Повышение мотивации учащихся на уроках информатики через личностно-ориентированное образование


Дрёмина Галина Константиновна
Учитель математики и информатики
Общеобразовательной средней школы № 25 города Актобе


Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели, пожалуй, всех предметов – это отсутствие должного интереса к изучению предмета: получению знаний и развитию навыков. Информация, даваемая на уроках, не получая должной обработки в сознании ребенка, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые учитель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило остаются всего лишь заученной инструкцией, что также не способствует образованию. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда учитель способен заинтересовать учащихся, и полученная учениками информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не реализован. Для получения же навыков самостоятельно, как правило, у ребенка не хватает сознательности и внутренней дисциплины (хотя и в меньшей степени в старшем звене школы).

Отсутствие должного интереса к предмету объясняются традиционно сложившимися в нашей стране отношениями между учеником и учителем и их ролями на уроке. Рассмотрим их роли более подробно. Это несложно сделать, если ответить на вопрос: зачем тот и другой приходят на урок?

Учитель – затем чтобы научить ребенка, то есть постараться сделать так, что бы знания и умения его самого, каким либо образом передались ученику. То есть, фактически передать ему свой опыт в данной области. Ситуация почти тупиковая, так как давно доказано, что опыт передать невозможно, возможно его только получить самостоятельно.

Ученик – …? Вряд ли он способен адекватно ответить на это вопрос. Наверное, если бы у него была возможность, то он бы и не приходил. Ученики объясняют свое нежелание идти на урок очень просто: нужно выполнять задания, готовиться к уроку – производить над собой усилие. А почему? Потому что нужно все это, как выясняется, не ученику, а учителю. Была бы воля ученика, он бы этого с удовольствие не делал.

Таким образом, получается, что ученик приходит на урок в роли исполнителя, а учитель заказчика. Учитель выдает задание и требует его выполнения, а ученик исполняет его.

Теперь давайте попробуем представить себе ситуацию, когда ученик и учитель поменялись ролями. Класс приходит на урок с одним единственным желанием узнать и научиться от учителя как можно большему. И на вопрос учителя: “Чем бы Вы хотели заняться на этом уроке?”, взлетает лес рук и то из одного угла класса, то из другого слышится: “Расскажите об этом, научите тому-то”. Ситуация кажется нереальной, однако вопрос состоит только в том, что нужно сделать, чтобы ученик оказался в роли заказчика (а учитель автоматически – исполнителя заказа).

Давайте попробуем найти причины, по которым у ребенка смогла бы формироваться потребность в приобретении новых знаний. Здесь уместно рассмотреть процесс естественного образования маленьких детей. Ребенок интересуется окружающим его миром (естественная потребность ребенка), у него возникают вопрос, он идет к взрослому и получает на них ответы; он видит, как взрослый выполняет какое-либо действие (открывает кран с водой), ребенок самостоятельно пытается проделать тоже самое до тех пор, пока у него не получиться. Вот таким образом и происходит первичное образование ребенка: получение знаний и навыков. Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. К среднему звену школы эта потребность пропадает, так как ребенок уже переполнен информацией.

Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх. Наиболее полно эти потребности можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности ребят и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.

Рассмотрим механизм взаимодействия урочной и неурочной форм деятельности, в котором каждой из них отведена своя, сугубо индивидуальная роль. Для внеурочной деятельности – формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной – удовлетворение этой потребности.

Для простоты рассмотрения выберем один из наиболее динамичных и обширных предметов – Информационные технологии. (Однако, вышеизложенная модель справедлива практически для любого предмета.)

Для начала рассмотрим основные модули входящие в состав курса информатики и информационных технологий:

Алгоритмика и моделирование – направленные на развитие мышления, формирование навыков формализации, структуризации как деятельности вообще, так и отдельной задачи в частности.

Информатика, как наука об информации – изучение структуры и видов информации, посредствам чего формируются: общее представление об информации и информационных потоках, умения по отбору и обработке информатике.

Информационные технологии – развивающие навыки выбора адекватных средств для выполнения конкретных задач, дающие представления об основных направлениях производственной деятельности связанной с компьютером.

Не следует также выпускать из внимания вспомогательные модули, (зависящие, как правило от базового курса и программы конкретного учебного заведения), такие как машинопись, изучение различных ОС, изучение устройства и основных принципов построения компьютеров и др., которые хотя и не дают фундаментальных знаний, но позволяют получить знания и развить навыки, востребованные современной жизнью.

Приведем несколько примеров того, каким образом каждый конкретный вид внеурочной деятельности способен повысить мотивацию в изучении предмета непосредственно.

Малое производственное объединение “Издательская деятельность”. Здесь целый спектр знаний и умений, которые потребуются ученикам, это и информационные технологии, и машинопись, и знание операционных систем, и моделирование и так далее. Деятельность по изданию газеты или производству песенников, изготовление брошюры рефератов и сборника стихов интересна и не требует на первичном этапе владением всеми вышеперечисленными знаниями и умениями, потребность в них возникает в процессе работы.

Единственная задача, которая остается перед решившими попробовать подобный подход к организации изучения нашего предмета состоит в том, чтобы грамотно спроектировать внеурочную деятельность по предмету, так, чтобы охватить максимальное число учащихся. Когда такая система более или менее налажено можно применить нехитрую методику по формированию общественного интереса учащихся и их запроса на получения знаний к учителю. Разделить учащихся на несколько малых групп (по 7-12 человек) и предложить им, например в качестве домашнего задания, сформулировать список тем, которые учитель должен будет рассказать на уроке. Помимо всего прочего работа в малой группе позволит поделиться ученикам между собой, как полученным во внеурочной деятельности образованием, и возникшим интересом к той или иной теме.

Проектирование внеурочной деятельности по другим предметам, (а в конечном итоге по всем предметам в совокупности), строится по такому же алгоритму: разбиение предмета на модули, подбор адекватных форм внеурочной деятельности, направленный на повышение интереса ребят по конкретным темам, построение урока в форме, которая позволила бы ученикам формировать учителю свой запрос на образование.

Естественно, в данной статье изложен только самый общий подход к проблеме повышения мотивации учащихся. Полноценная реализация подхода требует детальной разработки методик всех видов внеурочной деятельности, охваченных данным подходом, и методики непосредственно предмета, на котором ученики выступают в роли заказчика на образование, а учитель в роли исполнителя заказа.

Особое внимание в своей работе мы уделяем проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? – я не собираюсь быть тем-то и тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и т.д.).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Мы заметили, что, не смотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, мы взяли на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой.

Сейчас нам хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию – приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы – дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Кроме того, обращение к опыту детей – это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Пример1:

Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов (8 класс)

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. …

Краткий рассказ учителя:

Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)

Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/с

Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело?

Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы.

Вы, конечно, знаете, что софизмы – это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Пример2:

2 х 2 = 5.

Доказательство:

Имеем числовое тождество 4:4=5:5

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1)

Числа в скобках равны, их можно сократить,

Получим: 4=5 (!?)

Парадокс…

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на наш взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” – вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” – вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Третий прием: ролевой подход и как следствие – деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову”.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Пятый прием: игры и конкурсы.

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример 1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

·    Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

·    Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

·    Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

·    В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

·    Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”.

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

·    “Этот процесс орнитологи называют миграцией”

·    “Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”

·    “Он всегда имел запас калькуляторов”

В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке мы предлагаем сюрпризы – потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Хотелось бы отметить, что на данном этапе реформации системы образования Республики Казахстан наиболее востребованным и актуальным способом контроля является использование тестов. Именно систематическая работа по решению и самостоятельной разработке тестов позволяет учащимся быть психологически подготовленными к Единому Национальному Тестированию, проводимому по окончании средней школы.

 

Список используемой литературы:

1.      http://www.1september.ru – «Первое сентября»

2.      Левин М. «Информатика в школе и дома» – Изд.: “Новый издательский дом”, 2006

3.      Первин Ю.А. «Информатика дома и в школе: Книга для ученика»- Изд.: “БХВ-Петербург”, 2003

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *