Погружение в историю “Борьба саков за свою независимость”
Нурпеисова Г.А.
учитель истории
основная школа № 23 с.Антоновка
Образовательная: Познакомить учащихся с героической борьбой саков за независимость, с их легендарными героями, царицей Томирис, пастухом Шираком и предводителем саков Спитаменом.
Развивающая: Активизировать изучение и закрепление исторических событий, фактов и их хронологию.
Воспитательная: Подчёркивая самоотверженность и смелость сакских героев, воспитывать у учащихся смелость, готовность к героическим поступкам, любовь к Родине, доброту во взаимоотношениях между учащимися и окружающими.
Тип урока: комбинированный, погружение в историю
Наглядные пособия: слайдовая презентация, учебник, тематическая карта, рабочая тетрадь, соль, макет шапки, тостаган, куски материалов белого, красного, желтого, синего цвета.
Время: 45 мин.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания.
- Деление класса на 2 группы.
Задание 1 группы
- «Историческая мозайка»: составь предложение из данных слов.
НАШЕЙ ВЕК С ВЕКА ИСТОРИИ В ПЕРИОД ДО СТРАНЫ ОХВАТЫВАЕТ ЖЕЛЕЗНЫЙ VII ДО VI Н.Э.
4.На столе лежат куски материалов что они означают?
(Материалы белого, красного, желтого, синих цветов).
Ответ: Сакское общество состояло из трех групп- воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цвета, жрецы одевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цвета.
Задание 2 группы.
- Допиши предложения.
Саки кочевали целыми родами, скот перегоняли по _____________________________
Главное значение в хозяйстве у саков имело развитие___________________________ и________________________________________________________________________
Археологи нашли оросительные каналы возле скотоводческих поселений и городища _________________на территории нынешней _________________________________ области.
Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районнах пасли _________________________________________________________________________
- «ДА» – «НЕТ»
да | нет | |
Саки занимались осёдлым скотоводством | ||
Легко переносимые юрты они грузили на верблюдов и лошадей | ||
На зимних стойбищах саки строили дома из саманных кирпичей | ||
Период возникновения и использования железных орудий труда получил название «бронзовый век» | ||
Железо всегда встречается в природе в чистом виде | ||
Примитивными мехами в печи создаётся температура 1300 градусов | ||
Для получения расплавленного железа необходимо достичь температуры в 1530 градусов |
Саки-тиграхауда | Саки, носящие остроконечные шапки | проживали в Жетысу, в горах Тянь-Шаня, в среднем течении Сырдария |
Саки-пападарайа | заморские саки | проживали в Приаралье и низовьях Сырдарии |
Саки-хаомаварга | готовили напиток хаома | В пределах берегов рр. Амударья и Мургаб |
Новая тема.
Вступительное слово учителя
-Сакские племена, занимая обширную территорию Азии, были активными участниками политических событий того времени. Воины с персами растянулись на долгие годы…
Вступив в союз с Персией часть саков участвовали в войнах с Египтом Грецией. Военное искусство, их традиции ведения боев и сражений намного превосходили военное искусство других стран. Так же, как предки, казахи отличились храбростью и отвагой, мужеством, героизмом. Боевой дух наших предков передавались из поколения в поколение.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с легендами о подвиге сакских воинов из текста учебника.
1 группа. Вторжение войск Кира. Томирис.
2 группа. Подвиг Ширака.
- Один из группы рассказывает про свою легенду.
- Борьба саков против Александра Македонского.
Рассказ учителя. Работа с картой.
- На рисунке изображено греко-македонское войско. Охарактиризуйте военную тактику А.Македонского и кочевников
- Работа в тетрадях.
Закрепление.
- Из каких источников мы узнали о борьбе саков с персидскими завоевателями?
- Что вы знаете о сакской царице Томирис?
- Расскажи о героизме пастуха Ширак.
- Чем закончился поход А. Македонского?
5.Разгадай ключевое слово в кроссворде.
По вертикали:
1.Место, где человек родился
- Древнегреческий историк, «Отец истории».
3.Название Республики, в которой ты живёшь
4.Имя сакского пастуха, отдавшего свою жизнь за независимость Родины
5.Глава племени
6.Имя персидского царя, вторгшегося в 530 г. до н. э. на земли саков
7.Древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в эпоху железа
8.Имя персидского царя, вторгшегося в 519 году до н.э. на земли саков
9.Имя сака, возглавившего борьбу против греко-македонских завоевателей.
10.Одна из сакских цариц
- Сын сакской царицы; он погиб, попав в засаду
12.Римский историк, писавший о сакской царице
13.Титул верховного правителя саков
Ответы: Родина, Геродот, Казахстан, Ширак, вождь, Кир, Саки, Дарий, Спитамен, Томирис, Спаргапис, Трог, царь.
Домашнее задание. П.14 стр. 64-68
Подведение итогов урока.
-Что мы сегодня узнали?
Вывод:
Что саки – это гордые, воинственные племена, и мы гордимся героизмом своих предков, любовью к родной земле.
Метки: Погружение в историю "Борьба саков за свою независимость"