Викторина «Дұрыс тамақтану мәзірі дегеніміз не?»

Амерханова Лаура Айткановна
Қарағанды облысы, Балқаш қаласы «Дамуы шектелген балаларға арналған облыстық  №4 арнайы мектеп-интернаты» КММ директоры

Мақсаты: тиімді және үйлесімді тамақтану болып саналатынын, «Салауатты өмір салтының» анықтамасын ата – аналармен, мектеп дәрігерімен, аспазшылармен бірлесе отырып тұжырымдау;

Міндеттері:

Оқушылардың дұрыс тамақтануының негізгі прициптерін;

– Тамақтану сауаттылығының бес негізін;

– Тамақтану тәртібін, тамақтану мәдениетін;

– «Салауатты өмір» салтына қатысты негіздеулерді тұжырымдау,ортақ ой

түю.

Цель: формирование здорового образа жизни посредством правильного питания.

Задачи: Формировать привычку к здоровому образу жизни;  учить быть здоровым душой и телом;

развивать стремление творить свое здоровье, применяя знания и    умения в

согласии с законами природы, законами бытия;

развивать внимание, память, речь учащихся;воспитывать бережное

отношение к своему здоровью и  здоровью окружающих.

Оборудование: Экран, проектор,   карточки, оформление.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

Тәрбие сағатының барысы :

– Балалар, сендерге Данышпан атай жұмбақ жіберіпті. Егер сол жұмбақтың шешуін тапсаңдар , өмірдегі басты байлықтың не екенін түсінесіңдер және бүгінгі тәрбие сағатымыз да сол жұмбақтың жауабымен басталады.
Оны күткен адамдар,
Ұзақ өмір сұреді.
Қадірін білген жарандар,
Байлық осы деседі. (денсаулық)

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец  любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети  росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья  часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»  Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».  Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей страны. С тех пор жители страны были здоровы.

Юра:Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

Оля:  Овощи и фрукты

Любят все на свете.

Бабушки и дети

Секреты знают эти:

Виноград и вишня

Лечат все сосуды,

Абрикос – от сердца,

Груша – от простуды.

Апельсин, как витамин,

Знают все – незаменим.

Айсель: Денсаулық – ол жүруің,
Оқу үшін мектепте.
Ешбір жерің ауырмай,
Дұрыс тамақтану үшін де.
– Как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: “Скажи что ты ешь, и я скажу, кто ты есть”. И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов.

– Назовите эти продукты.

 

Бәрімізге белгілі тамақтанудың қандай қандай әсері бар.Ежелгі ғалымдар айтуы бойынша: «Сен не жегеніңді айт, ал мен кім екенінді айтамын».Ол шындық. Өсіп келе жатқан жас организмге аптасына 30 түрлі тамақтың түрін пайдалану қажет етеді.

Ал, тағамдарыңды атаңдар?

Зиянды әдеттер бөлімшесі

–  А сейчас небольшая информация  о том, чем же вредны продукты и напитки, которые многие из вас так любят.

-Казір кішігірім ақпарат,сендердің іштерінде зиянды тағамдар мен сусындарды жақсы коретіңдерін бар.

– Что мы пьем?

-Біз не ішіміз?

К газированным напиткам относятся такие как: “Кока-Кола”, “Пепси-Кола”, “Фанта” “Спрайт”,“Тархун”, “Колокольчик”, “Крем-сода” и многие другие. В состав газированных напитков входят различные консерванты, аромати-заторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму. В  Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. В газировки  добавляют различные подсласти-тели. Они в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит. Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса.

Газдалған сусындарының түріне жататындар: “Кока-Кола”, “Пепси-Кола”, “Фанта” “Спрайт”,“Тархун”, “Колокольчик”, “Крем-сода” және сол сияқты. Әртүрлі газдалған сусынның құрамына кіретіндер: әртүрлі консерванттар, ароматизаторлар және түрлі бояулар оқушылардың асқазандарына зиянды әсер етеді. Күнделікті  тәтті газдалган сусын құрамында витамидер, минерал-ды заттар өсіп-жетілуіне кері әсерін тигізеді.Pepsi-Cola 8 түйір қанттан тұрады.Тәтті шай мен кофе ішетіндердің саны аз.Осындай газдалған сусынға тәтті болу үшін түрлі химикаттар қосылады.Газдалған сусынын көп қолдан-ған адамның аллергиясы болады, басы, асқазаны,бүйрегі ауырады және есте сақтау қабілеті жойылады. Газдалған сусындағы бояулар шөлінді баспайды, керісінше шөлдетеді. Сонынмен қоса, газдалған сусын құрамында қышқыл болғандықтан тістің эмальін жояды және тіс ауруларына шалдығады.

– Теперь поговорим о беде наших детей, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков.

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. А вы знаете, ребята, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека. У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

-Енді қатырма мен чипсы жайлы сөз қозғаймыз.

Дәмнің тәттілігі ароматизоция арқылы жасалынады.

-Балалар,сендер білесіңдер ме? Чипсыды кортоптың қабығынан алынып, оның құрамына әртүрлі пластмасс қалдығын және бояулар қосады. Бұл тағамдар адамның жүйкесіне әсер етеді. Осы зиянды тағамдарды пайдалан-ған балалардың  дәрумендері жеткіліксіз.Ғалымдардың айтуы бойынша: «Осы дәрумендердің жеткіліксіздігенен, оқушылардың оқу қабілеттігі төмендейді».

-Ребята, в состав жвачек входят подсластители, красители,ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

-Балалар, сағыздың құрамында бояулар және ароматизациялар бар. Бұрыннан белгілі,сағызды көп пайдаланушының тісінің ауруы жиелейді.

Пайдалы кеңестер бөлімшесі

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Стране Здоровья.

Чтобы попасть поскорее в Страну Здоровья, необходимо поучаствовать в конкурсах.

-Балалар, біз енді Денсаулық еліне саяхатқа шығамыз. Денсаулық еліне  тезірек жету үшін, сайысқа түсеміз.

«Дай ответ»

«Жауап бер»

1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).

Бастың ауруын және салқын тигенді жазу үшін қандай жемістер, көкөністер және өсімдіктер пайдалануға болады?  (Бүлдірген, лимон, чеснок, липа)

2) В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).

Қандай мезгілден бастап шынығу керек? (Жазда)

3) Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).

«Морждар» дегеніміз кім? (қыста суға шомылатын адамдар)

4) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).

Тырнақты неге тістеуге болмайды? (Ол әсемдікке жатпайды және тырнақтың астында микробтар бар)

5) Назовите зимние виды спорта?

Қысқы спорт түрін ата?

6) Назовите летние виды спорта?

Жазғы спорт түрін ата?

7) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).

-Өзінің жеке тарағыңды біреуге бола ма? (Жоқ, тері ауруларын жұқтырып алуы мүмкін).

Карточки.

-Вам необходимо подобрать верный вариант ответа.

-Сендерге дұрыс жауапты таңдауларың керек.

1. Зачем нужно знать свой организм?

А) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
Б) чтобы человек мог мыслить, говорить и трудиться;
В) чтобы умело использовать свои возможности.

1.Өз организмінді не үшін білуің керек?

А) денсаулығыңды сақтап және қорғауың үшін;

Б)адам өзі ойланып және еңбектену үшін;

В)өзінің жағдайыңды пайдалана білу үшін;

2. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
В) стройный, сильный, ловкий, статный.

2.Адамның денсаулығы туралы қандай жауапта айтылған?

А) мықты, қыныр емес, ұзын бойлы;

Б)бүкір,сұр,аласа;

В) тіп-тік,күшті,ыңғайлы;

12) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).

-Даладағы жабайы мысықтар мен иттерді неліктен сипалауға болмайды?

13. Назовите полезные для организма продукты. (Рыба, жевательная резинка, чипсы, кефир, напиток “Кола”, геркулес, шоколадные конфеты, морковь, лук, торты, яблоки, капуста, гречка). Давайте выберем из данного набора полезные продукты питания.

Суп, фрукты, рыба, лимонад, конфеты, булочки, сок, овощи, чупа-чупс каша, мясо, компот .

Денсаулыққа пайдалы тағамдарды ата? (Балық, сағыз,чипсы , кефир, сусын «Кола», геркулес, шоколад конфеттері, сәбіз, жуа, торт,алма,қияр, т.б)

Осының тағамдардың  ішінен пайдалы тағамдарды ата.

Көже, жеміс, балық, лимонад, конфет,булочки, шырын, көкөністер, чупа- чупс, каша, ет,компот.

– А теперь, я прочитаю свое меню, а вы скажите права я или нет (зачитываю меню, делаю ошибки.)

– Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

– Ну, а мы продолжаем нашу викторину в  страну  «Здороячков»

Игра «Отгадай зашифрованные слова-анаграммы.

КОЛОМО

РОГТВО  (МОЛОКО ТВОРОГ)

ФИРКЕ

ГУРТЙО

(КЕФИР ЙОГУРТ)

ТАНАСМЕ

ВКИСЛИ

(СМЕТАНА СЛИВКИ)

Молодцы, ребята, отгадали все зашифрованные слова. А теперь скажите, как можно назвать эти товары одним словосочетанием? (Молочные продукты). Правильно.

Қорытынды.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по Стране Здоровья. Нам пора возвращаться домой.

Надеюсь, что сегодняшнее путешествие не прошло даром, и вы многое почерпнули для себя.  Ведь “Здоров будешь – все добудешь”. Так будьте здоровы!

Әрбір адам өз денсаулығы үшін, өз өмірі ұшін өзі жауап тартады.  Сондықтан

қазірден бастап өмірдің шынайы қызығын көруге тырысу қажет. Ол үшін

салауатты өмір салтын қадағалау керек. Оның негізгі компоненттерін өздерің

де білесіңдер: дұрыс дем алу, дұрыс және рационды тамақтану, қозғалу

белсенділігі, жақсы эмоциялар, шынығу, табиғатқа деген сүйіспеншілік.

Сіздерге зор денсаулық, бақыт тілеймін!

Карточки.

-Вам необходимо подобрать верный вариант ответа.

1. Зачем нужно знать свой организм?

А) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

Б) чтобы человек мог мыслить, говорить и трудиться;

В) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

В) стройный, сильный, ловкий, статный.

Карточка

-Сендерге дұрыс жауапты таңдауларың керек.

1.Өз организмінді не үшін білуің керек?

А) денсаулығыңды сақтап және қорғауың үшін;

Б)адам өзі ойланып және еңбектену үшін;

В)өзінің жағдайыңды пайдалана білу үшін;

2.Адамның денсаулығы туралы қандай жауапта айтылған?

А) мықты, қыныр емес, ұзын бойлы;

Б)бүкір,сұр,аласа;

В) тіп-тік,күшті,ыңғайлы;

Leave a Reply

Your email address will not be published.