«Вокализ – как способ раскрытия вокально-технических навыков ученика»

Габидуллина Василя Фаридовна

преподаватель Комплекса «Колледж искусств-Школа одаренных детей»

Вокальная музыка, при исполнении которой вокалист выпевает не слова и фразы, а просто звуки, так как слов в произведении нет, называется вокализом. Вокализ исполняется путем пения музыки, произведения без слов, при этом используя исключительно гласный звук или закрытым ртом.         Учащимся очень нравится работа с вокализами, так как в них есть мелодическая линия (мелодия), музыкальные фразы, динамические оттенки, это песня в целом, но без «слов». В разных возрастных группах исполняются свои вокализы, в зависимости от возрастных особенностей, музыкальности, диапазона голоса и его регистра.        В качестве одной из особенностей исполнения вокализов на занятиях следует отметить их объединения в отдельные группы по методической направленности. Это способствует тому, что определенные элементы вокально-технических навыков, приобретенные на упражнениях, сразу же закрепляются проработкой соответствующих вокализов, а в последствии переносятся на исполнение художественного произведения с текстом.          Упражнения и вокализы развивают музыкальный слух, помогают в изучении интервалов, выработке чувства лада. Заслуживают внимания также вокальные упражнения без инструментального сопровождения. Они активно стимулируют возникновение слуховых представлений, совершенствуют точность звуковысотного интонирования.          Рекомендую использовать вокализы известных композиторов, Н. Татаринова, Ф. Абт, Дж. Конконе, Г. Панофни, Г. Зейдлер, современные композиторы Н. Соколовского, А. Гречанинова и др. авторов.          Но несмотря на то, что вокализ преследует вокальную работу (звукообразование, дыхание, звуковедение), это простое упражнение в конечном результате желательно сделать из него законченное художественное произведение.

Вокализ –  это пьеса для голоса без слов, исполняется она на какой – нибудь гласной (обычно на «а»). Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельное художественное произведения для голоса с сопровождением (например, концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов. Звучит подобная пьеса как инструментальная, но с большей теплотой, так как исполняется «живым» голосом и это исполнение профессионал вкладывает свои душевные чувства и переживания.         Вокально-технические навыки учащихся формируются главным образом на упражнениях и вокализах так считают многие опытные педагоги – вокалисты. Они являются основным материалом, на котором развивается музыкальный слух. На первых стадиях обучению вокалу педагог предлагает ученику простейшие вокализы, строящиеся на самых доступных музыкальных интонациях и оборотах. Полезно пение вокализов закрытым ртом, где развивается верхний – головной резонатор. Постепенно вокализы усложняются, превращаясь из простых вокальных упражнений, в целое музыкальное произведение, которое можно с детьми исполнять на любом концерте.        Гаммообразные вокализы являются одним из важнейших моментов в овладении вокальной техникой. Необходимо следить за четкостью звучания каждой ноты, не допуская «смазывания» или «западания» отдельных нот. Для достижения ясного и четкого заучивания в быстром движении вначале их следует петь на слоги «на», «да» или «ни», после чего переходить на гласные «а», «е», «о» постепенно ускоряя темп.         Различные комбинации арпеджио в вокализах способствуют подвижности и гибкости голоса, расширяют его диапазон, легче преодолеваются большие интервалы, переход от legato к stacсаto.         Для подвижности и гибкости голоса рекомендуется чередование legato и stacсаto.         Начинать изучение приема stacсаto следует с martellato, то есть с задержанного тяжелого stacсаto, после которого переходить на короткое и острое stacсаto в более подвижном темпе.           Полезно петь вокализы без аккомпанемента для выработки чистоты интонации. Вокализовать на гласную «а» округленным, свободно льющимся энергичным звуком. Необходимо следить за рациональным использованием дыхания. Звук тянуть в ровной силе и в едином тембре, выдерживая длительность каждой ноты, переходя легко и непринуждённо от одной ноты к другой. По мере усвоения вокализа его можно транспонировать. При пении вокализов, как упражнений, полезно чередование forte и piano. На piano следует сохранять все тембральные качества звучания forte, уменьшая лишь силу звука.       Упражнения и вокализы помогают выработке основных элементов вокальной технике: овладению кантиленой и динамикой звука, гибкостью и подвижностью голоса, произношением гласных звуков и слогов, освоению мелизмов, а также развитию звуковысотного слуха. Пение упражнений и вокализов на отдельные гласные и слоги позволяет найти вокальную форму этих звуков, после чего можно переходить к произведениям с текстом.          В пении вокализов особое значение придается роли сознания. Никогда не следует допускать бездумного пения. Вокалист с первых же шагов должен вырабатывать в себе собранность, активность, волю, терпение. Необходимо, чтобы ученик понимал, каждую конкретную задачу ему предстоит выполнить, для чего это нужно, то есть какую цель преследует педагог, давая ему задание, и как, какими средствами добиться её осуществления.          Осознание процесса работу ведет к быстрому освоению вокальной техники и хорошо закрепляет приобретаемые навыки.         Нельзя подходить на занятиях формально и к вокальным упражнениям, они являются первой ступенью в развитии певческого голоса. Задача педагога состоит в том, чтобы в этих, казалось бы, сугубо технических заданиях, раскрыть ученику интонационную содержательность каждой музыкальной фразы. Важно, чтобы вокально- технические навыки всегда были связаны хотя бы с элементарной психологической задачей, с музыкальными переживаниями.          Это особенно успешно достигается на развернутых упражнениях, с гармоническим сопровождением, где закладываются навыки пения с аккомпанементом. Полезно заставлять ученика при исполнении варьировать психологический настрой, заставляя петь упражнение, то задорно, радостно, то гневно, с мольбой.            В большей мере сказанное относится к вокализам. На этих художественных произведениях следует приучать воспитанника пользоваться основными средствами музыкальной выразительности.

Из опыта работы я, как педагог – вокалист, выделяю 4 вида вокализов и упражнений.

Первый    вид может быть использован на всех этапах обучения для выработки правильного певческого тона, атаки звука, активности диафрагмы, выравнивания гласных и развитии артикуляции, legato в гаммообразных ходах, трезвучия, арпеджио, выработки кантилены, подвижности в высокой позиции звука.

Второй вид предназначается для учащихся, освоивших основы звукообразования и постигших некоторые элементы вокальной техники.  Предусматривает дальнейшее развитие вокально – технических навыков: улучшение кантилены, развитие дыхания, подвижности и гибкости голоса, расширение диапазона, прикрытие верхних нот, выравнивание звука по силе и тембру, сглаживание регистров, освоение динамики и филировки звука.           Третий вид предназначается для развития «интервального» слуха. Для того чтобы хорошо читать музыкальный текст и иметь «мышечное чувство» интервалов. Прежде чем интонировать заданный интервал, учащиеся должен услышать его внутренним слухом, представить в вокальном звучании. Такая подготовка к воспроизведению интервалов способствует чистому интонированию, умению вокально правильно спеть мелодию.

Четвертый вид – это материал для освоения мелизмов, форшлагов, группетто, мордектов, трелий.           Вокализы, написанные для высоких голосов, могут быть использованы в транспорте для средних и низких, в границах диапазона, соответствующего вокальной природе того или иного индивидуума. И на оборот.  Начинать работу следует, как правило, на центральных тонах, постепенно расширяя диапазон вверх и вниз, добиваясь ровности звучания певческого голоса по силе и тембру во всех регистрах, выдерживая ноты в ровной силе, не делая crescendo. Звук должен быть ярким, звонким, и в то же время округлым и мягким. Первоначальный звук атаковать активно, точно, без «подъезда; предварительно «наметив» внутренним слухам высоту заданного тона и его тембровую окраску.      Вокализы рекомендуются в начале сольфеджировать, переходя постепенно к пению их на разных гласных. Педагогу и учащемуся не следует забывать, что вокализ, прежде всего, упражнение для голоса, для развития вокальных навыков и слуха. Ошибочно считать, его самостоятельным произведением, хотя таковых не мало.       Но самостоятельным произведениям оно становится тогда, когда исполнитель в совершенстве владеет мастерством вокала, когда все вокальные навыки на должном профессиональном уровне и постановке певческого голоса в основном завершена. Вот здесь интересна в работе вокализация произведения на несколько голосов, очень красиво её звучание a-capello (без музыкального сопровождения). Но этим не следует чрезмерно увлекаться, так как красота вокального исполнения не только в передаче мелодии, как основы вокала, а в словах, при наложении которых на мелодию получается произведение вокально-певческого искусства. Если педагогу вместе с учеником увлекательна и интересна работа с вокализами – это целый, новый мир вокального мастерства и долгая, творческая, совместная работа в новом певческом направлении.

Только введение на более позднем этапе обучения произведений с текстом является для учащихся новой ступенью в освоении искусства пения. Этот этап, связанный с внесением в пение элементов речевой выразительности, должен быть подготовлен работой над освоением принципов голосообразования и звуковедения.

 

Литература:

  1. Карасев А.Н. Основы вокальной методики. – М., 1968. С. 67.
  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. Музыка,2000.
  3. М.И. Глинка «Упражнения и вокализы для усовершенствования голоса»
  4. Н. Бахуташвили «Сборник упражнений и вокализов для постановки певческого голоса»
  5. Г. Ломакин «Краткая методика пения»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.