Реферат на тему: Риск: понятие, классификация, менеджмент риска в работе


Закария Ләззат Сабитқызы

учащаяся группы ЭК-121к Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет

Руководитель: старший преподаватель Нургалиева Элионора Маратовна

Введение

Специалисты различных отраслей промышленности в сообщениях и докладах пишут о терминах «опасность» и «риск».

В научной литературе пишут о различной трактовке термина «риск». Термин «риск» имеет несколько значений. Термины отличаются по содержанию. Риск в терминологии страхования используется для обозначения предмета страхования промышленного предприятия или фирмы, страхового случая наводнения, пожара, взрыва, страховой суммы опасности в денежном выражении или собирательный термин для обозначения нежелательных и неопределенных событий. Экономисты и статисты, которые сталкиваются с этими вопросами, понимают риск как меру возможных последствий, которые проявятся в определенный момент в будущем. В психологическом словаре риск – действие, направленное на привлекательную цель, достижение, которой связано с элементами опасности, угрозой потери, ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности и неблагоприятных последствиях, определяемая сочетанием вероятности и величины неблагоприятных последствий. Несколько определений термина описывает риск, как возникновение несчастного случая. Несчастные случаи: опасность, авария, катастрофа. Несчастные случаи происходят при определенных условиях производства или окружающей человека атмосферной среды. Определения как значение активной деятельности субъекта, объективные свойства окружающей среды. Общим во всех приведенных представлениях включает событие. Будет нежелательное событие или не будет нежелательного события. Обычно вероятностная мера техногенных возникновений и природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей нанесенного при этом социального экономического и технологического вреда. Риск, обычно, вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей, нанесенного при этом социального, экономического, экологического видов ущерба и вреда. Под риском понимают ожидаемую чистоту или вероятность возникновения опасностей определенной категории, размер ущерба, вреда от нежелательного события, некоторую комбинацию величин

1 Характеристика понятия «риск»
Практически все организации сталкиваются с необходимостью оценки риска для снижения количе­ства опасных событий и достижения поставленных целей. Цели организации могут затрагивать различные аспекты ее деятельности: от стратегии до выпуска конкретной продукции, разработки процессов и проектов. Цели могут быть определены в социальной, эко­ логической, технологической, коммерческой, финансовой и экономической областях, а также в области репутации организации, ее безопасности и социального, культурного, политического воздействия на насе­ление. Всей деятельности организации соответствует риск. Менеджмент риска помогает в принятии решений в условиях неопределенности и возможности возникновения событий или обстоятельств (плановых и не­ предвиденных), воздействующих на достижение целей организации

Различают индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риск.

–       Технический. Технические системы и объекты. Нарушение правил эксплуатации и технических систем и объектов. Авария, взрыв, катастрофа, пожар. Антропогенные экологические катастрофы, технические бедствия.

–       Экологический. Экологические системы. Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации. Антропогенные, экологические катастрофы, стихийные бедствия.

–       Социальный. Социальные группы. Чрезвычайная ситуация. Снижение качества жизни. Групповые травмы. Заболевания. Гибель людей. Рост смертности.

–       Экономический. Материальные ресурсы. Повышенная опасность производства. Повышенная опасность природной среды. Увеличение затрат на безопасность. Ущерб от недостаточной защищенности.

–       Индивидуальный. Человек. Условия жизнедеятельности человека. Заболевания. Травма. Инвалидность. Смерть.

Эффективность работы компании заключается не только в показателях прибыльности, важно также сокращать внутренние риски, по возможности предотвращать потери, в том числе финансовые. Один из значительных факторов риска — риски персонала. Каждые 15 секунд в результате инцидентов, связанных с работой, погибает 153 человека, 6300 человек ежедневно погибают из-за нарушений охраны труда, а это 2,3 млн человек в год, из них почти 2 млн человек умирают в связи с ухудшением здоровья, остальные — от травм.

Ежегодно на работе происходит 317 млн инцидентов, экономические потери от которых составляют 4% глобального ВВП.

Затраты на выплату штрафов и компенсаций вследствие несчастных случаев значительно сказываются на бюджете компании и негативно влияют на ее работу в целом. А если они будут повторяться, сумеет ли организация «удержаться на плаву»? Устранить факторы риска на предприятиях помогает стандарт OHSAS 18001 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда», который был разработан в 1999 г. Британским институтом стандартов. В 2007 г. Группа OHSAS выпустила новую версию стандарта. За эти годы было выдано более 100 тыс. сертификатов в 125 странах мира. Лидером является Китай, где сразу признали необходимость внедрения стандарта OHSAS 18001 и активно продвигают сертификацию по данному направлению.

Новый стандарт ISO 45001:2017 практически полностью повторяет OHSAS 18001:2007. Однако ISO 45001 содержит расширенные требования, а также имеет следующие отличительные особенности:

• представлена новая структура документа (при схожем содержании обоих стандартов);

• появились новые разделы: «Лидерство», «Контекст организации» и подразделы — «Постоянное улучшение», «Аутсорсинг», «Управление изменениями»:

• пополнились новыми терминами и текстовой частью требования, общие для всех стандартов на системы управления предприятием;

• повысилась роль высшего руководства и топ-менеджмента;

• созданы инструменты для управления результативностью системы менеджмента гигиены и безопасности труда (ГиБТ).

Основные требования стандарта, которые должна выполнять организация, — это забота о безопасности не только персонала, но и всех людей, связанных с деятельностью компании (поставщики, подрядчики, партнеры). Нужно обращать повышенное внимание на вопросы, которые выходят за пределы сферы охраны здоровья и безопасности труда. Например, организация должна учесть потенциальное влияние своей деятельности на местные сообщества. В случае если подписание определенного контракта предполагает высокий риск возникновения опасных случаев (например, потери здоровья и жизни людей), то такой договор не может быть заключен. В стандарте ISO/DIS 45001 появилась такая новация, как риск-ориентированное мышление. Организация должна определять риски и возможности и выполнять по ним действия для того, чтобы СМБТиОЗ могла достигать намеченных результатов, улучшать желаемые эффекты, предотвращать или снижать нежелаемые эффекты, приводить к улучшениям

На момент разработки настоящего Международного Стандарта Международная организация труда (ILO) подсчитала, что 2,3 миллиона человек погибают каждый год от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Организация несет ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех, кто, не являясь штатным работником организации, работает под ее управлением в ее интересах, в том числе и за обеспечение и сохранение физического и умственного здоровья. Применение системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда (ОЗБТ) нацелено на то, чтобы дать возможность организации повысить ее показатели по улучшению охраны труда и безопасности на рабочих местах и управлять рисками в области ОЗБТ.

Система менеджмента ОЗБТ может обеспечить улучшение показателей организации в области ОЗБТ за счет:

a)    Разработки и внедрения политики и целей в области ОЗБТ;

b)    Обеспечения демонстрации высшим руководством лидерства и обязательств в отношении системы менеджмента ОЗБТ;

c)     Разработки систематизированных процессов, учитывающих контекст организации (см. А.4.1), а также риски и возможности;

d)    Определения опасностей и рисков в области ОЗБТ, связанных с деятельностью организации; нацеленности на их устранение или создание контролируемых условий, минимизирующих возможные последствия;

e)     Разработки оперативных средств управления для исключения или минимизации рисков ОЗБТ;

f)      Повышения осведомленности об опасностях и рисках ОЗБТ, а также соответствующих оперативных средствах управления посредством информирования и обучения;

g)    Оценки показателей ОЗБТ и нацеленности на их улучшение;

h)    Определения и развития необходимых компетенций;

i)      Формирования и поддержания в организации соответствующей культуры в сфере охраны здоровья и безопасности труда;

j)      Гарантии того, что работники, а там, где имеются, и представители работников, информированы, высказали свое мнение и принимают участие в принятии решений.

2  Установление опасностей и оценка рисков ОЗБТ
2.1   Установление опасностей
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс постоянного упреждающего выявления возникающих опасностей. Процесс должен принимать во внимание, но  не ограничиваться этим:

a)    регулярные и выполняющиеся время от времени работы и ситуации, включая анализ:

1)                инфраструктуры, оборудования, материалов, веществ и физических условий на рабочем месте;

2)                опасностей, которые возникают в силу конструкции продукции, в том числе в ходе исследования, разработки, тестирования продукции, сборки, строительства, предоставления услуг, обслуживания или утилизации;

3)                факторов человеческого влияния;

4)                каким образом фактически работа выполнена;

b)                аварийных ситуаций;

c)                 персонала, учитывая:

1)                тех, кто имеет доступ к рабочему месту и выполняемых на нем работам в том числе работников, подрядчиков, посетителей и иных лиц;

2)                тех, кто находится в непосредственной близости от рабочего места и может быть проводимыми на нем работами;

3)                работников на местах, не находящихся под непосредственным контролем организации;

d)                других вопросов, учитывающих:

1)                проектирование рабочих мест, процессов, установок, машин/оборудования, рабочих процедур и организации работы, в том числе их адаптации к возможностям человека;

2)                ситуации в непосредственной близости от рабочего места, возникающие вследствие выполнения работ под контролем организации;

3)                ситуации, не контролируемые организацией и возникающие в непосредственной близости от рабочего места, которые могут привести к производственной травме или ухудшению здоровья людей на рабочем месте;

e)                 фактические или предполагаемые изменения в организации, ее операциях, процессах, работах и системе менеджмента ОЗБТ (см. 8.2);

f)                  изменения в знаниях и информации об опасностях;

g)                инциденты в прошлом как внутри, так и за пределами организации, включая аварии и их причины;

h)                каким образом организована работа и социальные факторы, в том числе объем работ, часы работы, ситуация с лидерством и корпоративной культурой в организации.

 

2.2 Оценка рисков ОЗБТ и других рисков в системе менеджмента ОЗБТ
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процессы для оценки рисков в области ОЗБТ, связанных с выявленными опасностями, принимая во внимание действующие законодательные и иные требования, а также результативность имеющихся средств контроля выявления и оценки рисков, связанных с разработкой, внедрением, функционированием и поддержкой системы менеджмента ОЗБТ; методология(ии) и критерии, применяемые организацией для оценки рисков в области ОЗБТ, должны быть определены с учетом масштабов, характера и сроков, чтобы гарантировать их более предупреждающий, нежели ответный, характер и систематическое применение. Эти методологии и критерии должны управляться и сохраняться в форме документированной информации.
2.3  Выявление возможностей в области ОЗБТ и иных возможностей
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процессы для выявления:

a)  возможностей улучшения показателей в области ОЗБТ, принимая во внимание:

1)                планируемые изменения в организации, ее процессах или видах деятельности;

2)                возможности для исключения или снижения рисков в области ОЗБТ;

3)                возможности для адаптации работы, организации труда и рабочей среды к работникам;

b)                возможности для улучшения системы менеджмента ОЗБТ.

2.4  Установление опасностей и оценка рисов ОЗБТ
Процесс установления опасностей следует начинать со стадии концептуальной проработки нового рабочего места, оборудования, продукции или организации. Он должен продолжаться по мере детализации проекта и затем переходить на стадию реализации, а потом становиться постоянным на протяжении полного жизненного цикла, чтобы учитывать текущие, изменяющиеся и будущие действия. Все это может предполагать использование исходной информации, полученной из анализа данных; отчетов об инцидентах в прошлом производственных травмах или ущерба здоровью; а также претензий, возникших как внутри, так и за пределами организации.

Процесс установления опасностей помогает организации распознать и осознать опасности на рабочем месте и для работников, чтобы оценить, расставить по приоритетам, исключить или уменьшить риски в области ОЗБТ до практически целесообразного уровня.

Установление опасностей должно в опережающей форме выявлять любой источник или ситуацию (или комбинацию того и другого), связанные с деятельностью организации, потенциально способные вызвать производственную травму или нанести ущерб здоровью.

Такими источниками или ситуациями могут быть, но не ограничиваться этим:

¾  источники: опасные вещества, радиация, температура, давление, пыль, шум и вибрация;

¾  ситуации: работа на высоте, работа в ограниченном пространстве, работа в одиночку, усталость работника, агрессивное поведение и преследование, контроль степени занятости и выполнения работ.

Опасности могут быть разделены на категории по различным видам, включая: физические, химические, биологические, психологические, физиологические; или механические и электрические; или на основе движения и энергии.

При установлении опасностей организации следует рассмотреть все категории, подробно описанные в требованиях; однако, перечень не является исчерпывающим и организация всегда остается ответственной за наличие процесса постоянного выявления всех опасностей.

Процесс установления опасностей должен учитывать:

a)    постоянные и время от времени выполняемые операции и возникшие ситуации:

1)                регулярные операции и ситуации, создающие опасности в ходе ежедневно выполняемых работ и обычных рабочих процесс. Нерегулярные операции и ситуации возникают случайно и незапланированно, на короткий или длительный период, и могут создавать опасности вплоть до инцидентов; сюда относятся вполне предсказуемые ситуации, например, увеличенные рабочие часы или напряженная сменная работа, инцидент, связанный с небольшой утечкой масла, ремонтом, нарушением в техническом обеспечении (например, водоснабжения, газа, электричества или канализации) или временным перемещением оборудования.

2)                Физические условия могут быть причиной опасности на рабочем месте и включают в себя, например, освещение, температуру воздуха, влажность и окружающий шум, близость к другим работникам или состояние рабочих поверхностей.

3)                Под факторами, связанными с человеком, понимают такие, как возможности и ограничения, уровень навыков и требуемая компетентность, различающиеся уровни грамотности и владения языком, знакомство с рабочим местом и деятельностью, а также иные факторы, например, эргономические или связанные с фактическими или возможными особенностями индивидуального поведения. Организации следует рассмотреть истинные причины при анализе факторов, связанных с человеком, которые порождают риски и опасности, такие как противоречивые инструкции или недостаток информации, небезопасное попустительство руководства, возрастные особенности поведения, боязнь сообщения об инцидентах или проблемах. Следует принять во внимание факторы, влияющие на возможности человека, такие как рост, беременность, физические или умственные недостатки.

b)                Аварийные ситуации:

Существуют незапланированные и неожиданные ситуации, которые требуют немедленной реакции, например, на рабочем месте загорается оборудование или происходит стихийное бедствие вблизи рабочего места или в другом месте, где работник выполняет порученные работы. Сюда также входят такие ситуации, как массовые беспорядки в месте, где работники выполняют порученные работы, что требует их срочной эвакуации.

c)                 Людей:

Упоминание о людях призвано сориентировать организацию на учет всех тех, кто может быть затронут деятельностью организации:

1)                на рабочем месте;

2)                в непосредственной близости от рабочего места; например, прохожие, подрядчики или непосредственные соседи, которые могут быть затронуты деятельностью организации;

3)                работники на местах, не контролируемых непосредственно организацией, например, мобильные работники (такие как почтальоны или водители автобуса); те работники, которые командируются для выполнения работы в другое место (например, инженеры технического обслуживания, выезжающие и выполняющие работы по месту нахождения заказчика); надомные работники или те, кто работает в одиночку.

d)                Другие факторы:

1)                Опасности могут возникать по причине непродуманной конструкции, например, оборудование, уборка которого или обслуживание не может быть выполнены без работы на небезопасной высоте, или требующее выполнения работы в небезопасном положении или в ограниченном пространстве.

2)                Ситуации могут возникать в непосредственной близости от рабочего места, которое представляет опасность, например, на производственных участках, на которых работают несколько организаций, когда деятельность какой-то одной организации может привести к травме или ущербу для здоровья персонала, выполняющего работы для другой организации.

3)                Ситуации, не контролируемые организацией и возникающие в непосредственной близости от рабочего места, могут приводить к травмам и ущербу для здоровья лиц, находящихся на этом рабочем месте, например, пожар или взрыв в смежном здании или общественные волнения, неподалеку перерастающие в акции гражданского неповиновения.

e)                 Изменения в организации:

Опасности могут возникать из-за изменений в организации. Это может происходить при снижении числа работающих, росте числа необученных практикантов, несоответствующем планировании преемственности, наличии незнакомого или устаревшего оборудования, временной потери производственной мощности из-за планового обслуживания или срочного ремонта. Организации следует также рассмотреть опасности, возникающие при внедрении новых материалов, технологий и процессов.

f)      Изменения в знаниях и информации об опасностях:

Источниками знаний и информации об опасностях могут быть опубликованная литература, материалы исследований и разработок, данные обратной связи с работниками, а также анализа собственного производственного опыта организации. Эти источники могут давать новую информацию об опасностях и рисках, включая изменения в: возможной подверженности внешнему воздействию; химических, биологических и физических свойствах; сводной информации о токсичности и эпидемиологической обстановке.

g)    Предыдущие инциденты:

При выявлении опасностей следует рассматривать предыдущие инциденты и их причины как в самой организации, так и в других организациях, местах и ситуациях.

h)    Организацию работ или социальные факторы:

Организация работ и социальные факторы могут включать в себя, например, сверхурочные часы, плохое руководство и ненадлежащую в организации, плохое взаимодействие, чрезмерное давление производства, агрессивное окружение, преследование и употребление наркотиков.

Настоящий Международный Стандарт не затрагивает вопросов безопасности продукции (т.е безопасности для конечных пользователей производимой организацией продукции), тем не менее, следует рассматривать опасности для работников, возникающие в процессе производства, монтажа, сборки или тестирования.

2.6  Оценки рисков ОЗБТ и других рисков для системы менеджмента ОЗБТ
Организация может использовать различные методы для оценки рисков в области ОЗБТ в рамках общей своей стратегии управления различными опасностями или работами. Каждый метод должен соответствовать рассматриваемым рискам в области ОЗБТ. Сложность оценки зависит не от размера организации, а от опасностей, связанных с видами деятельности организации.

Оценка обеспечивает понимание рисков в области ОЗБТ и имеющихся средств управления ими, а также позволяет организации определить соответствующие управляющие воздействия.

Целью системы менеджмента ОЗБТ организации должно быть обеспечение безопасных и здоровых условий труда при разумно низких остаточных рисках в области ОЗБТ («остаточные риски в области ОЗБТ»- это риски, которые остаются после принятия соответствующих профилактических и защитных мер).

Организации также следуют рассмотреть те риски, которые не связаны напрямую с безопасностью и здоровьем людей, и учесть факторы, влияющие на систему менеджмента ОЗБТ, ее функционирование и ожидаемые результаты. Эти риски следует обрабатывать, используя соответствующие методы.

Возможными источниками рисков для системы менеджмента ОЗБТ могут быть:

a)    несоответствующий анализ контекста; устаревшие данные анализа;

b)    недостаточное внимание к требованиям системы менеджмента ОЗБТ, управлению изменениями и другим проблемам, связанным с безопасностью и здоровьем, при стратегическом планировании и выполнении других бизнес-процессов;

c)     отсутствие ресурсов для системы менеджмента ОЗБТ, финансовых, человеческих или иных;

d)    нерезультативная программа аудитов;

e)     плохое планирование преемственности для ключевых ролей в системе менеджмента ОЗБТ;

f)      слабое вовлечение высшего руководства в работу системы менеджмента ОЗБТ;

g)    неспособность удовлетворить потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон;

h)    ненадлежащее функционирование  системы менеджмента ОЗБТ, ведущее к репутационным рискам.

2.7  Выявление возможностей в области ОЗБТ и других областях
Возможности в области ОЗБТ для улучшения охраны здоровья и безопасности труда включают в себя:

a)    исключение опасностей и снижение рисков за счет обеспечения безопасности и сохранения здоровья на самых ранних стадиях жизненного цикла объектов, оборудования или процессов или применения все более высоко расположенных по иерархии средств управления;

b)    улучшения показателей в области ОЗБТ за счет планируемых изменений, таких как изменение расположенных объектов, перепроектирование или замена оборудования;

c)     улучшение показателей в области ОЗБТ за счет монотонности работы или напряжения от работы с заданным темпом;

d)    использование новых технологий для улучшения показателей в области ОЗБТ;

e)     повышение культуры в области охраны здоровья и безопасности труда за счет расширения компетентности, связанной с безопасностью труда и охраной здоровья, за рамки требований или мотивирования работников на своевременное сообщение об инцидентах.

Возможности для улучшения системы менеджмента ОЗБТ могут включать в себя:

¾  повышение заметности поддержки, оказываемой высшим руководством системе менеджмента ОЗБТ;

¾  улучшения процесса расследования инцидентов;

¾  улучшение процесса привлечения работников;

¾  бенчмаркинг, включая анализ как собственного производственного опыта организации, так и подобного опыта других организаций;

¾  сотрудничество на форумах, которые посвящены вопросам охраны здоровья и безопасности труда.

 

 

3       Менеджмент риска в работе и совершенствовании организации

3.1  Международные стандарты по управлению рисками
Международная организация по стандартизации (ИСО) приняла новую редакцию Международного Стандарта ISO 31000:2009 “Менеджмент риска.

ISO 31010 методы оценки рисков. Данный международный стандарт – поддерживает стандарт ISO 31000 и обеспечивает руководство по выбору и применению систематических методов оценки риска. Применение ряда методов представляется в форме специальных ссылок на другие международные стандарты, где концепция и применение методов описываются более подробно.

Цели применения ISO 31000

• Увеличение вероятности достижения цели

• Информирование о необходимости выявления и устранения рисков в масштабах всей организации •

Улучшение выявления возможностей и угроз

• Повышение эффективности управления

• Повышение уровня доверия заинтересованных сторон • Создание надежной основы для принятия решений и планирования

•Улучшение контроля

• Эффективное распределение и использования ресурсов для устранения риска

• Эффективное предотвращения потерь / Минимизация потерь

• Улучшение корпоративной устойчивости

3.2  ISO 9004:2009 «Управление с целью достижения устойчивого успеха организации» Управление рисками.
Любое событие, способное отрицательно сказаться на достижении организацией своих целей, должно рассматриваться как риск, тогда как событие, способное повлиять на цели положительно, должно рассматриваться как возможность для улучшений и инновационной деятельности. Для разработки стратегии организация должна идентифицировать, проанализировать и осмыслить следующие факторы и связанные с ними риски:

•тенденции в области технологий;

•актуальные потребности общества;

•доступность природных ресурсов;

•совокупность возможностей организации, включая возможности, необходимые для реализации ее видения в будущем;

•обеспечение ресурсами и их распределение

 

3.3  Оценка риска
Оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска. Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельнос­ти или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска. Оценка риска обеспечивает понимание возможных опасных событий, их причин и последствий, веро­ятности их возникновения и принятие решений: – о необходимости предпринимать соответствующие действия; – о способах максимальной реализации всех возможностей снижения риска; – о необходимости обработки риска; – о выборе между различными видами риска; – о приоритетности действий по обработке риска; – о выборе стратегии обработки риска, позволяющей снизить риск до приемлемого уровня.

Оценка риска может быть выполнена с различной степенью глубины и детализации с использованием одного или нескольких методов разного уровня сложности. Форма оценки и ее выходные данные должны быть совместимы с критериями риска, установленными при определении области применения.

При выборе метода оценки риска необходимо учитывать, что метод должен: – соответствовать рассматриваемой ситуации и организации; – предоставлять результаты в форме, способствующей повышению осведомленности о виде риска и способах его обработки; – обеспечивать прослеживаемость, воспроизводимость и верификацию процесса и результатов. Должно быть приведено обоснование выбора методов оценки риска с указанием их приемлемости и пригодности. Необходимо обеспечить соответствие используемых методов и выходных данных для объе­динения результатов различных исследований. После принятия решения о выполнении оценки риска и определения области ее применения следует выбрать методы оценки риска на основе: – цели исследования. Цели оценки риска непосредственно связаны с используемыми методами.

На­пример, если проводится сравнительное исследование разных вариантов, то могут быть применены менее детализированные модели описания последствий для аналогичных частей системы;

– ответственности принимаемых решений. В некоторых случаях необходим высокий уровень детали­зации, чтобы принять решение, в других достаточно более общего понимания;

– типа и диапазона анализируемого риска;

– возможных последствий опасного события. Решение относительно глубины оценки риска должно отражать начальное восприятие последствий (которое, скорее всего, изменится после завершения предва­рительной оценки риска);

-степени необходимых экспертиз, человеческих и других ресурсов. Простой правильно применен­ный метод, может обеспечить лучшие результаты, если он соответствует области применения оценки, чем сложная процедура, выполненная с ошибками. Обычно усилия по оценке риска должны соответствовать уровню анализируемого риска;

– доступности информации и данных. Для некоторых методов необходимо больше информации и данных, чем для других;

– потребности в модификации/обновлении оценки риска. Возможно, в будущем оценка должна быть изменена/обновлена, и для этого могут быть применены различные методы;

– обязательных и договорных требований. На выбор метода оценки риска влияют различные факторы, такие как доступность ресурсов, характер и степень неопределенности данных и информации, сложность метода.

3.4   Доступность ресурсов
На выбор метода оценки риска влияют следующие факторы доступности ресурсов:

– практический опыт, навыки и возможности группы оценки риска;

– ограничения по времени и другие ресурсы организации;

– доступный бюджет, если необходимы внешние ресурсы.

 

3.3 Виды методов

Классификация методов связана с этапами процесса оценки риска:

– идентификация риска; –

анализ риска — анализ последствий;

– анализ риска — качественная, смешанная или количественная оценка вероятностных характеристик риска;

– анализ риска — оценка эффективности существующих средств управления;

– анализ риска — количественная оценка уровня риска;

– сравнительная оценка риска.

Для каждого этапа процесса оценки риска применимость метода оценки риска определяется по шкале: строго применим, применим и не применим.

На определение выбора метода оценки риска, относятся:

– сложность проблемы и методов, необходимых для анализа риска;

– характер и степень неопределенности оценки риска, основанной на доступной информации и соответ­ствии целям,

– необходимые ресурсы: временные, информационные и др.;

– возможность получения количественных оценок выходных данных.

Заключение
Трудно найти производственное предприятие, на котором ничего не меняется. Время от времени на предприятии появляется новое оборудование, меняются используемые материалы и процессы производства. Это может вызывать появление новых видов опасности. Таким образом, необходимо оценивать состояние дел в области безопасности на постоянной основе. Минимум раз в году нужно оценить существующую ситуацию, чтобы убедиться, что процесс улучшений не прекращается, или, по крайней мере, не происходит ухудшение.

Вернемся снова к оценке рисков, которую мы провели ранее. Может быть, с тех пор что-то изменилось? Или остались невыполненные мероприятия? Может быть, рабочие обнаружили какую-то проблему? Или какое-то происшествие на предприятии открыло что-то такое, о чем мы раньше не знали? Оценка производственных рисков и план контрольных мероприятий должны всегда соответствовать текущему состоянию дел на предприятии.

Руководство производственным предприятием включает в себя решение множества разноплановых задач. В такой ситуации легко забыть об оценке производственных рисков, до тех пор, пока не случится что-нибудь серьезное и тогда уже будет слишком поздно. Лучше всего заранее определять сроки проведения мероприятий по оценке производственных рисков и блокировать это время в своем календаре ежегодных задач.

Но если в течение года происходят значительные изменения в процессе производства, нельзя откладывать рассмотрение новых рисков до запланированной ежегодной даты. Необходимо проанализировать происшедшие изменения и разработать мероприятия по снижению появившихся новых рисков. И если возможно, то уже на стадии планирования проведения изменений, учесть вопросы обеспечения безопасности.

 

Список использованной литературы
1.  ISO 31010-2011_Методы оценки риска

2.  ISO_DIS 45001

3.  Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков. – М.: Юрайт, 2013. – 430 с. – (Серия: Бакалавр. Базовый курс)

4.  Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: “Дашков и К”, 2010. – 520 с.

5.  Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса: учебник для бакалавров; рекомендовано ГОУ ВПО “Государственный институт управления” / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2014. – 411 с. – (Серия: Бакалавр. Углубленный курс)

6.  http://iso-management.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *