Реферат «Теория человеческого учения и инновации в обучении физическим упражнениям»
Виноградова Людмила Евгеньевна – 20 лет
студентка 3 курса Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета
Руководитель: Медресов Бауржан Адилгалиевич
Старший преподаватель, магистр педагогических наук
Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета
План:
- Сущность и направленность инноваций в современной педагогике физического воспитания;
- Инновационная «Педагогика физической культуры и спорта» – понятийный аппарат проблемы;
- Инновационные методики – вчера, сегодня, завтра;
4.Из опыта использования инновационных методик преподавания и воспитания:
а) Детские дошкольные учреждения – опыт О.Н. Конаковой (д/с №22 – «Колобок»);
б) Начальная школа – опыт Т.В. Харчевой (СОШ №20, третий класс);
в) Основная и средняя общеобразовательные школы – опыт В.Н. Шевченко (СОШ №4);
г) «Круговая тренировка» по методу Манфреда Шоллиха – «Кройс-тренинг» на занятиях «Физической культурой»- опыт Н.А. Антонова;
д) Нетрадиционные формы физического воспитания в условиях вуза. Наш опыт, на примере института «Евразия»;
- Некоторые практические рекомендации для учителей, спортивных тренеров и организаторов физической культуры, спорта, туризма по использованию нетрадиционных (инновационных) форм и методов воспитания, обучения, образования молодежи.
Говоря о нетрадиционных подходах в воспитании, обучении и спортивной подготовке (тренировки) современных детей и подростков, занимающихся целенаправленной двигательной деятельностью, которые часто используют педагоги физического воспитания, спортивные тренеры следует воспользоваться мнением писателя с мировым именем Анатоля Франса, который считал, что:
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее».
Чаще всего эта деятельность реализуется педагогами именно нетрадиционными методами обучения и воспитания. И более того, у каждого творчески работающего педагога, спортивного тренера, имеются методики и приемы нетрадиционного решения основных методик тренировки. (Р.Б. Куватов, Е.В. Плотникова, Е.В. Антонова и др.)
Из этого следует, что инновация в педагогике, методика воспитательной работы, спортивная тренировка – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно в одном материале обобщенных знаний в той или иной конкретной области.
Впервые мы столкнулись с методикой нетрадиционного проведения занятий (уроков), когда были приглашены в качестве руководителя педагогической практики в одну из школ областного центра. (СОШ №32. Директор – В.В. Вовченко).
Было сообщено, что урок в предвыпускных – 10-х классах, будет проведен нетрадиционным (инновационным) методом.
Тема урока: «Творчество великого русского поэта А.С. Пушкина».
Необычность проведения урока, на весьма популярную тему, состояло в том, что его намерены были вести сразу несколько учителей различных специальностей: литературы и истории, музыки и рисования, учителей пения и русского языка, других предметов.
Учитель истории, например, была намерена сообщить учащимся о той социально-политической обстановке, в которой жил и творил замечательный русский поэт. Отношениях, к поэту царедворцев и самого царя.
Учитель литературы планировала осветить биографию и творческий путь поэта. Личности писателей и поэтов, окружавших Пушкина и творивших вместе с ним. Прочитать отрывки из его произведений. Например, письмо Татьяны к Онегину…
Учитель музыки планировала сообщить (озвучить)
музыкальные произведения, написанные на стихи А.С. Пушкина. Например, романсы на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Учителя рисования и черчения планировали показать и дать комментарии по рисункам к произведениям поэта. Таким легендарным сказкам , как: «Сказка о Золотой рыбке», « спящей Царевне», «…о царе Солтане», «…и 33 богатырях», «…о братьях разбойниках» и др.
Один из учителей, одев, черную мантию, такую, какую носили во времена Пушкина и шляпу-цилиндр, основательно загримировавшись, весьма успешно читал отрывки из произведений исторической прозы Александра Пушкина Повесть: «Капитанская дочка» (О восстании Емельяна Пугачева в Приуральи и др.)
Весь этот урок-спектакль был рассчитан на три часа вместо 12 предусмотренных Министерской программой.
Эффект от урока был самый положительный. Учащиеся получили интегральные представления о том историческом периоде, в котором жил и творил великий поэт, том отношении, который окружал его царский двор и лично царь.
Учащиеся познакомились с творчеством Пушкина и теми межпредметными связями, которые прослеживаются в преподавании дисциплин школьной программы (Литература и История, Литература и Живопись, История и Литература, Вокальное искусство и др.).
Интегральный урок (открытый урок) достиг ожидаемого результата и был высоко оценен присутствующими педагогами. И большинством учащихся.
Нетрадиционные или, как теперь говорят, инновационные методики применялись, как выявилось, и в более ранние периоды.
В годы ВОВ (1941 – 1945 гг.) средние школы, как известно, были разделены на мужские и женские. В СШ №6, г. Уральска, где учился один из авторов-составителей, уроки по литературе вел директор школы Я.М. Родя. Он, например, урок посвященный творчеству В.В. Маяковского начинал «нетрадиционно», сразу со стихов поэта «О Советском паспорте».
Заходя в класс и чуточку громче, чем положено хлопал дверью. И, без всякого вступления, начинал громко читал стихи:
Я волком бы выгрыз бюрократизм,
К мандатам почтения, нету!
К любым чертям с матерями катись,
Любая бумажка, но эту…
Я достаю из широких штанин,
Дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте.
Я гражданин Советского Союза!
И здесь, кто-то попытается заметить: – А где же здесь традиционный алгоритм, связанный с началом урока: проверка по журналу присутствующих, оглашение темы прошлого и нынешнего уроков, проверка домашнего задания и т.п.
Сознаемся, что всего этого не было, а был яркий монолог увлеченного педагога, хорошо знающего и любящего творчество В. Маяковского, как тогда говорили, пролетарского поэта: «агитатора- горлана-главаря».
Подводя итог сказанному, заметим, что нетрадиционные (инновационные) уроки всегда присутствовали в школах и были в арсенале мастеров педагогического труда, творчески работающих учителей, учителей новаторов.
И опять вопрос: – А может быть опыт СОШ №32 – это никакой не инновационный урок, а просто … комбинированный урок смонтированный усилиями несколькими учителями-предметниками? Урок-спектакль…
Обращаемся за помощью к словарям:
Термин «Инновация» определяется, как что-то новое, необычное, давно забытое, какая-то новация, нетрадиционное, не избитое, или вновь найденная методика. Говоря о нововведениях, видимо, стоит иметь ввиду, что они могут быть не только положительными, но и отрицательными. Примером тому может быть откат качества образования СНГ, с четвертого места в мире (в бытность СССР), на место в четвертом десятке государств.
И еще вопрос: – А какие проблемы могут быть объявлены сегодня инновационными в физическом воспитании?
Таких направлений (проблем), как известно, несколько. Например:
- Как повысить мотивацию учащихся к урокам и внеклассным занятиям по ФКиС? Как побудить учащихся к систематическому самосовершенствованию как морально-нравственному, так и физическому?;
- Как сформировать стойкую потребность людей, особенно молодежи, к здоровому образу жизни (ЗОЖ);
- Как увеличить КПД обучения и воспитания на уроках физической культуры?
- Как добиться сокращения неоправданных потерь времени на занятиях?
- Как эффективно развивать основные двигательные (физические) качества, формировать необходимые для жизни умения и навыки?
- Как обеспечить высокую моторную плотность уроков, без ущерба для эффективности спортивных тренировок?
- Как добиться, чтобы интерес к урокам ФК у учащихся (с годами) не падал, а нарастал?
- Как, с помощью двигательных действий, например, спортивной подготовки, добиваться эффективного формирования личностных качеств (целеустремленности, воли к победе, готовности придти на помощь, коллективизма, сопереживания и сочувствия и т.п?.
- Как научиться формировать казахстанский патриотизм, интернационализм средствами спорта высоких достижений?
- Как проводить воспитательные мероприятия в классах средствами спорта высоких достижений?.
В среде творчески работающих учителей физического воспитания, спортивных тренеров бытует уверенность, что если учителю удастся сформировать у учащихся стойкую потребность к самосовершенствованию, то, пожалуй, и уроки ФК (в принятой форме) будут не нужны. Со стороны учителей, спортивных тренеров педагогические действия перерастут в консультативные семинары или во что-либо подобное, но только не педагогический процесс.
Мы знаем примеры, когда занятий физической культурой, в нашем понимании, не существует в университетах и колледжах США, Великобритании, Германии и др. развитых стран мира. Там занятия строятся на основе сформированных интересов к какому-либо конкретному виду спорта. Например, б/болу, в/болу, боксу, гольфу и т.п. Все эти занятия проводятся в спортивных клубах по видам спорта, под руководством квалифицированных педагогов (тренеров).
И все-таки, каким же опытом располагает передовая педагогическая практика по использованию нетрадиционных методик проведения занятий физической культурой в коллективах, например, для самых маленьких (детей 3 – 5 – 6 лет) – воспитанников детских дошкольных учреждениях, детских садов-яслей, нулевых классов?.
Вот несколько примеров:
Мы принимали участие в формирующем педагогическом эксперименте, продолжительностью два года, проводимом на контингенте д/с № 22 «Колобок» – заведующая О.Н. Конакова (Экспериментальная группа).
Для сравнения были взяты дети посещающие детские сады «Болдырган» и «Жигер» (контрольные группы). За основу были взяты средства входящие в основу методик, так называемого, «малого туризма» с элементами экологического образования и природоохранной деятельности. Общий охват детей, участвующих в эксперименте – 620 человек: 320 мальчиков и 300 девочек.
Основная идея была позаимствована из работ московского профессора, доктора педагогических наук А.А. Остапца-Свешникова, а также других ученых работающих в данном направлении (Н.М. Амосов, В.Д. Колесов, Б.Л. Леонидова, В.С. Мухина, А.И. Сидельковский и др.).
Исследовательская программа была утверждена Областным Управлением образования (В.И. Сурнин, А.П. Губанов) по теме НИР: «Поиск путей формирования стойких потребностей детей к здоровому образу жизни».
В основу исследовательского предположений (научной гипотезы) было положено мнение, смысл которого сводился к тому, что испытав на себе влияние окружающей природы, дети уже на раннем этапе жизни, впитают в себя ее чудодейственное возможности. И это, на фоне несомненного общего оздоровления и воспитания, что, несомненно, обеспечит формирование таких черт личности как: доброта взаимоотношений в коллективе, любознательность, готовность придти на помощь, а по отношению к окружающей среде, прочно усвоят заветы древних философов: «Войди в природу другом!», «Не навредить!».
По согласованию с родителями и педагогами д/с «Колобок», были определены основные формы одежды детей участвующих в педагогическом эксперименте, особенно в весеннее-осенне-зимний период (шапочки, шарфики, варежки, курточки, обувь и др.).
Целенаправленная двигательная деятельность обеспечивалась тремя специально разработанными маршрутами (см. рис. 1.). Протяженность маршрутов 1700 – 2000 метров, с тремя остановками.
Первая остановка – «Подгоночная», предполагалась через 300 – 350 метров. Вторая – через 650 – 700 метров, на которой «Туристят» встречал бодрой мелодией музыкальный руководитель – баянист. Звучала мелодии: «С нами весело шагать по просторам, по просторам, по просторам. И конечно, подпевать лучше хором, лучше хором, лучше хором!».
Третья остановка – через 500 метров, носила название: «Встреча с Бабушкой Загадушкой». Туристят встречала воспитатель переодетый в сказочный персонаж – «Бабку Ёжку». В руках у неё была большая корзина, в которой находились якобы загадки.
«Бабушка Загадушка» доставала загадки и озвучивала их детям. Дети отгадывали и получали призы в виде конфет и сладких пряников, картинок, цветных карандашей.
Отдыхая (8 – 10 мин.), дети отгадывали загадки, скандировали речовки, декламировали хором стихи, называли породы деревьев и кустарников, встреченных по маршруту движения колонны, собирали опавшие желуди и шишки, листья с красивой осенней раскраской и т.п.
В процессе движения дети, как бы случайно, встречали на пути поваленное дерево, под которым следовало пролезть или мостик с узкой опорой, по которому надо было пройти. На заключительном этапе движения все «Туристята» должны были подняться на искусственную горку (металлическую) и скатиться вниз «на собственных салазках», т.е. сидя на корточках.
Все это вызывало у участников «похода» неподдельный интерес и положительные эмоции. Формировали двигательные умения, навыки. Выполнив задание, по преодолению маршрута и приняв участие в подвижных играх типа: «Вороны и воробьи», «Мяч на веревочке» – «Удочка» или «Догони последнего», «Охотники и утки». Дети, организованно возвращались в д/с «Колобок».
Говоря о существующих проблемах в той или иной социально-культурной отрасли, науке и технике, физической культуре и спорте, особенно спорте высоких достижений, следует, видимо, попытаться дать определение и раскрыть понятия терминам: «Проблема», «проблематичный», «проблемный» и др.
По мнению авторов «Краткого словаря иностранных слов». – М., «Советская энциклопедия», 1961, следует, что «Проблема» – это теоретический и практический вопросы, требующие разрешения» (стр. 240). К числу таких проблемных вопросов, по нашему мнению, можно отнести, например:
– Что мешает дальнейшему развитию массовости и мастерства современного спорта в нашей стране?;
– Почему Президент РК ставит задачу, чтобы 30 процентов населения Республики регулярно занимались ФКиС ?;
– Возможно ли Республике Казахстан встать в один ряд с ведущими спортивными державами мира (КНР, Японией, Юж. Кореей, Тайландом, Гонконгом, Германией, США, Скандинавскими государствами и др.);
И еще вопрос: – Почему нарастает число спортсменов, выступающих за Республику, «купленных» в странах дальнего и ближнего зарубежья (Тигиев, Хрусталева, Чишанло, Манеза, Подобедова и др.);
– Почему приглашаются зарубежные специалисты, тренеры (Адвокат и др.), за высокие гонорары, а нашим, не менее квалифицированным педагогам, платят крайне не высокие вознаграждения за труд?;
И еще проблема:- Почему в РК «закрыты» защиты научных работ (диссертаций) по спортивной тематике на степень «кандидата», «доктора наук» ? – Чем это вызвано и насколько оправдано?;
И еще вопросы:- Возможен ли дальнейший прогресс в спорте высоких достижений, без серьезного научного поиска? И т.д. и т.п.;
И, наконец:
– Как повысить качество подготовки специалистов по ФКиС обучающихся в специальных учебных заведениях Республики» ? и т.п.
Мы далеки от мысли, что по всем перечисленным проблемам сможем дать исчерпывающие ответы, но обратить внимание коллег, подискутировать, выработать согласованные мнения, а потом воплотить их в практику. Это мы считаем своим профессиональным долгом.
И так, по порядку:
- Что говорит Закон РК «О физической культуре и спорте?»
Закон утверждает, что говоря о спорте и, в частности, о создании МТБ современного спорта следует различать: «Массовый спорт» и «Спорт высоких достижений», например, «Олимпийский спорт», «Профессиональный спорт», «Коммерческий спорт», «Спортивные шоу» и т.п.
Складывается впечатление, что спорт высоких достижений оторвался от массового спорта, а поэтому, якобы, сегодня требуются принципиально новый подход и решение, проблем спорта вообще, спорта высоких достижений и массового спорта, в частности.
- Государственная программа: – В чем ее смысл и какова перспективная значимость?
В этом документе, как показывает анализ, сформулированы цели дальнейшего развития ФКиС на ближайшую и отдаленные перспективы. Например, предлагается:
а) Определить рациональные пути и современные подходы к управлению данной социально-культурной отраслью;
б) Продолжить совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта;
в) Проводить исследования в области массового спорта и спорта высоких достижений по научно-методическому, медико-
биологическому и психологическому обеспечению подготовки спортивного резерва, спортсменов международного класса;
г) Продолжить подготовку спортивного резерва и спортсменов международного класса способного достойно представлять Республику на международной арене.
- Основными задачами Государственной программыно, , как извес являются:
* Утверждение принципов ЗОЖ – здорового образа жизни
путем пропаганды ФКиС, привлечения широких слоев населения к занятиям двигательной деятельностью;
* Внедрение Президентских тестов позволяющих измерять уровень и динамику физической подготовленности населения (по возрастам);
* Проводить систематическое укрепление и дальнейшее развитие МТБ физической культуры и спорта. Обеспечивать доступность спортивных сооружений для широких слоев населения, особенно молодежи;
* Привлекать к занятиям ФКиС неработающую (не учащуюся) часть населения в целях профилактики правонарушений;
* Активизировать работы ФК клубов по месту жительства и объединений по интересам (клубы туристов, КЛБ, клубы закаливания (моржей), клубы рыболовов и охотников, клубы спортивных танцев и т.п.);
* Развивать сеть ДЮСШ, СДЮСШ, ЦОПов и ШОР, создавать школы -интернаты для одаренных в спорте детей. Создавать региональные и республиканские центры подготовки олимпийского резерва (ШОР, ЦОП и др.);
* Усиливать информационно-образовательную и пропагандистскую деятельность по ФКиС через СМИ, лектории, встречи с ветеранами и участниками Олимпийских игр, Азиад, чемпионатов мира и континентов;
* Активизировать деятельность по установлению международных связей с зарубежными физкультурно-спортивными организациями с целью обмена опытом работы;
* Создавать систему подготовки и переподготовки кадров специалистов по ФКиС, как для спорта высших достижений, так и для работы с различными социально-демографическими группами населения (инвалидами, пенсионерами, людьми, нуждающимися в лечении заболеваний средствами двигательной деятельности и др.).
- Физическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. Д/С «Колобок» – в нетрадиционном измерении.
Рассматривая более подробно данный раздел нашей лекции, заметим, что проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения постоянно поднимаются в кругах ученых и представителей передовой педагогической практики. Наше исследование под названием : «Малый туризм» и проблемы совершенствования воспитания в дошкольных учреждениях» было тем началом, которое заинтересовало общественность. Оно было опубликовано в книге: «К здоровью – через туризм» – Уральск, 2000, стр. 21 – 41;
Монография описывала опыт работы Западно-Казахстанского центра детско-юношеского туризма и экологии, с которым мы ряд лет сотрудничали вместе с московским ученым, доктором педагогических наук, профессором А.А. Остапцом-Свешниковым.
– Чем характерен этот раздел рекомендаций
В данном разделе присутствуют результаты экспериментального поиска по внедрению в расписание учебно-воспитательного процесса физических упражнений с туристической направленностью. (Детский сад №22 городского управления образования, с поэтическим названием – «Колобок» (Заведующая – О.Н. Конакова).
Первые сведения на уровне обобщения результатов научно-методического поиска мы опубликовали в газете «Пульс города», 1995, 26 мая. Данная публикация сообщала о нетрадиционном подходе при формировании стойких потребностей в здоровом образе жизни у детей 3 – 6-летнего возраста, которое достигалось средствами «Малого туризма».
Знакомясь с литературой по данному вопросу, мы уяснили, что данная проблема не является чем-то абсолютно новым явлением. Корни поиска решений практических вопросов уходят в глубокую древность. Еще древнегреческий врач и философ Гиппократ, говоря о необходимости соблюдения здорового образа жизни, предполагал обязательно учитывать, например, особенности питания, объем двигательной деятельности, климатические условия, возможности систематического закаливания организма, повседневные привычки, национальные традиции и многое другое. И все это он (Гиппократ) органически увязывал с необходимостью общения человека с природой, используя ее благоприятные факторы: свежий воздух, чистую воду, успокаивающий окружающий ландшафт, умеренную солнечную радиацию, возможность активной двигательной деятельности, рациональный отдых и разумную смену деятельности.
Исследования ученых-геронтологов последних лет (А.Д. Бернштейн и др.) показывают, что образ жизни различных слоев населения отчетливо связан с уровнем и качеством жизни, а следовательно и с уровнем трудовой (учебной) активности, заболеваемостью и продолжительностью жизни населения в целом.
Организация проводимого исследовательского поиска опиралась на научные публикации (Н.М. Амосова, В.Д. Колесова, Б.Л. Леонидовой, В.С. Мухиной, В.П. Фомина, С.А. Фролова и других авторов подобных исследований.). Это позволило нам создать программу, утвержденную Областным Управлением образования (В.И. Сурнин, А.П. Губанов и др.).
Говоря о содержании научно-методического поиска обязательно заметим, что вся подготовительная работа осуществлялась в тесном контакте с родителями детей участвующих в научном поиске. Так, например, с помощью родителей был успешно решен вопрос специальной экипировки детей, в которую входили рюкзачки, соответствующие возрасту «туристят», капроновые фляжки с питьевой водой, настоянной на соке лимона с сахаром, альбомы для рисования и цветные карандаши, мячи и скакалки для подвижных игр, легкие подстилки дающие возможность отдохнуть сидя на земле (Коврики, размером 40 х 45 см.) и другой необходимый инвентарь.
Необходимая для такого случая настоящая туристская палатка и приспособления для походного костра, котелки, чайники, спички, сухая бумага необходимая для разжигания костра, находились в рюкзаках двух воспитателей сопровождающих «походную колонну» (20 – 25 чел.).
При этом заметим, что в осенне-зимний период вопросы походной одежды особенно внимательно оговаривались с родителями и воспитателями, руководством детских садов. В комплект походной одежды входили: вязаная шапочка, рукавички, шарфы, удобная, утепленная обувь.
Вот как, например, организовывались передвижения по маршрутам протяженностью до 2000 метров, с конечным пунктом у скульптуры «Трехглавого дракона» находящейся в городском парке культуры и отдыха. Организованный выход походных колонн проводился один раз в две недели и предусматривал несколько заранее спланированных остановок (привалов),
Остановки планировались, через каждые 300 – 400 метров пути. Первый привал получил название «подгоночный», который ставил цель подтянуть отстающих, проверить завязки шнурков на обуви, состояние одежды, особенно шарфов, рукавиц и шапочек. Здесь же удовлетворялось любопытство «туристят» сделать два-три глотка из фляжки с лимонным напитком. Общая продолжительность привала: 3 – 5 минут.
Второй привал предполагался через следующие 500 метров. На этом этапе турпохода к колонне подключался музыкальный руководитель с аккордеоном или баяном и тогда над лесным массивом лилась веселая песня: «С нами весело шагать по просторам, по просторам. И конечно подпевать лучше хором, лучше хором, лучше хором».
Данная остановка (привал) был рассчитан на 12 – 15 минут и ставил цель поднять эмоциональный настрой участников. В этот же отрезок времени дети отгадывали загадки, преимущественно на экологическую, природоохранную тематику. Скандировали речевки, декламировали стихи, исполняли песни.
Третий привал, через очередные 350 – 400 метров, получил название «Привал Бабушки-загадушки». На этом этапе туристического маршрута дети встречаются с известными персонажами свих игр: «Старичком-лесовичком», «Чебурашкой», «Буратино», «Лисичкой-сестричкой», «
По мнению педагога-психолога ОЦДЮТиК Г.Н. Лавушкиной: «Дети, прошедшие подготовку с использованием средств физического воспитания «Заюшкой», «Василисой прекрасной». Другими персонажами известных народных сказок.
А перед этим, дети под руководством педагогов-воспитателей уже научились перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, образовывать круг, передвигаться по лесной тропинке, среди деревьев и кустарников, обязательно взявшись за руки.
В походных условиях дети преодолевали специально подготовленные препятствия: сваленое дерево, канавку, «расставленные кочки», обруч, через который следует пролезть согнувшись и т.п.
Думается, что все предусмотренные средства активной двигательной деятельности, педагогического воздействия, несомненно, развивают двигательный арсенал умений и навыков воспитанников, их основные, жизненно-важные двигательные качества (ловкость, быстроту движений, выносливость, гибкость и т.п.).
К результатам проводимого исследования можно с уверенностью отнести результаты опроса педагогов участвующих в эксперименте.
О.Н. Конакова, заведующая детским садом «Колобок»: «Предложенная методика проведения занятий с туристической направленностью, по мнению нашего коллектива, вполне приемлема. Она удачно вписывается в распорядок дня детского дошкольного учреждения. Имеет отчетливую межпредметную связь практически со всеми учебно-воспитательными дисциплинами: познанием природы и окружающего мира, ручным трудом, физическим и эстетическим воспитанием, природоохранной и экологической деятельностью.
Дети получившие основы воспитания с туристической направленностью(см. Харчева СОШ №20) успешно преодолевают переход на школьный режим учебно-воспитательной деятельности. А главное, эти дети меньше болеют простудными заболеваниями, хорошо развиваются и растут, отчетливо ориентированы на экологическую и природоохранную деятельность, здоровый, насыщенный интересными и полезными делами, образ жизни».
Данное мнение подтверждается результатами, полученными после статистической обработки, показателей уровня развития основных физических качеств воспитанников детского сада №22 «Колобок», других дошкольных учреждений города и области.
Все сказанное позволяет заключить:
а) Дошкольное образовательные учреждения, начальное звено всей системы образования государства, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении с природой, знание «Малой Родины», своего Отечества;
б) Естественно, что для выполнения всех поставленных задач необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать у детей чувства самоуважения, единения и гордости.
Сегодня доказано (С. Темирбекова и др.), что чувство Родины у детей начинается с уважения и любви к самым близким людям – отцу и матери, бабушке и дедушке, тетям и дядям.
Чувство Родины начинается с родного дома, двора, где дети неоднократно гуляли, где получали первые радости общения со сверстниками, взрослыми и старшими детьми, окружающей природой, сооружениями (песочницами, горками, лестницами, качелями, турниками и т.п.). И хотя многие впечатления детьми еще не осознаны, все начинается с восхищения тем, что они видят перед собой.
Окружающие предметы и сооружения пробуждают в душе ребенка воспитывающие чувства красоты, любознательности, доброту общения и др. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть народа, часть общества, часть государства.
Все это формирует стойкий патриотизм, где ведущее место занимают сказки, сказания, легенды и народные песни. Народное творчество, народные праздники и традиции, знакомство с природой родного края, его историей, символикой города, области и республики.
Формирование патриотических чувств, происходит более эффективно в тесной связи с семьей, первичным детским коллективом. Именно родители, воспитатели на доступных ярких примерах жизни, своего труда, отношения с государством демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные и близкие, но и общество, государство.
Воспитатели советуют родителям продолжительные прогулки по населенным пунктам (селам, деревням, городам) с целью знакомства с историческими местами, памятниками культуры, войны и труда. Большое воспитательное воздействие оказывают на детей краеведческие музеи, картинные галереи, выставки произведений искусств, промышленные и сельскохозяйственные выставки.
В работе по патриотическому воспитанию можно успешно использовать игровые методики и чтения художественной литературы, средства способные заинтересовать ребенка, побудить его к сопереживанию родной природе, родному дому, окружающим людям, особенно из числа лиц преклонного возраста, больным, требующим специального ухода.
Все сказанное выше позволяет сделать выводы:
1.Проведение воспитательно-образовательной работы с отчетливой туристско-краеведческой направленностью позволяет добиваться большей эффективности по всем изучаемым показателям: состоянию здоровья воспитуемых, динамики роста основных физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, выносливости, гибкости), объему и эффективности знаний, специальных умений и навыков;
2.У всех испытуемых экспериментальной группы (детсад №22 «Колобок») просматривается отчетливая потребность воспитанников в общении с природой, целенаправленной двигательной деятельностью, прочными знаниями природы родного края и желании ее охранять;
3.Полученные результаты организации учебно-воспитательной работы могут быть рекомендованы в режим дня других воспитательно-образовательных учреждений дошкольного типа.
- Нетрадиционные формы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Рассматриваемые проблемы, связанные с нетрадиционным подходом в организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста стоит заметить, что в этой возрастной категории очень силен авторитет школьного учителя. И более того, реформы общеобразовательной школы, потребовали от специалистов поиска новых форм и методов передачи знаний, приобретения необходимых умений и навыков в формировании у учащихся, стойких потребностей в здоровом, насыщенном интересными и полезными делами, образе жизни.
Необходимость успешного решения данной проблемы значительно усиливается все еще низкими показателями состояния здоровья младших школьников, среди которых до 30 процентов нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, корректирующих формах и методах физического воспитания, постоянной, целенаправленной работе по закаливанию организма, развитию умений совершенствовать себя самостоятельно, как морально-нравственно, так и физически.
Не останавливаясь на теоретических проблемах самовоспитания (самосовершенствования) – это особая часть психолого-педагогического поиска, мы попытаемся рассмотреть пути совершенствования учебно-воспитательного процесса младших школьников с помощью туристско-краеведческой деятельности, тесно увязанной с программой начальной школы. За основу нами взят опыт учителя СОШ № 20 г. Уральска Т.В. Харчевой (Директор школы – А.А. Тимофеева).
Не умаляя значения других средств активизации учебного процесса в младших классах, считаем возможным обратить внимание учителей, работников аппарата управления системы образования, директоров школ на те возможности, которые таятся в арсенале всех форм современного туризма и краеведения (пеший, водный. горный, вело и мототуризм, лыжный, эко-и краеведческий туризм т.п.) наиболее приемлемых для учащихся школьных возрастов.
Анализ литературных источников, существующего передового педагогического опыта и наши наблюдения показывают, что в этом направлении ведется постоянный научный поиск (Н.А. Агаджанян, Г.П. Богданов, А.А. Остапец-Свешников, Ю.П. Лисицин, Н.Н. Пересветов, Ю.А. Попович, А.П. Сидельковский, В.В. Титов, В.П. Фомин и др.) убедительно показывают, что туристско-краеведческая деятельность учащихся, особенно младшего школьного возраста, является одним из эффективных средств комплексного воздействия на личность.
При выполнении обязательного требования грамотного подхода в педагогическом руководстве туристско-краеведческой деятельностью в школе, на личность школьника интегрируются все остальные результаты воспитания: морально-нравственное, патриотическое, физическое. волевое, эстетическое, экологическое, трудовое и др. Такого рода учебно-воспитательный процесс, несомненно, оказывает положительное воздействие и на умственное развитие учащихся.
Исследования подтвердили, что романтика туризма тесно связанная с целенаправленной познавательной деятельностью. Позволяет привлекать и прочно удерживать в сфере педагогического воздействия детей и юношество склонное к противоправным действиям (курению, сквернословию, употреблению алкоголя, бесцельному времяпрепровождению – «балдению»). и т.п. Туристско-краеведческая деятельность раскрывает широкие возможности для объединения интересов родителей и учащихся, которые являются серьезным подспорьем в решении воспитательно-образовательных задач учителям, классным руководителям, воспитателям, представителям администрации школы и др.
Ориентирование по сторонам света и умение обустраивать бивуак, место для ночлега и отдыха. Готовить пищу на кострах, преодолевать естественные препятствия и пережидать, укрываться от непогоды. Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим и проявлять готовность придти на помощь в случае необходимости. В процессе туристического похода участники учатся распознавать полезные растения, дикорастущие плоды и ягоды, питательные травы (шиповник, щавель, яблоки, груши, орехи, ягоды, крапиву и т.п.). Другие дары лесов и полей, пригодных в пищу.
Естественно, некоторые элементы необходимых знаний, полезной деятельности учащиеся уже получили в детских садах, во время плановых экскурсий на природу, турпоходах по заранее согласованным маршрутам (см. опыт д/с № 22, «Колобок»). Совместной работе с родителями на дачных, садово-огородных участках и т.п.,
Согласитесь, что все перечисленное, несомненно, относится к жизненно-важным умениям и навыкам, которые занимают достойное место в ряду культурных интересов, специальных жизненно-важных умений и навыков учащихся.
6.Особенности нетрадиционных уроков в 5 – 9 классах.
- Особенности нетрадиционных уроков в старших (10 – 11 – 12) классах
Заключение и выводы:
1.Современная практика физического воспитания (спортивной тренировки) настоятельно требует поиска путей проведения занятий новыми (нетрадиционными) методами. Наиболее распространенными сегодня являются занятия проводимые методами «Кройстренинга – Круговая тренировка», «Интервальным, соревновательным и игровым методами», Другими методами и методиками»;
2.Наиболее распространенными методами в детских дошкольных учреждениях сегодня являются занятия, проводимые с использованием средств «Малого туризма» по методике московского профессора А.А. Остапца-Свешникова;
3.Кафедра продолжает поиск путей активизации учебно-воспитательного процесса средствами нетрадиционных методик получивших опробацию и подтвердивших эффективность в современных УВ учреждениях физкультурно-спортивного профиля (ДЮСШ, СДЮСШ ОР, ЦОПах, Центрах туризма и краеведения). Других учреждениях.
В современном спорте преобладают инновационные физические упражнения
Литература:
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М., Владос, 1999, стр. 180; Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. В кн: Б.З. Вульфов и др. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебное пособие. – М., УРАО, 1997, стр.181 – 191; Назарбаева С.А. Здоровье человека и система П.К. Иванова «Детка». – Алматы, 1999. – 176 с.; Орлин В.С. «Детка» Порфирия Иванова. Система природного оздоровления. – М,. «Советский спорт», 1991. – 48 с.Пересветов Н.Н. К здоровью – через туризм. – Уральск, 2000. – 148 с.; Пересветов Н.Н. и др. Нетрадиционные формы и методы проведения практических занятий в вузе. – Уральск, 2009, стр. 29 – 38; Пересветов Н.Н. Азиада- 2011: процесс подготовки и воспитательный потенциал Евразийской культуры. В сб: «Вестник Западно-Казахстанской гуманитарной академии» (Научный журнал). – Уральск, 2010, стр. 137- 142;
Самыгин С.И. Педагогика. Экзаменационные билеты для студентов вузов. – Ростов на Дону, Феникс, 2003, стр. 155 – 158; Смолевский В.М. и др. Нетрадиционные виды гимнастики. – М., Просвещение, 1992.