“Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»”
Ермолаева Оксана Николаевна
учитель русского языка и литературы Северо – Казахстанская область, р-он им. Г. Мусрепова, с. Урожайное
КГУ «Урожайная средняя школа»
Оборудование:
презентация;
кроссворд;
раздаточный материал (фрагменты текстов поэм Гомера);
опорный конспект;
выставка книг и электронных носителей информации о Гомере, его поэмах, о Троянской войне;
видеоролик «Горы Олимпа».
Цели урока:
• активизировать полученные ранее знания о мифах;
• познакомить учащихся с творчеством Гомера и поэмой «Одиссея»;
• отрабатывать умения анализа текста произведения, умение правильно формулировать выводы, высказывать суждения;
• создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории.
Ход урока:
Ι. Орг. момент.
ΙΙ. Постановка целей урока с помощью сценки.
1. Показ видеоролика «Горы Олимпа», ребята в нарядах древнегреческих Богов,
показывают инсценировку под слова учителя.
Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные. Во главе их стоит царь богов и людей – могучий Зевс. Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.
Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага. В сонме бессмертных богов много детей Зевса, которые пируют вместе с ним в сияющих олимпийских чертогах.
– Ребята, а вы поняли о чем сегодня будет наш урок? (ответы учащихся)
2. Беседа о путешествиях.
– Кто из вас путешествовал?
– Как можно совершить путешествие?
– А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?
Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию – родину поэта-сказителя Гомера. Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы и узнаем много нового и интересного.
Итак, в добрый путь!
ΙΙΙ. Фронтальный опрос по пройденным темам.
– Что такое миф?
– Как называли в Древней Греции странствующих певцов, рассказывающих мифы?
– Сколько подвигов совершил Геракл?
– Кто из олимпийских богов вам знаком? О ком вы узнали, готовясь к нашему
путешествию?
– Где живут боги?
– Главный бог Олимпа?
– Верная супруга и спутница Зевса?
– Как зовут братьев Зевса?
– Кто охраняет царство Аида?
– Что стоит у ворот входа в дворец Зевса
– Богиня красоты?
– Богиня мудрости и знаний, любимая дочь Зевса?
На доске изображение яблока и троянского коня (Слайд №2)
– Ребята посмотрите внимательно на доску, на ней изображение коня и яблока, подумайте
и скажите с каким событием ассоциируются у вас эти картинки? (ответы учащихся)
– Совершенно верно, с Троянской войной. Яблоко – раздора и Троянский конь.
– Давайте вспомним, какими годами датируется Троянская война?
– Что было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса?
– Расскажите о яблоке раздора.
– Вспомните эпизод с Троянским конем.
– Чем закончилась Троянская война?
ΙV. Изучение нового материала.
1. Просмотр слайдов презентации с комментарием учителя.
Ребята, после того как мы побывали на Олимпе и вспомнили мифы, давайте отправимся на ионийско побережье Малой Азии, именно там по мнению древних биографов родился великий поэт Гомер.
Слайд 3.
Ребята! Вы готовы сегодня со мной продолжить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.
Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что – реальность. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие.
Слайд 4.
Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями.
Слайд 5.
О Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.
Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». О жизни и личности Гомера ничего не известно. Место рождения Гомера неизвестно. Умер на острове Иос. Традиционно Гомер изображается слепцом.
Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе поэмы «Илиада», которая была создана в VIII в. до н.э.
Итак, поэма Гомера – литературное произведение, но в ее основе – мифы Древней Греции.
Создание проблемной ситуации.
– Что же это за война? Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?
– Сформулируйте ваши предположения.
Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия.
Слайд 6.
Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове – Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героической поэме Гомера.
Слайд 7.
Вот мы и оказались в древнем городе Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми – дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем.
Слайд 8.
В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.
Слайд 9.
Но вернемся к поэме Гомера.
В ней поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в ней отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”.
Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине.
В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая (со стороны греков)
Слайд 10.
Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои.
Слайд 11.
Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга.
Слайд 12.
Когда Трою не удалось взять осадою, Одиссей (царь острова Итака, воевал на стороне греков) придумал построить деревянного коня, в котором спрятались самые храбрые греческие воины, – и он в их числе. Греки сделали вид, что уплывают, а троянцы перенесли коня внутрь города. Ночью греческие корабли незаметно возвратились, и воины бросились в ворота, открытые изнутри их товарищами. Отсюда выражение «троянский конь» – коварная ловушка. Троя пала.
Слайд 13.
До нас поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дошли благодаря переводу известного русского романтика В.А. Жуковского.
2. Работа в группах
Класс разделён на 2 группы. Каждой группе дается отрывок из поэмы. После прочтения отрывка ребятам необходимо составить опорный план – конспект, после чего защитить его, кратко пересказав, ребятам из другой группы.
3. Ассоциации
На доске демонстрируются эпизоды из поэм Гомера, ребятам необходимо угадать, что это за эпизод и кратко о нем рассказать. (Слайды 14 – 18)
V. Работа в парах.
У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача – быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.
– Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? (Троя)
Сверьте ваши ответы по слайду.
Слайд 19, 20.
– Какое впечатление осталось у вас после виртуального путешествия?
VΙ. Итог урока. Рефлексия.
Теперь, уже зная содержание поэмы Гомера, ее героев и их поступки, вы можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью.
(В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические.)
Рефлексия «Анкета»
VΙΙ. Информирование о домашнем задании. Подготовить выразительное чтение поэм Гомера.