“Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»”


Ермолаева Оксана Николаевна

учитель русского языка и литературы Северо – Казахстанская область, р-он им. Г. Мусрепова, с. Урожайное

КГУ «Урожайная средняя школа»

Оборудование:

презентация;
кроссворд;
раздаточный материал (фрагменты текстов поэм Гомера);
опорный конспект;
выставка книг и электронных носителей информации о Гомере, его поэмах, о Троянской войне;
видеоролик «Горы Олимпа».

Цели урока:

•         активизировать полученные ранее знания о мифах;

•         познакомить учащихся  с творчеством Гомера и поэмой  «Одиссея»;

•         отрабатывать умения анализа текста произведения, умение правильно формулировать выводы, высказывать суждения;

•         создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории.

Ход урока:

Ι. Орг. момент.

ΙΙ. Постановка целей урока с помощью сценки.
1. Показ видеоролика «Горы Олимпа», ребята в нарядах древнегреческих  Богов,

показывают инсценировку под слова учителя.

Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные. Во главе их стоит царь богов и людей – могучий Зевс. Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.

Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага. В сонме бессмертных богов много детей Зевса, которые пируют вместе с ним в сияющих олимпийских чертогах.

– Ребята, а вы поняли о чем сегодня будет наш урок? (ответы учащихся)

2. Беседа о путешествиях.

– Кто из вас путешествовал?

– Как можно совершить путешествие?

– А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?

Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию – родину поэта-сказителя Гомера. Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы и узнаем много нового и интересного.

Итак, в добрый путь!

ΙΙΙ. Фронтальный опрос по пройденным темам.

–  Что такое миф?

– Как называли в Древней Греции странствующих певцов, рассказывающих мифы?

– Сколько подвигов совершил Геракл?

– Кто из олимпийских богов вам знаком? О ком вы узнали, готовясь к нашему

путешествию?

– Где живут боги?

– Главный бог Олимпа?

– Верная супруга и спутница Зевса?

– Как зовут братьев Зевса?

– Кто охраняет царство Аида?

– Что стоит у ворот входа в дворец Зевса

– Богиня красоты?

– Богиня мудрости и знаний, любимая дочь Зевса?

На доске изображение яблока и троянского коня (Слайд №2)

– Ребята посмотрите внимательно на доску, на ней изображение коня и яблока, подумайте

и скажите с каким событием ассоциируются у вас эти картинки? (ответы учащихся)

– Совершенно верно, с Троянской войной. Яблоко – раздора и Троянский конь.

– Давайте вспомним, какими годами датируется Троянская война?

– Что было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса?

–  Расскажите о яблоке раздора.

– Вспомните эпизод с Троянским конем.

– Чем закончилась Троянская война?

ΙV. Изучение нового материала.

1.      Просмотр слайдов презентации с комментарием учителя.

Ребята, после того как мы побывали на Олимпе и вспомнили мифы,  давайте отправимся на ионийско побережье Малой Азии, именно там по мнению древних биографов родился великий поэт Гомер.

Слайд 3.

Ребята! Вы готовы сегодня со мной продолжить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что – реальность. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие.

Слайд 4.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями.

Слайд 5.

О Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.

Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». О жизни и личности Гомера ничего не известно. Место рождения Гомера неизвестно. Умер на острове Иос. Традиционно Гомер изображается слепцом.

Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе поэмы «Илиада», которая была создана в VIII в. до н.э.

Итак, поэма Гомера – литературное произведение, но в ее основе – мифы Древней Греции.

Создание проблемной ситуации.

– Что же это за война? Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?

– Сформулируйте ваши предположения.

Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия.

Слайд 6.

Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове – Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героической поэме Гомера.

Слайд 7.

Вот мы и оказались в древнем городе Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми – дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем.

Слайд 8.

В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.

Слайд 9.

Но вернемся к поэме Гомера.

В ней поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в ней отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”.

Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине.

В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая (со стороны греков)

Слайд 10.

Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои.

Слайд 11.

Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга.

Слайд 12.

Когда Трою не удалось взять осадою, Одиссей (царь острова Итака, воевал на стороне греков) придумал построить деревянного коня, в котором спрятались самые храбрые греческие воины, – и он в их числе. Греки сделали вид, что уплывают, а троянцы перенесли коня внутрь города. Ночью греческие корабли незаметно возвратились, и воины бросились в ворота, открытые изнутри их товарищами. Отсюда выражение «троянский конь» – коварная ловушка. Троя пала.

Слайд 13.

До нас поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дошли благодаря переводу известного русского романтика В.А. Жуковского.

2.      Работа в группах

Класс разделён на 2 группы. Каждой группе дается отрывок из поэмы. После прочтения отрывка ребятам необходимо составить опорный план – конспект, после чего защитить его, кратко пересказав, ребятам из другой группы.

3.      Ассоциации

На доске демонстрируются эпизоды из поэм Гомера, ребятам необходимо  угадать, что это за эпизод и кратко о нем рассказать. (Слайды 14 – 18)

V. Работа в парах.

У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача – быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.

– Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? (Троя)

Сверьте ваши ответы по слайду.

Слайд 19, 20.

– Какое впечатление осталось у вас после виртуального путешествия?

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

Теперь, уже зная содержание поэмы Гомера, ее героев и их поступки, вы можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью.

(В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические.)

Рефлексия «Анкета»

VΙΙ.  Информирование о домашнем задании. Подготовить выразительное чтение  поэм Гомера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *