Реферат «Теория человеческого учения и инновации в обучении физическим упражнениям»

Виноградова Людмила Евгеньевна — 20 лет
студентка 3 курса Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета
Руководитель: Медресов Бауржан Адилгалиевич
Старший преподаватель, магистр педагогических наук
Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

План:

 

  1. Сущность и направленность инноваций в современной педагогике физического воспитания;
  2. Инновационная «Педагогика физической культуры и спорта» – понятийный аппарат проблемы;
  3. Инновационные методики – вчера, сегодня, завтра;

4.Из опыта использования инновационных методик преподавания и воспитания:

а) Детские дошкольные учреждения —  опыт  О.Н. Конаковой (д/с №22 — «Колобок»);

б) Начальная школа – опыт Т.В. Харчевой (СОШ №20, третий класс);

в) Основная и средняя общеобразовательные  школы – опыт В.Н. Шевченко (СОШ №4);

г) «Круговая тренировка» по методу Манфреда Шоллиха – «Кройс-тренинг» на занятиях «Физической культурой»- опыт Н.А. Антонова;

д) Нетрадиционные формы физического воспитания в условиях вуза. Наш опыт, на примере института «Евразия»;

  1. Некоторые практические рекомендации для учителей, спортивных тренеров и организаторов физической культуры, спорта, туризма по использованию нетрадиционных (инновационных) форм и методов воспитания, обучения, образования молодежи.

 

Говоря о нетрадиционных подходах в воспитании, обучении и спортивной подготовке (тренировки) современных детей и подростков, занимающихся целенаправленной двигательной деятельностью, которые часто используют педагоги физического воспитания, спортивные тренеры следует воспользоваться мнением писателя с мировым именем Анатоля Франса, который считал, что:

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее».

Чаще всего эта деятельность реализуется педагогами именно нетрадиционными методами обучения и воспитания. И более того, у каждого творчески работающего педагога, спортивного тренера, имеются методики и приемы нетрадиционного решения основных методик тренировки. (Р.Б. Куватов, Е.В. Плотникова, Е.В. Антонова и др.)

Из этого следует, что инновация в педагогике, методика воспитательной работы, спортивная тренировка – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно в одном материале обобщенных знаний в той или иной конкретной области.

Впервые мы столкнулись  с  методикой нетрадиционного проведения занятий (уроков), когда были приглашены в качестве руководителя педагогической практики в одну из школ областного центра. (СОШ №32. Директор – В.В. Вовченко).

Было сообщено, что урок в предвыпускных – 10-х классах,  будет проведен нетрадиционным (инновационным) методом.

 

Тема урока: «Творчество великого русского поэта                           А.С. Пушкина».

Необычность проведения урока,  на весьма популярную тему, состояло в том, что его намерены были вести сразу несколько учителей различных специальностей: литературы и истории, музыки и рисования, учителей пения и русского языка, других предметов.

Учитель истории, например,  была намерена сообщить учащимся о той социально-политической  обстановке, в которой жил и творил замечательный русский поэт. Отношениях,   к поэту царедворцев и самого царя.

Учитель литературы планировала осветить биографию и творческий путь поэта. Личности писателей и поэтов,  окружавших Пушкина и творивших вместе с ним. Прочитать отрывки из его произведений. Например, письмо Татьяны к Онегину…

Учитель музыки планировала сообщить (озвучить)

музыкальные произведения,  написанные на стихи  А.С. Пушкина. Например, романсы на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Учителя рисования и черчения планировали  показать и дать комментарии по рисункам к произведениям поэта. Таким легендарным сказкам ,  как: «Сказка о Золотой  рыбке», « спящей Царевне», «…о  царе Солтане», «…и 33 богатырях», «…о братьях  разбойниках» и др.

Один из учителей,  одев,  черную мантию, такую,   какую   носили во времена Пушкина и  шляпу-цилиндр, основательно загримировавшись,  весьма успешно читал отрывки из произведений исторической прозы Александра Пушкина  Повесть: «Капитанская дочка» (О восстании Емельяна Пугачева в Приуральи и др.)

Весь этот урок-спектакль был рассчитан на три  часа вместо 12 предусмотренных Министерской программой.

Эффект от урока  был самый положительный. Учащиеся получили интегральные представления о том историческом периоде, в котором жил и творил великий поэт, том отношении, который окружал его царский двор и лично царь.

Учащиеся познакомились с   творчеством Пушкина  и теми межпредметными  связями, которые прослеживаются в преподавании дисциплин  школьной программы (Литература и История, Литература и Живопись, История и Литература,  Вокальное искусство и др.).

Интегральный урок (открытый урок) достиг ожидаемого результата и был высоко оценен присутствующими педагогами. И большинством учащихся.

Нетрадиционные или,  как теперь говорят, инновационные методики применялись, как выявилось,  и в более ранние периоды.

В годы ВОВ (1941 – 1945 гг.) средние школы, как известно,  были разделены на мужские и женские. В СШ №6,  г. Уральска, где  учился один из авторов-составителей, уроки по литературе вел директор школы Я.М. Родя. Он, например, урок посвященный творчеству В.В. Маяковского  начинал «нетрадиционно», сразу со стихов поэта «О Советском паспорте».

Заходя в класс и чуточку громче, чем положено  хлопал   дверью. И, без всякого вступления,  начинал громко читал стихи:

 

Я волком бы выгрыз бюрократизм,

К мандатам почтения,  нету!

К любым чертям с матерями катись,

Любая бумажка, но эту…

 

Я достаю из широких штанин,

Дубликатом бесценного груза.

Читайте, завидуйте.

Я гражданин Советского Союза!

 

И здесь, кто-то попытается заметить: — А где же здесь традиционный алгоритм,  связанный с началом урока: проверка по журналу присутствующих, оглашение темы прошлого и нынешнего уроков, проверка домашнего задания и т.п.

Сознаемся,  что всего этого не было, а был яркий монолог увлеченного педагога, хорошо знающего и любящего творчество В. Маяковского, как тогда говорили, пролетарского поэта: «агитатора- горлана-главаря».

Подводя итог сказанному, заметим, что нетрадиционные (инновационные) уроки всегда присутствовали в школах и были в арсенале мастеров педагогического труда, творчески работающих учителей, учителей новаторов.

И опять вопрос: — А может быть опыт СОШ №32 —  это никакой не инновационный урок, а просто … комбинированный урок смонтированный усилиями несколькими учителями-предметниками? Урок-спектакль…

Обращаемся за помощью к словарям:

Термин «Инновация» определяется, как что-то новое, необычное, давно забытое,  какая-то  новация, нетрадиционное, не избитое, или вновь найденная методика. Говоря о нововведениях, видимо, стоит иметь ввиду, что они могут быть не только положительными, но и отрицательными. Примером тому может быть откат качества образования СНГ, с четвертого места в мире (в бытность СССР), на место в четвертом  десятке государств.

И еще вопрос: — А какие проблемы могут быть объявлены сегодня инновационными в физическом воспитании?

 

Таких направлений (проблем), как известно,  несколько. Например:

 

  1. Как повысить мотивацию учащихся к урокам и внеклассным занятиям по ФКиС? Как побудить учащихся к систематическому самосовершенствованию как морально-нравственному, так и физическому?;
  2. Как сформировать стойкую потребность людей, особенно молодежи, к здоровому образу жизни (ЗОЖ);
  3. Как увеличить КПД обучения и воспитания на уроках физической культуры?
  4. Как добиться сокращения неоправданных потерь времени на занятиях?
  5. Как эффективно развивать основные двигательные (физические) качества, формировать необходимые для жизни умения и навыки?
  6. Как обеспечить высокую моторную плотность уроков, без ущерба для эффективности спортивных тренировок?
  7. Как добиться, чтобы интерес к урокам ФК у учащихся (с годами) не падал, а нарастал?
  8. Как, с помощью двигательных действий, например, спортивной подготовки, добиваться эффективного формирования личностных качеств (целеустремленности, воли к победе, готовности придти на помощь, коллективизма, сопереживания и сочувствия и т.п?.
  9. Как научиться формировать казахстанский патриотизм, интернационализм средствами спорта высоких достижений?
  10. Как проводить воспитательные мероприятия в классах средствами спорта высоких достижений?.

 

В среде творчески работающих учителей физического воспитания, спортивных тренеров бытует уверенность, что если учителю удастся сформировать у учащихся стойкую потребность к самосовершенствованию, то, пожалуй, и уроки ФК (в принятой форме)  будут не нужны. Со стороны учителей, спортивных тренеров педагогические  действия  перерастут в консультативные  семинары или во что-либо  подобное, но только не педагогический процесс.

Мы знаем примеры, когда занятий физической культурой, в нашем понимании,  не существует в университетах и колледжах США, Великобритании, Германии и др. развитых стран мира. Там занятия строятся на основе сформированных интересов к какому-либо конкретному виду спорта. Например, б/болу, в/болу, боксу, гольфу и т.п. Все эти занятия проводятся в спортивных клубах по видам спорта, под руководством квалифицированных педагогов (тренеров).

И все-таки, каким же опытом располагает передовая педагогическая практика по использованию нетрадиционных методик проведения занятий физической культурой в коллективах, например,   для самых маленьких (детей 3 – 5 — 6 лет) – воспитанников детских дошкольных учреждениях, детских садов-яслей, нулевых классов?.

Вот несколько примеров:

 

Мы принимали участие в формирующем педагогическом эксперименте, продолжительностью два года,  проводимом на контингенте д/с № 22 «Колобок» — заведующая О.Н. Конакова (Экспериментальная группа).

Для сравнения были взяты дети посещающие детские сады «Болдырган» и «Жигер» (контрольные группы). За основу были взяты средства входящие в основу методик, так называемого, «малого туризма» с элементами экологического образования  и природоохранной деятельности. Общий охват детей, участвующих в эксперименте – 620 человек: 320 мальчиков и 300 девочек.

Основная идея была позаимствована из работ московского профессора, доктора педагогических наук А.А. Остапца-Свешникова, а также других ученых работающих в данном направлении (Н.М. Амосов, В.Д. Колесов, Б.Л. Леонидова, В.С. Мухина, А.И. Сидельковский и др.).

Исследовательская программа была утверждена Областным Управлением образования (В.И. Сурнин, А.П. Губанов) по теме НИР: «Поиск путей формирования стойких  потребностей детей к здоровому образу жизни».

В основу исследовательского предположений (научной гипотезы) было положено мнение, смысл которого сводился к тому, что испытав на себе  влияние окружающей природы, дети уже на раннем этапе жизни,  впитают в себя ее чудодейственное возможности. И это, на фоне несомненного общего оздоровления и воспитания, что, несомненно,  обеспечит формирование таких черт личности как: доброта взаимоотношений в коллективе, любознательность, готовность придти на помощь,  а по отношению к окружающей среде, прочно усвоят заветы древних философов: «Войди в природу другом!», «Не навредить!».

По согласованию с родителями и педагогами  д/с «Колобок», были определены основные формы одежды детей участвующих в педагогическом эксперименте, особенно в весеннее-осенне-зимний период (шапочки, шарфики, варежки, курточки, обувь и др.).

Целенаправленная двигательная деятельность обеспечивалась тремя специально разработанными маршрутами (см. рис. 1.). Протяженность маршрутов 1700 – 2000 метров, с тремя остановками.

Первая остановка – «Подгоночная», предполагалась через 300 — 350 метров. Вторая – через 650 – 700 метров, на  которой «Туристят» встречал бодрой мелодией музыкальный руководитель – баянист. Звучала мелодии: «С нами весело шагать по просторам, по просторам, по просторам. И конечно,  подпевать лучше хором, лучше хором, лучше хором!».

Третья остановка — через 500 метров,  носила название: «Встреча с Бабушкой Загадушкой». Туристят встречала воспитатель переодетый в сказочный персонаж – «Бабку Ёжку». В руках у неё была большая корзина, в которой находились якобы загадки.

«Бабушка Загадушка» доставала загадки и озвучивала их детям. Дети отгадывали и получали призы в виде конфет и сладких пряников, картинок, цветных карандашей.

Отдыхая (8 – 10 мин.),  дети отгадывали загадки, скандировали речовки, декламировали хором стихи, называли породы деревьев и кустарников,  встреченных по маршруту движения колонны, собирали опавшие желуди и шишки, листья с красивой осенней раскраской и т.п.

В процессе движения дети, как бы случайно, встречали на пути поваленное дерево, под которым следовало пролезть или мостик с узкой опорой,  по которому надо было пройти. На заключительном этапе движения все «Туристята» должны были подняться на искусственную горку (металлическую) и скатиться вниз «на собственных салазках», т.е. сидя на корточках.

Все это вызывало у участников «похода» неподдельный интерес и положительные эмоции. Формировали двигательные умения, навыки. Выполнив задание,  по преодолению маршрута и приняв участие в подвижных играх типа: «Вороны и воробьи», «Мяч на веревочке» — «Удочка» или «Догони последнего», «Охотники и утки». Дети, организованно возвращались в д/с «Колобок».

Говоря о существующих проблемах в той или иной социально-культурной отрасли,  науке и технике, физической культуре и спорте, особенно спорте высоких достижений,   следует, видимо, попытаться дать определение и раскрыть понятия терминам:  «Проблема», «проблематичный», «проблемный» и др.

По мнению авторов «Краткого словаря иностранных слов». – М., «Советская энциклопедия», 1961, следует, что «Проблема» — это теоретический и практический вопросы,  требующие  разрешения» (стр. 240). К числу таких  проблемных вопросов, по нашему мнению,  можно отнести, например:

— Что мешает дальнейшему развитию массовости и мастерства современного спорта в нашей стране?;

— Почему Президент РК ставит задачу, чтобы 30 процентов населения Республики регулярно занимались  ФКиС ?;

— Возможно ли Республике Казахстан встать в один ряд с ведущими спортивными державами мира (КНР, Японией, Юж. Кореей, Тайландом, Гонконгом, Германией, США, Скандинавскими  государствами  и др.);

И еще вопрос: — Почему нарастает число спортсменов,   выступающих за Республику, «купленных» в странах дальнего и ближнего зарубежья (Тигиев, Хрусталева, Чишанло, Манеза, Подобедова и др.);

— Почему приглашаются зарубежные специалисты, тренеры (Адвокат и др.), за высокие гонорары, а нашим,  не менее квалифицированным педагогам,   платят крайне не высокие вознаграждения за труд?;

И еще проблема:-  Почему в РК «закрыты» защиты научных работ (диссертаций) по спортивной тематике на степень «кандидата», «доктора наук» ? – Чем это вызвано и насколько оправдано?;

И еще вопросы:- Возможен ли дальнейший прогресс в спорте высоких достижений,  без серьезного  научного поиска? И т.д. и т.п.;

И, наконец:

— Как повысить качество подготовки специалистов по ФКиС обучающихся  в специальных  учебных заведениях Республики» ? и т.п.

Мы далеки от мысли, что по всем перечисленным проблемам сможем дать исчерпывающие ответы, но обратить  внимание коллег, подискутировать, выработать согласованные мнения, а потом воплотить их в практику. Это мы считаем своим профессиональным долгом.

И так,  по порядку:

 

  1. Что говорит Закон РК «О физической культуре и спорте?»

 

Закон утверждает, что говоря о спорте и, в частности, о создании МТБ современного спорта следует различать: «Массовый спорт» и «Спорт высоких достижений», например, «Олимпийский спорт», «Профессиональный спорт», «Коммерческий спорт», «Спортивные шоу» и т.п.

Складывается впечатление, что спорт высоких достижений оторвался от массового спорта, а поэтому, якобы, сегодня требуются принципиально новый подход и решение, проблем спорта вообще, спорта высоких достижений и массового спорта, в частности.

 

  1. Государственная программа: — В чем ее смысл и какова перспективная значимость?

 

В этом документе, как показывает анализ,  сформулированы цели  дальнейшего развития ФКиС на ближайшую и отдаленные перспективы. Например, предлагается:

а) Определить  рациональные  пути  и современные подходы  к управлению данной социально-культурной отраслью;

б) Продолжить совершенствование законодательства в области физической   культуры и спорта;

в) Проводить  исследования в области массового спорта и спорта высоких  достижений по научно-методическому,  медико-

биологическому и психологическому обеспечению подготовки спортивного резерва,  спортсменов международного класса;

г) Продолжить подготовку спортивного резерва и спортсменов международного класса способного достойно представлять Республику на международной арене.

 

  1. Основными задачами Государственной программыно, , как извес являются:

* Утверждение принципов ЗОЖ – здорового образа жизни

путем пропаганды ФКиС, привлечения широких слоев населения к занятиям двигательной деятельностью;

* Внедрение  Президентских тестов позволяющих измерять уровень и динамику физической подготовленности населения (по возрастам);

* Проводить систематическое укрепление и дальнейшее развитие МТБ физической культуры и спорта. Обеспечивать  доступность спортивных сооружений для широких слоев населения, особенно молодежи;

* Привлекать  к занятиям ФКиС неработающую (не учащуюся) часть населения в целях профилактики правонарушений;

* Активизировать работы ФК клубов по месту жительства и объединений по интересам (клубы туристов, КЛБ, клубы закаливания (моржей), клубы рыболовов и охотников, клубы спортивных танцев и т.п.);

* Развивать  сеть  ДЮСШ, СДЮСШ, ЦОПов и ШОР,  создавать  школы -интернаты для одаренных в спорте детей. Создавать  региональные и республиканские центры подготовки олимпийского резерва (ШОР, ЦОП и др.);

* Усиливать информационно-образовательную и пропагандистскую деятельность по ФКиС через СМИ, лектории, встречи с ветеранами и участниками Олимпийских игр, Азиад,  чемпионатов мира и континентов;

* Активизировать деятельность по установлению международных связей с зарубежными физкультурно-спортивными организациями с целью обмена опытом работы;

* Создавать систему подготовки и переподготовки кадров специалистов по ФКиС, как для спорта высших достижений, так и для работы с различными социально-демографическими группами населения (инвалидами, пенсионерами, людьми,  нуждающимися в лечении заболеваний средствами двигательной деятельности и др.).

 

  1. Физическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. Д/С «Колобок» — в нетрадиционном измерении.

 

Рассматривая более подробно данный раздел нашей лекции,  заметим, что проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения постоянно  поднимаются в кругах ученых и представителей  передовой педагогической практики. Наше исследование под названием : «Малый туризм» и проблемы совершенствования воспитания в дошкольных учреждениях» было тем началом, которое заинтересовало общественность. Оно было  опубликовано в книге: «К здоровью – через туризм» — Уральск, 2000, стр. 21 – 41;

Монография описывала  опыт работы Западно-Казахстанского центра детско-юношеского туризма и экологии, с которым мы  ряд лет    сотрудничали вместе  с московским ученым, доктором педагогических наук, профессором А.А. Остапцом-Свешниковым.

— Чем характерен этот раздел рекомендаций

В данном разделе присутствуют  результаты экспериментального поиска по внедрению в расписание учебно-воспитательного процесса физических упражнений с туристической направленностью.  (Детский  сад  №22 городского управления образования,   с поэтическим названием — «Колобок» (Заведующая – О.Н. Конакова).

Первые сведения на уровне обобщения результатов  научно-методического поиска мы опубликовали в газете «Пульс города», 1995, 26 мая. Данная публикация  сообщала о нетрадиционном  подходе  при  формировании  стойких потребностей в здоровом образе  жизни  у детей 3 – 6-летнего возраста, которое достигалось  средствами «Малого туризма».

Знакомясь с литературой по данному вопросу,  мы уяснили, что данная проблема не является чем-то абсолютно новым явлением. Корни поиска решений практических вопросов  уходят в глубокую древность. Еще древнегреческий врач и философ Гиппократ,  говоря о необходимости соблюдения здорового образа жизни, предполагал обязательно учитывать, например, особенности питания, объем двигательной деятельности, климатические условия, возможности систематического закаливания организма, повседневные привычки, национальные традиции и многое другое. И все это он (Гиппократ) органически увязывал с необходимостью общения человека  с природой, используя ее благоприятные факторы: свежий воздух, чистую воду, успокаивающий окружающий ландшафт, умеренную солнечную радиацию, возможность активной двигательной деятельности, рациональный отдых и разумную смену деятельности.

Исследования ученых-геронтологов последних лет (А.Д. Бернштейн и др.) показывают, что образ жизни различных слоев населения отчетливо связан с уровнем и качеством жизни, а следовательно и с уровнем трудовой (учебной) активности, заболеваемостью и продолжительностью жизни населения в целом.

Организация проводимого исследовательского   поиска  опиралась  на научные публикации (Н.М. Амосова, В.Д. Колесова, Б.Л. Леонидовой, В.С. Мухиной, В.П. Фомина, С.А. Фролова и других авторов подобных исследований.). Это  позволило  нам   создать программу,  утвержденную Областным  Управлением образования (В.И. Сурнин, А.П. Губанов и др.).

Говоря о содержании научно-методического поиска обязательно заметим, что вся подготовительная работа осуществлялась в тесном контакте с родителями детей участвующих в научном поиске.  Так, например, с помощью родителей был успешно решен вопрос специальной экипировки детей, в которую входили рюкзачки, соответствующие возрасту «туристят», капроновые фляжки с питьевой водой, настоянной на соке лимона с сахаром, альбомы для рисования и цветные карандаши, мячи и скакалки для подвижных игр, легкие подстилки дающие возможность отдохнуть сидя на земле (Коврики, размером 40 х 45 см.) и другой необходимый инвентарь.

Необходимая для такого случая настоящая туристская палатка и приспособления для походного  костра, котелки, чайники, спички, сухая бумага необходимая для разжигания костра,  находились в рюкзаках двух воспитателей сопровождающих «походную колонну» (20 – 25 чел.).

При этом заметим, что в осенне-зимний период вопросы походной одежды особенно внимательно оговаривались с родителями и воспитателями, руководством детских садов. В комплект походной одежды входили: вязаная шапочка,  рукавички, шарфы, удобная, утепленная  обувь.

Вот как, например,  организовывались передвижения по маршрутам протяженностью до 2000 метров, с конечным пунктом у скульптуры «Трехглавого дракона» находящейся в городском парке культуры и отдыха. Организованный выход походных колонн проводился один раз в две недели и предусматривал несколько заранее спланированных остановок (привалов),

Остановки планировались, через каждые 300 – 400 метров пути. Первый привал получил название «подгоночный», который ставил цель подтянуть отстающих, проверить завязки шнурков на обуви, состояние одежды, особенно шарфов, рукавиц и шапочек. Здесь же удовлетворялось любопытство «туристят» сделать два-три глотка из фляжки с лимонным напитком. Общая продолжительность привала: 3 – 5 минут.

Второй привал предполагался через следующие 500 метров. На этом этапе турпохода к колонне подключался музыкальный руководитель с аккордеоном или баяном и тогда над лесным массивом лилась веселая песня: «С нами весело шагать по просторам, по просторам. И конечно подпевать лучше хором, лучше хором, лучше хором».

Данная остановка (привал) был рассчитан на 12 – 15 минут и ставил цель поднять эмоциональный настрой участников. В этот же отрезок времени  дети отгадывали загадки, преимущественно на экологическую, природоохранную тематику. Скандировали речевки, декламировали стихи, исполняли песни.

Третий привал, через очередные 350 – 400 метров, получил название «Привал Бабушки-загадушки». На этом этапе туристического маршрута дети встречаются с известными персонажами свих игр: «Старичком-лесовичком», «Чебурашкой», «Буратино», «Лисичкой-сестричкой», «

По мнению педагога-психолога ОЦДЮТиК  Г.Н. Лавушкиной: «Дети, прошедшие подготовку с использованием средств физического воспитания «Заюшкой», «Василисой прекрасной». Другими персонажами известных народных сказок.

А перед этим, дети под руководством педагогов-воспитателей уже научились перестраиваться  из колонны по одному в колонну по два, образовывать круг, передвигаться по лесной тропинке, среди деревьев и кустарников, обязательно  взявшись за руки.

В походных условиях дети преодолевали специально подготовленные препятствия: сваленое дерево, канавку, «расставленные кочки», обруч, через который следует пролезть согнувшись и т.п.

Думается, что все предусмотренные средства активной двигательной деятельности, педагогического воздействия, несомненно, развивают двигательный арсенал умений и навыков  воспитанников, их основные, жизненно-важные двигательные качества (ловкость, быстроту движений, выносливость, гибкость и т.п.).

К результатам проводимого исследования можно с уверенностью отнести результаты опроса  педагогов участвующих в эксперименте.

О.Н. Конакова, заведующая детским садом «Колобок»: «Предложенная методика проведения занятий с туристической направленностью, по мнению нашего коллектива, вполне приемлема. Она удачно вписывается в распорядок дня детского дошкольного учреждения. Имеет отчетливую межпредметную связь практически со всеми  учебно-воспитательными дисциплинами: познанием природы и окружающего мира, ручным трудом, физическим и эстетическим воспитанием, природоохранной и экологической деятельностью.

Дети получившие основы воспитания с туристической направленностью(см. Харчева СОШ №20)  успешно преодолевают переход на  школьный режим учебно-воспитательной деятельности. А главное, эти дети меньше болеют простудными заболеваниями, хорошо развиваются и растут, отчетливо ориентированы на экологическую и природоохранную деятельность, здоровый, насыщенный интересными и полезными делами, образ жизни».

Данное мнение подтверждается результатами,    полученными после статистической обработки, показателей уровня развития основных физических качеств воспитанников детского сада №22 «Колобок», других дошкольных учреждений города и области.

Все сказанное позволяет заключить:

а) Дошкольное образовательные учреждения, начальное звено всей системы образования государства, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении с природой, знание «Малой Родины», своего Отечества;

б) Естественно, что для выполнения всех поставленных задач необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать у детей чувства самоуважения, единения и  гордости.

Сегодня доказано (С. Темирбекова и др.), что чувство Родины у детей начинается с уважения и любви к самым близким людям – отцу и матери, бабушке и дедушке, тетям и дядям.

Чувство Родины начинается с родного дома, двора, где дети неоднократно гуляли, где получали первые радости общения со сверстниками, взрослыми и старшими детьми, окружающей природой, сооружениями (песочницами, горками, лестницами, качелями, турниками и т.п.). И хотя многие впечатления детьми еще не осознаны, все начинается с восхищения тем, что они видят перед собой.

Окружающие предметы и сооружения пробуждают в душе ребенка воспитывающие чувства красоты, любознательности, доброту общения и др. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть народа, часть общества, часть государства.

Все это формирует стойкий патриотизм, где ведущее место занимают сказки, сказания, легенды и народные песни. Народное творчество,  народные праздники и традиции, знакомство с природой родного края, его историей, символикой города, области и республики.

Формирование патриотических чувств,  происходит более эффективно в тесной связи с семьей, первичным детским коллективом. Именно родители, воспитатели на доступных ярких примерах жизни, своего труда, отношения с государством демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные и близкие, но и общество, государство.

Воспитатели советуют родителям продолжительные прогулки по населенным пунктам (селам, деревням, городам) с целью знакомства с историческими местами, памятниками культуры, войны и труда. Большое воспитательное  воздействие оказывают на детей краеведческие музеи, картинные галереи, выставки произведений искусств, промышленные и сельскохозяйственные выставки.

В работе по патриотическому воспитанию можно успешно использовать игровые методики и чтения художественной литературы, средства способные заинтересовать ребенка, побудить его к сопереживанию родной природе, родному дому, окружающим людям, особенно из числа лиц преклонного возраста, больным, требующим специального ухода.

Все сказанное выше позволяет сделать выводы:

1.Проведение воспитательно-образовательной работы с отчетливой туристско-краеведческой направленностью позволяет добиваться большей эффективности по всем изучаемым показателям: состоянию здоровья воспитуемых, динамики роста основных физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, выносливости, гибкости), объему и эффективности знаний, специальных умений и навыков;

2.У всех испытуемых экспериментальной группы (детсад №22 «Колобок») просматривается отчетливая потребность воспитанников в общении с природой, целенаправленной двигательной деятельностью, прочными  знаниями  природы родного края и желании ее охранять;

3.Полученные результаты организации учебно-воспитательной работы могут быть рекомендованы в режим дня других воспитательно-образовательных учреждений дошкольного типа.

 

  1. Нетрадиционные формы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Рассматриваемые проблемы, связанные с  нетрадиционным подходом в организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста стоит заметить, что в этой возрастной категории очень силен авторитет школьного учителя. И более того, реформы общеобразовательной школы, потребовали от специалистов поиска новых форм и методов передачи знаний, приобретения необходимых умений и навыков в формировании у учащихся, стойких потребностей в здоровом, насыщенном  интересными и полезными делами, образе  жизни.

Необходимость успешного решения данной проблемы значительно усиливается все еще низкими показателями состояния здоровья младших школьников, среди которых до 30 процентов нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, корректирующих формах и методах физического воспитания, постоянной, целенаправленной работе по закаливанию организма,   развитию умений совершенствовать себя самостоятельно, как морально-нравственно,  так и физически.

Не останавливаясь на теоретических проблемах самовоспитания (самосовершенствования) – это особая часть психолого-педагогического  поиска, мы попытаемся рассмотреть пути совершенствования учебно-воспитательного процесса младших школьников  с помощью  туристско-краеведческой деятельности, тесно увязанной с программой начальной школы. За основу нами  взят опыт учителя СОШ № 20 г. Уральска Т.В. Харчевой (Директор школы – А.А. Тимофеева).

Не умаляя значения других средств  активизации учебного процесса в младших классах, считаем возможным обратить внимание учителей, работников аппарата управления  системы  образования, директоров школ на те возможности, которые таятся в арсенале всех форм современного  туризма и краеведения (пеший, водный. горный, вело и мототуризм,  лыжный, эко-и краеведческий туризм  т.п.)  наиболее приемлемых  для учащихся школьных возрастов.

Анализ литературных источников, существующего передового педагогического опыта и наши наблюдения   показывают, что в этом направлении ведется постоянный научный поиск (Н.А. Агаджанян, Г.П. Богданов, А.А. Остапец-Свешников,  Ю.П. Лисицин, Н.Н. Пересветов, Ю.А. Попович,  А.П. Сидельковский, В.В. Титов,  В.П. Фомин и др.) убедительно показывают, что туристско-краеведческая деятельность учащихся, особенно младшего школьного возраста, является одним из эффективных средств комплексного воздействия на личность.

При выполнении обязательного требования грамотного подхода в педагогическом руководстве туристско-краеведческой деятельностью в школе,  на личность школьника интегрируются все остальные результаты  воспитания: морально-нравственное, патриотическое,  физическое. волевое, эстетическое,  экологическое, трудовое и др. Такого рода учебно-воспитательный процесс, несомненно, оказывает положительное воздействие и на умственное развитие учащихся.

Исследования подтвердили, что романтика туризма тесно связанная с целенаправленной познавательной деятельностью. Позволяет привлекать  и прочно удерживать в сфере педагогического воздействия детей и юношество склонное к противоправным действиям  (курению, сквернословию, употреблению алкоголя, бесцельному времяпрепровождению — «балдению»). и т.п. Туристско-краеведческая деятельность раскрывает широкие возможности для объединения интересов родителей и учащихся, которые являются серьезным подспорьем в решении воспитательно-образовательных задач учителям, классным руководителям, воспитателям, представителям администрации школы и др.

Ориентирование по сторонам света и  умение обустраивать бивуак, место для ночлега и отдыха. Готовить пищу на кострах, преодолевать естественные препятствия и пережидать, укрываться от  непогоды.  Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим и проявлять готовность придти на помощь в случае необходимости. В процессе туристического похода участники учатся распознавать полезные растения, дикорастущие плоды и ягоды, питательные травы (шиповник, щавель, яблоки, груши, орехи, ягоды, крапиву и т.п.). Другие дары лесов и полей, пригодных в пищу.

Естественно, некоторые элементы необходимых  знаний, полезной деятельности учащиеся уже получили в детских садах,  во время плановых экскурсий на природу, турпоходах по заранее согласованным маршрутам (см. опыт д/с № 22, «Колобок»). Совместной работе с родителями  на дачных, садово-огородных участках и т.п.,

Согласитесь, что все перечисленное, несомненно, относится к жизненно-важным умениям и навыкам, которые занимают достойное место в ряду культурных интересов, специальных жизненно-важных умений и навыков учащихся.

 

6.Особенности нетрадиционных уроков в 5 – 9 классах.

 

  1. Особенности нетрадиционных уроков в старших (10 – 11 – 12) классах

 

Заключение и выводы:

 

1.Современная практика физического воспитания (спортивной тренировки) настоятельно требует поиска путей проведения занятий новыми (нетрадиционными) методами. Наиболее распространенными сегодня являются занятия проводимые методами «Кройстренинга – Круговая тренировка», «Интервальным, соревновательным и игровым методами», Другими методами и методиками»;

2.Наиболее распространенными методами в детских дошкольных учреждениях сегодня являются занятия,  проводимые с использованием средств «Малого туризма» по методике московского профессора А.А. Остапца-Свешникова;

3.Кафедра продолжает поиск путей активизации учебно-воспитательного процесса средствами нетрадиционных методик получивших опробацию и подтвердивших эффективность в современных УВ учреждениях физкультурно-спортивного профиля (ДЮСШ, СДЮСШ ОР, ЦОПах, Центрах туризма и краеведения). Других учреждениях.

 

 

В современном спорте преобладают инновационные физические упражнения

Литература:

Подласый И.П.  Педагогика. Новый курс. – М., Владос, 1999, стр. 180; Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. В кн: Б.З. Вульфов и др. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебное пособие.  – М., УРАО, 1997, стр.181 – 191; Назарбаева С.А. Здоровье человека и система П.К. Иванова «Детка». – Алматы, 1999. – 176 с.; Орлин В.С. «Детка» Порфирия Иванова. Система  природного оздоровления. – М,. «Советский спорт», 1991. – 48 с.Пересветов Н.Н. К здоровью – через туризм. – Уральск, 2000. – 148 с.; Пересветов Н.Н. и др. Нетрадиционные формы и методы проведения практических занятий в вузе. – Уральск, 2009, стр. 29 – 38; Пересветов Н.Н. Азиада- 2011: процесс подготовки и воспитательный потенциал Евразийской культуры. В сб: «Вестник Западно-Казахстанской гуманитарной академии» (Научный журнал).  — Уральск, 2010, стр. 137- 142;

Самыгин С.И. Педагогика. Экзаменационные билеты для  студентов вузов. – Ростов на Дону, Феникс, 2003, стр. 155 – 158; Смолевский В.М. и др. Нетрадиционные виды гимнастики. – М., Просвещение, 1992.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.