«Виды и значимость бинарных уроков»


 Минасипова Анель Кудайбергеновна
 учитель английского языка опорная школа-интернат (ресурсный центр) №9  г.Жезказган

На каждой исторической эпохе педагогическая система переживает существенные изменения. Мировая практика свидетельствует о том, что с ростом экономики система образования страны подвергается реформам в среднем через каждые десять лет. При этом на всех этапах развития общества особое внимание следует уделять качественной подготовке обучающихся, которая требует новых стратегий и педагогических технологий. На сегодня в Республике Казахстан проводятся масштабные мероприятия по модернизации системы образования, в том числе и среднего образования.

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов- предметников. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Таки уроки  могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков?

Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока.

Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности студентов.

Следующим шаг – поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении.

Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование.  Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Как одна из форм проекта, бинарные уроки:

·         служат средством повышения мотивации изучения предмета, например, так как создают условия для практического применения знаний;

·         развивают у учащихся навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку они осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;

·         развивают аналитические способности и изобретательность;

·         обладают огромным воспитательным потенциалом;

·         на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.

Формы проведения бинарных уроков:

·         урок-диспут,

·         урок-диалог,

·         урок-пресс-конференция,

·         урок-игра,

·         урок-форум,

·         урок-исследование и т.д.

В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на  пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок;  повторительно-обобщающий урок; контрольный урок – урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.

Общая структура таких уроков включает:

вступление – постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;

основную часть – раскрытие содержания учебного материала;

заключение – подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обусловливается многими факторами, а именно:

·         объекты изучения бывают абстрактными и конкретными; характеристика одних требует преимущественно монолога изложения учителя, других – организации беседы с учащимися;

·         ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.

Эффективность бинарных уроков

Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Требования к бинарным урокам:

1.      Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.

2.      Четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.

3.      Наличие единого методического пространства, тематического планирования.

4.      Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.

5.      Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков

Всем известно, что Одной из основных задач Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы [1] является обновление содержания среднего образования, которое требует разработку и реализацию программ развития систем образования, обеспечивающих пошаговый переход на компетентностно-ориентированную модель обучения. Одной из таких программ является «Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы», из основных направлений которой выступает разработка учебно-методических пособий по интегрированному обучению предмету и языку [2]. Речь идет об интегрированном обучении предметам «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», «Естествознание» и английскому языку. Идея использования принципа предметно-языкового интегрированного обучения возникла в результате возросших требований к уровню владения иностранным языком при ограниченном времени, отведенном на его изучение. Этот подход позволяет осуществлять обучение по двум предметам одновременно, при этом основное внимание может уделяться либо языку, либо неязыковому предмету. И здесь бинарные уроки как никак кстати. Именно поэтому появляются новые образовательные технологии и одной из таких технологий является предметно- языковое интегрированное обучение под названием CLIL.

CLIL означает Content and Language Integrated Learning – интегрирование

преподавания иностранного языка и других учебных дисциплин [12].

CLIL состоит из четырех C:

 CONTENT (Содержание) – это знания, умения, навыки предметной

области, которые прогрессируют;

 COMMUNICATION (Общение) – это умение пользоваться иностранным

языком при обучении;

 СOGNITION (Познание) – это развитие познавательных и

мыслительных способностей, которые формируют общие представления

(конкретное или абстрактное);

 CULTURE (Культура) – это представление себя как части культуры, а

также принятия альтернативных культур.

Технология CLIL рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов. Изучение языка идет через какую-либо предметную область, т.е. урок, на котором применяется технология CLIL является уроком не иностранного языка, а предметным уроком на иностранном языке. Одновременно это способствует тому, что у школьников происходит переосмысление потребностей и способностей в коммуникации на родном языке. (информатика, физика, химия, биология, естествознание).

На основе методики CLIL предусматривается решение следующих задач:

– поиск точки соприкосновения предметов «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», «Естествознание» с содержанием предмета «Английский язык»;

– дать характеристику принципов и подходов интегрированного обучения английскому языку и предметам ЕМН;

– обозначить особенности форм организации интегрированного обучения;

– подробно изложить сущность педагогических технологий интегрированного обучения английскому языку на основе интеграции с содержанием предметов ЕМН;

– сформулировать особенности оценивания языковых компетенций с учетом интегрированного обучения предметам ЕМН и английского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *