РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ


Полфунтикова Елена Львовна

учащаяся 2 курса специальности педагогика и психология Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

Руководитель:  старший преподаватель Шонбаева Саулеш Тулегеновна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что только позитивная мысль позволяет человеку обрести внутреннюю гармонию и познать истинный смысл своей жизни и своё предназначение.

Цель – акцентировать внимание слушателей на развитие у студентов умения позитивно мыслить и жить вдохновенно, что помогает воспитанию чувства ответственности за свои мысли, слова и действия.

Позитивное мышление – это естественный процесс жизни, гармонии с внешним миром, сохранения своей нормы в сознании и организации всех процессов жизни.

Позитивное мышление на уроках дисциплины «самопознание» помогает созданию атмосферы любви, доверия, вдохновенного творчества. Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Позитивное мышление – это могучая сила. Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивное настроение рождает уверенность в себе.

Составляющие позитивного мышления:

– внутреннее ощущение счастья (искусство быть счастливым: нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней, нужно уметь делить радости с другими, нужно получать удовольствие от помощи людям, нужно быть немного ребёнком, нужно обладать чувством юмора, необходимо уметь прощать, иметь несколько сердечных друзей, уметь сотрудничать с разными людьми, быть счастливым в семейном кругу, нужно уметь уважать других людей, иногда нужно позволять себе расслабиться).

– отношение к трудностям (смелые и решительные, умеют оставаться спокойным в сложных ситуациях);

– позитивные утверждения в мыслях и речи (нужно уметь делить радости с другими);

– использование успешного прошлого опыта (позитивно настроенным людям придает уверенности);

– наш круг общения (к позитивно настроенным людям тянутся окружающие).

Известный французский просветитель Жан-Жак Руссо считал, что в нравственном воспитании есть три главные задачи:

1. выработка добрых чувств.

2. развитие добрых суждений.

3. воспитание доброй воли.

Прежде всего, у ребёнка необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Всё это достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Великий гуманист ратовал за то, чтобы учащийся в процессе обучения радовался жизни, самостоятельно осязая и наблюдая окружающий мир, удовлетворяя жажду познания (Асмус В.Ф., Жан-Жак Руссо. – М.: Знание, 1962).

Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс возможно лишь при использовании только позитивных и гуманных методов.

«Позитивный настрой» – это методический  приём, который используется на занятиях по самопознанию. «Позитивный настрой» проводится в начале занятия. «Позитивный настрой» – это методический приём, когда в полной тишине или на фоне тихой музыки в сознании студентов вызываются красивые образы, фантазии и ассоциации. В этих целях используется также соответствующий видеоряд (просмотр видеофильмов, мультфильмов и т.д.). Преподаватель проговаривает тексты медленно, спокойно, негромко, ласково, с небольшими паузами между предложениями. У студента регулируется ритм сердца и дыхание; снижается напряжение тела, снимаются стрессы. Он может сконцентрировать свои мысли, осмыслить своё внутреннее «Я», лучше осознать свои чувства и эмоции. Преподавателю рекомендуется при выполнении данного упражнения обратить особое внимание на позу ребенка, его дыхание, умение расслабиться.

Данный прием стимулирует развитие положительных эмоций, чувств, рефлексивности в целом. Используется, когда необходима релаксация, инициирование воображения, переход к новому осмыслению материала, так как благотворно влияет на студентов, развивает их воображение, положительно действует на поведение в группе. При слушании надо объяснить студентам, чтобы они сидели спокойно, расслабленно, желательно с закрытыми глазами и внимательно слушали музыку. Это помогает развивать внимание, концентрацию на определенном объекте, успокаивает нервную систему, способствует общему расслаблению тела, гармонизирует внутреннее состояние.

Разные мысли рождают разные чувства. И ключом к нашему самочувствию являются мысли. Регулируем мысли – позитивно мыслим – позитивно себя чувствуем. Особую значимость для позитивного мышления имеет умение человека отфильтровать хорошие мысли от плохих, ставя во главу хорошее.

«Внутренний голос, способность прислушиваться к глубинному, его реакции, прислушиваться к тому что происходит внутри, помогает нам в обнаружении своей идентичности. Этот способ может стать основой новой педагогики» Абрахам Маслоу.

Опыт применения позитивного настроя в начале занятия обеспечивает дисциплину, самоконтроль, здоровье, уравновешенность ума, способность концентрироваться, проявление любви по отношению к другим, внутренний покой. Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие человека.

Позитивное высказывание (цитата) – это методический  приём, который используется на занятиях по самопознанию, для формирования и развития позитивного мышления. Рюноскэ Акутагава «Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи: сияние облаков, шелест бамбука, чириканье стайки воробьев, лица прохожих – во всех этих повседневных мелочах нужно находить высшее наслаждение». Позитивные утверждения: Я – здоровый, сильный, смелый! Твердо знаю, что хочу. Верю, мне любое дело в этой жизни по плечу! Я – веселый, я – успешный! Я талантлив и счастлив! Я всего добьюсь, конечно. Я умен и терпелив!

Групповое пение. Пение и музыка на уроках самопознания. Организуя хоровое пение и слушание музыкальных произведений, учитель должен обратить внимание на ценностно-смысловое содержание текстов песен, на потенциальные возможности урока в развитии эмоционально-сердечной сферы, привитии музыкально-эстетического вкуса, воспитании нравственно-этических качеств.  Издревле музыка занимала особое место в развитии человека. Древнегреческий философ Платон образование делил на две категории – музыку и гимнастику. Он считал, что будущим воинам нужно дать двоякое воспитание – мусическое и гимнастическое. «Первое – для души, второе – для тела. При этом воспитание души следует начинать раньше воспитания тела. Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны привести к гармонии человека с самим собою. Они должны сделать так, чтобы развитие сил телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и мягкости характера, мужества и доброй нравственности. Гимнастика должна приучить человека к простому и строгому образу жизни. Музыка же должна развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также нравственную зрелость…» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. Часть 1. Учение Платона об искусстве. Теория искусства. – М., 2000). Интеграционный характер уроков самопознания и музыки обеспечивает достижение цели гармоничного развития человека. Хоровое пение на уроках самопознания должно быть исполнено грамотно, в соответствии с элементарными требованиями к соблюдению музыкального ритма, темпа, динамических оттенков. Допускается соединение пения с движениями, которое также способствует активизации взаимодействия и взаимопонимания участников педагогического процесса.

Использование музыки на уроках самопознания обогащает духовный мир человека. Взаимодействие при групповом исполнении песни или в ходе музыкальной игры формирует уверенность, творческое отношение к осмысливанию понятий общечеловеческих ценностей. Так, музыка стимулирует творчество, поэтому на уроках самопознания можно сопровождать тихой музыкой занятия учащихся творческой работой. К примеру, могут писать эссе, заниматься лепкой, рисованием, проектной деятельностью. Хоровое пение, инсценировки также являются прекрасными способами воспитания позитивного отношения к людям, доброты, культуры взаимоотношений.

Правила позитивного мышления:
1. Не допускайте негативных мыслей, относитесь ко всем с любовью и уважением.
2. Контролируйте негативные мысли, ненужные и неприятные эмоции.
3. Создайте позитивный круг общения с интересными людьми.
4. Думайте о своём будущем позитивно и с радостью.

Наши мысли делают нас тем, кто мы есть. Наше мышление определяет наши поступки. Главное – правильный выбор направления мысли. Римский философ Марк Аврелий заключил это в восьми словах, которые могут изменить нашу судьбу: “Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли”. Нужно понять: “Вы не то, что о себе думаете, вы то, о чем вы думаете”. Если вы хотите обрести спокойствие души и счастье, следуйте правилу: “Думайте о светлом, бодритесь, и вы будете чувствовать себя веселыми и бодрыми”. Уже древние мыслители Востока знали, что «надо осознать ответственность за мысли. Прежде отвечали за действие, потом поняли значение слова, теперь пора познать важность мыслей, ибо нет различий между словом и мыслью. Когда человек хорошо мыслит, он ощущает полноту жизни».

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир» – говорил Ф. Ларошфуко Все в ваших руках уважаемые коллеги. Дерзайте! И будьте счастливы! Спасибо за внимание!

 

Литература:

1.     Киреев Г.Н. Сущность ненасилия. – М., 1990.

2.     Толстой Л.Н. Дневники//Собр. соч.: В 22-х т. – М., 1985.

3.      Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.,1997.

4.     Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М.,1969.

5.     © Петракова Т. И. 2001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *