Погружение в историю “Борьба саков за свою независимость”


Нурпеисова Г.А.

учитель истории

основная школа № 23 с.Антоновка

фото 5

Образовательная: Познакомить учащихся с героической борьбой саков за независимость, с их легендарными героями, царицей Томирис, пастухом  Шираком и предводителем саков Спитаменом.

Развивающая: Активизировать изучение и закрепление исторических событий, фактов и их хронологию.

Воспитательная: Подчёркивая самоотверженность и смелость сакских   героев, воспитывать у учащихся смелость, готовность к  героическим поступкам, любовь к Родине, доброту во взаимоотношениях между учащимися и окружающими.

Тип урока: комбинированный, погружение в историю

Наглядные пособия: слайдовая презентация,  учебник, тематическая карта, рабочая тетрадь, соль, макет шапки, тостаган, куски материалов белого, красного, желтого, синего цвета.

Время: 45 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.
  3. Деление класса на 2 группы.

Задание 1 группы

  1. «Историческая мозайка»: составь предложение из данных слов.

НАШЕЙ        ВЕК   С   ВЕКА   ИСТОРИИ       В    ПЕРИОД    ДО      СТРАНЫ ОХВАТЫВАЕТ       ЖЕЛЕЗНЫЙ    VII     ДО      VI     Н.Э.

Новый рисунок (10)

4.На столе лежат куски материалов что они означают?

(Материалы белого, красного, желтого, синих цветов).

Ответ: Сакское общество состояло из трех групп- воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цвета, жрецы одевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цвета.

Задание 2 группы.

  1. Допиши предложения.

Саки кочевали целыми родами, скот перегоняли по _____________________________

Главное значение в хозяйстве у саков имело развитие___________________________ и________________________________________________________________________

Археологи нашли оросительные каналы возле скотоводческих поселений и городища _________________на территории нынешней _________________________________ области.

Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районнах пасли _________________________________________________________________________

  1. «ДА» – «НЕТ»
да нет
Саки занимались осёдлым скотоводством
Легко переносимые юрты они грузили на верблюдов и лошадей
На зимних стойбищах саки строили дома из саманных кирпичей
Период возникновения и использования железных орудий труда получил название «бронзовый век»
Железо всегда встречается в природе в чистом виде
Примитивными мехами в печи создаётся температура 1300 градусов
Для получения расплавленного железа необходимо достичь температуры в 1530 градусов

Новый рисунок (11)

Саки-тиграхауда Саки, носящие остроконечные шапки проживали в Жетысу, в горах Тянь-Шаня, в среднем течении Сырдария
Саки-пападарайа заморские саки  проживали в Приаралье и низовьях Сырдарии
Саки-хаомаварга готовили напиток хаома  В пределах берегов рр. Амударья и Мургаб 

 

Новая тема.

Вступительное слово учителя

-Сакские племена, занимая обширную территорию Азии, были активными участниками политических событий того времени. Воины с персами растянулись на долгие годы…

Вступив в союз с Персией часть саков участвовали в войнах с Египтом Грецией. Военное искусство, их традиции ведения боев и сражений намного превосходили военное искусство других стран. Так же, как предки, казахи отличились храбростью и отвагой, мужеством, героизмом. Боевой дух наших предков передавались из поколения в поколение.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с легендами о подвиге сакских воинов из текста учебника.

1 группа. Вторжение войск Кира. Томирис.

2 группа. Подвиг Ширака.

  1. Один из группы рассказывает про свою легенду.
  2. Борьба саков против Александра Македонского.

фото 2

Рассказ учителя. Работа с картой.

  1. На рисунке изображено греко-македонское войско. Охарактиризуйте военную тактику А.Македонского и кочевников

фото 3

  1. Работа в тетрадях.

Закрепление.

  1. Из каких источников мы узнали о борьбе саков с персидскими завоевателями?
  2. Что вы знаете о сакской царице Томирис?
  3. Расскажи о героизме пастуха Ширак.
  4. Чем закончился поход А. Македонского?

5.Разгадай ключевое слово в кроссворде.

фото 4

По вертикали:

1.Место, где человек родился

  1. Древнегреческий историк, «Отец истории».

3.Название Республики, в которой ты живёшь

4.Имя сакского пастуха, отдавшего свою жизнь за независимость Родины

5.Глава племени

6.Имя персидского царя, вторгшегося в 530 г. до н. э. на земли саков

7.Древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в эпоху железа

8.Имя персидского царя, вторгшегося в 519 году до н.э. на земли саков

9.Имя сака, возглавившего борьбу против греко-македонских завоевателей.

10.Одна из сакских цариц

  1. Сын сакской царицы; он погиб, попав в засаду

12.Римский историк, писавший о сакской царице

13.Титул верховного правителя саков

Ответы: Родина, Геродот, Казахстан, Ширак, вождь, Кир, Саки, Дарий, Спитамен, Томирис, Спаргапис, Трог, царь.

Домашнее задание. П.14 стр. 64-68

Подведение итогов урока.

-Что мы сегодня узнали?

Вывод:

Что саки – это гордые, воинственные племена, и мы гордимся героизмом своих предков, любовью к родной земле.

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *