появляется изображение планеты). Эта планета большая, имеет много улиц,  мы будем передвигаться по ней от одной улицы к другой. Каждая улица имеет своё название. А чтобы больше узнать о планете Дружба, на каждой улице надо выполнить определённые задания. Ну что, готовы? Незнайка, ты готов?

1. Улица «Встречная»

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы подружиться с жителями этой планеты? Какие волшебные слова-приветствия мы им скажем? Дети говорят «Здравствуйте». Мы можем сказать привет? Если можем, то кому? Ровеснику. А если встретим дедушку, как мы должны обратиться? Вежливо – здравствуйте. Если прилетели утром – доброе утро, вечером – добрый вечер, днём – добрый день.

Мы переходим на следующую улицу,  которая называется Словесная –

2. Улица «Словесная»

Стихотворение «Что такое дружба»
Что такое дружба? Спросила я у птицы. Это когда коршун летает вместе с синицей,
Спросила я у зверя: Что такое дружба? Это, когда зайцу лисицы бояться не нужно.
А после у девочки я спросила: Дружба – что же это такое? Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все  вместе играют.  Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете: и  звери, и птицы, и дети.

Игра «Собери  пословицы»

Воспитатель:   Из слов составлено много стихотворений, рассказов. А я несла на занятие пословицы, но подул ветер и они рассыпались. Давайте их соберём. Вы будете работать в парах. Рассмотрите свои эмблемы, они вам подскажут, кто с кем должен работать. Будьте внимательны, возьмите только свои конверты (конверты по цвету эмблем).

Надо правильно собрать половинки пословиц и объяснить их смысл. Дети составляют пословицы.

Ажар и Жумабай:

«Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/». (а имей сто гостей)

Слава и Хадиша:

Дружбой дорожи …../ забывать её не спеши/. (забудь её сразу)
«Дружба – самое … ../дорогое сокровище/». (вкусное и полезное блюдо)

Женя

«Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/». (не найдёшь и не надо)

Ангелина и Нина:

«Человек без друзей …… /что дерево без корней/». (что цветущий сад)

Нур

Дружба – дороже – денег. (разрезать на 3 части) (если возникнут затруднения – то объяснить: «Пословица – это предложение. Может ли быть в середине предложения большая буква (если это не имя, не кличка) или точка?»

Дети по двое собирают, читают и объясняют смысл пословицы.

Вопрос: О чём эти пословицы?

(варианты ответов детей: эти пословицы о дружбе, о друзьях, о том, что нужно беречь и дорожить дружбой)

Воспитатель:  Скажи, Незнайка, что  такое Дружба?

Незнайка: Это когда всё себе, себе – и игрушки, и конфеты, и варенье, и печенье. Всё мое, никому ничего не дам.

Воспитатель:  Скажите, ребята, а вы как понимаете что такое Дружба?

Ответы детей: Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг другу. Дружба – это доверие, преданность, честность, уверенность, что тебя не подведут, это общие интересы.

Дру́жба – это искренние и доверительные взаимоотношения между людьми, у которых есть общие интересы и увлечения. Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.

На планете «Дружба» дружат даже цветы, я приглашаю вас на цветочную поляну.

Зрительная гимнастика

На лужайке цветки раскрыли лепестки  (смотрят широко раскрытыми глазами)

Слева – смотри – вырос цветок               (смотрят влево)

Вправо – здесь его дружок                       (переводят взгляд вправо)

Солнце светит высоко                              (взгляд вверх – на солнце)

Дует ветерок легко                                    (поморгали глазками)

На каждый лепесток                                 (глазами рисуют восьмерку на цветках)

Дует легкий ветерок                                 (легко поморгали)

Воспитатель: Любое дело по плечу, если с другом я лечу, и мы переходим на следующую улицу

3. Улица «Витаминная»

Жители планеты Дружба никогда не болеют, так как употребляют  пищу, богатую витаминами. Кто знает, в каких продуктах много витаминов? Дети: фрукты и овощи. Каждый из вас сейчас будет ЭКСПЕРТОМ и определит, какие фрукты и овощи едят жители планеты Дружба. Кто знает, кто такие эксперты? (слово вывешивается на доске) Дети высказывают своё мнение.

ЭКСПЕРТ от слова   опытный.  Это человек, который хорошо разбирается в каком либо деле или вопросе. Есть эксперты, которые хорошо разбираются в продуктах, есть эксперты, которые хорошо разбираются в лекарствах, эксперты по  самолётам, автомобилям и т.д.

Вы будете экспертами по овощам и фруктам.

Я предлагаю разбиться на 2 команды по 4 человека. У вас есть право выбора с кем вы хотите работать в группах.

Но сначала мы сделаем экспертом  Незнайку. Посмотрите, как это будет. Незнайке завязываем глаза, берём тарелочку, к которой прикреплено имя Незнайка. Он будет пробовать то, что мы ему дадим и определять, что он съел. Незнайка найдёт картинку того продукта, который он определил и повесит на доску под своим именем. А я проверю его. У меня под тарелочкой лежит отгадка. Достаю её и проверяю. Вы всё поняли? Становимся друг против друга. Дети работают парами. Сначала одни эксперты (по 4 человека), затем другие. Экспертам завязывают глаза, они пробуют, не видя. Затем подходят к столику, выбирают нужную картинку фрукта или овоща и вешают на доску под своим именем. Его напарник проверяет правильность выбора, достав свою карточку, которая лежала под тарелкой с именем эксперта. Первым экспертам даются овощи, вторым – фрукты. Смотрим на доску. Скажите, как одним словом можно назвать то, что мы видим – овощи и фрукты. Где растут фрукты? На дереве, если деревьев много – в саду. А овощи? На огороде. Можно взять  (огурец, помидор, морковь, свекла, яблоко, банан, мандарин,  груша, апельсин).

Ребята, жители планеты Дружба не только едят пищу, богатую витаминами, но и ведут здоровый образ жизни. Они все любят заниматься спортом, и мы подходим с вами к улице «Физкультурная»

4. Улица «Физкультурная»

Воспитатель: Чтобы с другом было легко общаться, надо правильно и красиво разговаривать. И в этом нам поможет гимнастика для пальцев.

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить. Незнайка, мы тебя тоже приглашаем с нами делать гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение).

Воспитатель: А сейчас разминка «Как живёшь?»

На вопрос воспитателя дети отвечают хором: «Вот так!» и показывают жестом определённое движение.

Воспитатель: Как живёшь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: Как идёшь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: А бежишь?

Дети; Вот так!

Воспитатель: Ночью спишь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: Как берёшь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: Как даёшь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: Как грозишь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: А шалишь?

Дети: Вот так!

Воспитатель: Незнайка, покажи нам свою зарядку.

Незнайка: Не устали? Тогда повторяем за мной. Физминутка  «Артист»

А мы идём дальше и попадаем на улицу «Вопросительная»

5. Улица «Вопросительная»

Незнайка: мне так понравилось  с вами играть, можно я проведу интересную игру в которую любят играть жители нашей планеты?

Воспитатель: Ребята, будем играть?

Дети: Да!

Незнайка задаёт вопрос и показывает на ребёнка, а тот должен ответить.

• Сахар сладкий, а перец…

• Дорога широкая, а тропинка…

• Пластилин мягкий, а камень…

• Чай горячий, а мороженое…

• Кисель густой, а морс…

• Заяц бежит быстро, а черепах ползет…

• Днем светло, вечером…

• Кашу варят густую и…

• Звери бывают смелые и…

• Морковь можно есть сырой и…

• Яблоки могут быть мелкими и…

Воспитатель: Я тоже хочу с вами поиграть.

Игра «Наоборот» (воспитатель задаёт вопрос  и показывает слово на одной стороне карточки,  Все дети вместе отвечают, карточка переворачивается и ответ проверяется)

·        Друзья могут ссориться, но обязательно должны…(мириться)

·        Новых друзей находи, а старых друзей…(не теряй)

·        Старых друзей помни, а новых (не забывай)

·        Поступки бывают хорошие и…(плохие)

·        У меня есть друг, который старше меня, а есть, который… (младше)

·        У меня есть друзья высокого роста и …(низкого)

Воспитатель: Могут ли друзья ссориться или нет? Как вы думаете, почему друзья ссорятся и мирятся? (ответы детей) Воспитатель: Правильно. Ссорятся потому, что у каждого человека есть свое мнение и не всегда оно совпадает с мнением другого человека. Народная поговорка гласит: “В споре рождается истина”. В самом деле, иногда мы можем и ошибаться, главное уметь признать свои ошибки. Если оказалось, что ты не прав, что следует сделать? (извиниться).

1Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1. У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Женя — самый лучший Юрин друг — забыл подарок дома. Он сказал об этом мальчику…

дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил Жене Юра. Дав детям высказаться, она продолжает:
— Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок — повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!»

Вопросы:  Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? Повторите слова, которыми Юра утешил, успокоил Сашу.

Ситуация 2. Ребята играли на улице. Бегали. И вдруг Света упала и сильно разбила коленку. Витя рассмеялся и назвал Свету плаксой, а Саша подошел и …

Ситуация 3. Два друга Костя и Петя купались в реке. Вдруг Костя стал тонуть и просить помощи. Петя убежал. Мимо проходили Владик и Рома. Услышав крики о помощи, они побежали к реке и спасли Костю.

Вопросы воспитателя: – Почему Петя убежал? – Как следует поступать в таких случаях?

Дружба – это когда мы все вместе, когда один за всех и ….. (Учащиеся заканчивают пословицу).
Молодцы! С заданием справились, мы можем переходить на следующую улицу, которая называется «Театральная»

6. Улица «Театральная»

Мы посмотрим историю из журнала «Ералаш», которая называется «Лучшая подруга».

Является ли главная героиня фильма настоящей подругой? Почему?
– Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
– Как вы думаете, в следующий раз ребята придут к девочке в гости?
– Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе с ним интересно.

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний.  Без друзей человек не может быть счастлив.

Заключительная часть занятия

На планете Дружба есть законы, соблюдая которые, вы никогда  не потеряете друзей.

Законы дружбы Дети читают по очереди каждый пункт

Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не повышай голоса, не кричи
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не ябедничай, лучше сам поправь
·         Не бойся просить прощения, если обидел друга.

·         Не спорь с другом по пустякам и не ссорься

·         Не обманывай друга.

Цени дружбу своего товарища
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Незнайка: Ой, а я совсем про них забыл.

Воспитатель: Я предлагаю подарить эти законы дружбы Незнайке, чтобы все ребята, которые поссорились на его планете, опять смогли подружиться. Нам они тоже пригодятся. Мы обязательно возьмём их с собой в группу и пообещайте, что будете их соблюдать и выполнять.

Мы совершили путешествие по сказочной планете “Дружба” и нам пора возвращаться домой. А с песней и жить, и путешествовать веселее.

Садимся с детьми и Незнайкой на ковёр, летим домой и поём песню (песня о дружбе «Ты да я да мы с тобой»

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Что в дороге знать всем нужно?

Дети: Знать секреты прочной дружбы

Незнайка: Ребята, я хорошо запомнил секреты прочной дружбы,  вы мне очень помогли. Но мне пора домой. Спасибо, ребята, до свидания  (Незнайка улетает на свою планету).

Воспитатель: Можно много слов хороших о друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети, друга обижать.

Потому, что без друзей нам очень трудно жить.

Дружбой светлой и прекрасной надо дорожить!

– Вот и подошло к концу наше занятие.

– Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы поместим в нашем уголке. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.

Вам интересно было путешествовать?

– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

 

Всем спасибо. Занятие закончено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *