ПОВЫШЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ


Шонбаева Саулеш Тулегеновна

старший преподаватель кафедры «Педагогики и психологии» Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

Актуальность данной темы обусловлена остротой социальных проблем современного общества, коренящихся в низком уровне нравственно-духовной культуры значительной части людей. Особая значимость нравственно-духовного сознания и личностного развития молодежи обусловлена тем, что в обществе отмечается усиление нестабильности жизни, разрушение нравственных ориентиров, наличие реального гуманистического кризиса, особенно влияющего на наименее приспособленную часть общества – молодежь.

Говоря о нравственности, еще Аристотель, и в этом его колоссальная заслуга именно для формирования основ морального развития детей, подчеркивал значение самого стремления к нравственному поведению. Таким образом, он не перечеркивал, а поощрял попытки, пусть и неудачные, ребенка «быть хорошим», давал ему дополнительную мотивацию к подобным поступкам. Добродетели не даются нам от природы и не возникают помимо природы, но мы от природы имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.

Личностное развитие — сегодня серьезный показатель уровня нравственно-духовного сознания человека. Как вы знаете, личностное развитие – это процесс постоянного совершенствования человека. Несомненно, на формирование личности влияет огромное количество внешних факторов, таких как принадлежность к определенному социальному классу и культуре, среда общения, погода в семье и многое другое. Но в первую очередь личностное развитие человека связано с регулярной работой над собой. На самом деле, кажется, что мы все про себя знаем, прекрасно представляем, что нам нужно и как этого достичь. Но чем больше мы развиваемся, тем шире открывается горизонт. Появляется больше возможностей, интересов, желаний. И тут начинаются путаться мысли. В детстве мы знали, кем будем, когда вырастим. А знаем ли мы это сейчас? Личностное развитие помогает человеку понять себя и свои настоящие желания. Чем раньше вы это сделаете, тем большего сумеете достичь в своей сфере.

Сегодня каждому под силу найти для себя что-нибудь интересное и полезное. Если человек хочет добиться успеха в жизни или профессиональной сфере, то он уделяет особое внимание своему личностному развитию. Ведь в нашем стремительно развивающемся мире успеха достигают только те люди, которые могут идти в ногу со временем и постоянно занимаются личностным развитием.      Личностное развитие помогает человеку перевести наши привычки из бессознательных поступков в осознанные и последовательные действия. Количество времени, требуемое на полноценное личностное развитие, может быть совершенно разным, и, в первую очередь, зависит от вашего желания что-то изменить в своей жизни и прилагаемых к этому усилий. Постоянное личностное развитие помогает человеку справиться со многими не только психологическими, но и психосоматическими трудностями. Ведь существует общеизвестный доказанный факт того, что есть взаимосвязь между здоровьем человека и его психологическим состоянием.

Нравственность и духовность в настоящее время, как и личностное развитие становится неотъемлемым качеством культурного образованного человека и рассматривается как важное свойство личности. Качество образования сейчас также предполагает оценку и уровня развитости, поэтому и определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития учащихся, их интеллигентностью и образованностью, успешностью адаптации личности в современном обществе. Именно в этом состоит главная общественная ценность образования. В самом общем виде современное образование ориентируется на формирование высокообразованной, активной личности, способной применять полученные знания, творчески реализовать себя в жизни.

Сегодня важно показать студентам, тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как построить счастливую жизнь, как отличать правильные и неправильные поступки, видеть их последствия, помогать увидеть свою уникальность и формировать собственные жизненные ценности.

Осмысление места и роли нравственно-духовного развития студентов в современном образовании должно быть направлено, прежде всего, на возвращение в образование и в жизнь молодежи вечных и неизменных общечеловеческих высших нравственно-духовных ценностей.   Состояние современного общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.

Но как повлиять на развитие нравственного сознания и культуры студентов, как восстановить духовный и моральный порядок в обществе, как вызвать потребность в нравственно-духовном развитии, ведь наша молодежь в основной своей массе – теле- и интернет-поколение и не особенно дружны с нравственно-духовными ценностями. Современная молодежь живёт в пространстве агрессивной культуры и неустоявшихся социальных отношений. Всё это является своеобразным барьером для духовного самосовершенствования личности.

Раскрытие творческого потенциала студентов, вовлечение их в диалоговое общение, положительная оценка результатов деятельности и поддержание адекватного уровня их самооценки – все эти элементы внешней и внутренней мотивации способствуют активизации процесса духовно-нравственного становления личности студента.

Каждый осознаёт, что для счастья мало материального благополучия, необходима духовная насыщенность и наполненность жизни. Ведь не хлебом единым жив человек… Внутренний, духовный мир гораздо более обогащает человека, чем мир осязаемый, материальный. Есть тому вполне определённое, конкретное доказательство. К примеру, возьмём яблоко, как предмет материального, вещественного мира, и идею, как духовную субстанцию. Если у двух людей есть по одному яблоку и они захотят обменяться ими, у них всё равно останется по одному яблоку. Если же мы обменяемся идеями, у нас в голове окажется их две, а не одна. Есть над чем задуматься.

Безусловно, в работе можно и нужно использовать инновационные педагогические модели (развивающего, проблемного, компьютерного обучения), но при этом важно помнить, что вырастить личность с духовно-нравственным потенциалом нельзя только на теоретическом материале. Главным остаётся, на мой взгляд, общение и отношения – путь от сердца к сердцу.

 

Литература

1.     Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.

2.     Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Афтореф. дис. докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1999

3.     Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. – 1997. – № 3

4.     Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. – СПб., 2001

5.     Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1998. – № 4

6.     Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 2001.

7.     Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996

8.     Пряникова В.Г., Равкин З.И. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике // Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике (История и современность): Тез. докл. И выступлений XXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли / Под ред. З.И. Равкина. – М., 2001

9.     Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. – № 1.

10.                       Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект // Православие и культура. XI Рождественские православно-философские чтения / Под ред. Л.Е. Шапошникова. – Н. Новгород, 2002

11.                       Николина В.В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип исследования проблем воспитания будущего педагога // Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации / Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. – Н.Новгород, 2001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *