Главные и второстепенные члены предложения. Повторение


Закирова Галия Тагировна

учитель начальных классов Мамлютский район г.Мамлютка

КГУ Мамлютская школа –гимназия №1

Цель:

-знать определения главных и второстепенных членов предложения.

-уметь  находить главные  и второстепенные  члены предложения ,ставить к ним вопрос уметь разбирать предложения по членам предложения

Ход урока

Коллаборативная среда

– Представьте себе, что у Вас в руках солнечный зайчик. Он согревает ваши ладошки. Улыбнитесь ему и подарите друг, другу солнечного зайчика желая удачи.  Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока.

Деление на группы ( распространенные предложения и нераспространенные предложения )

Учащимся раздаются  предложениями ученик должен  узнать какой группе относится его предложения.

Проблема. Какая тема сегодняшнего урока?

 

«Расточитель чернил»

Ребята, послушайте стихотворение и дополните его.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Скоро всё зазеленеет,

И в полях звенит ручей.

Если солнце светит ярче,

Если стал теплее ветер.

Если птицам не до сна,

Значит, к нам пришла весна.

Кластер

Напишите как можно больше слов за 1 минуту о весне

Стадия вызова

Ребята составьте предложение со словом весна не просто составить, чтоб предложение было длинное  2-3 мин время пошло

(Например)

Мы любим весенние каникулы.

Весной  солнце осветило родной город.

Весной тает снежок на лесных пригорках.

Учитель предлагает ученикам  зачитать самое длинное предложение о весне и разобрать предложения по членам.  Так после того как разобрали предложения по членам предложения кто может сказать какая тема сегодняшнего урока?

Главные и второстепенные члены предложения. СЛАЙД

-Ребята, а что вы знаете про главные и второстепенные члены предложения я предлагаю вам

Прием “Корзина идей” И.Р

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в на картинке цветка подснежник все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  2. Обмен информацией в парах или группах.
  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

СЛАЙД

Вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными
– будем находить в предложении грамматическую основу
– разбирать предложение по членам предложения
– различать распространённые и нераспространённые предложения

-На слайде вы видите что каждое понятие написано разным цветом для того что в конце урока вы у себя в дневнике отметите в д/з один или два из этих цветов что вам нужно для себя дома повторить!

Прием “Верные и неверные утверждения” И.Р

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

-подлежащее обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что (с)делает? что (с)делают? что (с)делали? что будет делать?  и другие.(-)

-сказуемое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (-)

-главные члены предложения это подлежащее и сказуемое (+)

-подлежащее подчеркивается двумя чертами, а сказуемое одной чертой (+)

-грамматическую основу предложения составляют второстепенные члены предложения (-)

-предложение, которое состоит из главных членов – определение, дополнение или обстоятельство, называется нераспространенным (-)

– распространенное предложение имеет, кроме главных, второстепенные члены – определение, дополнение или обстоятельство

-второстепенные члены предложения это дополнение, определение, подлежащее и обстоятельство (-)

-определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы, какой?, чей? который?(+)

-второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей это обстоятельство (-)

– обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает место, время, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? как? и др.(+)  Взаимооценивание

 

игра «Зоркий глаз». ГР

Найдите  спрятанные  слова  и  вставьте  их  в  предложения.  Какими  членами  предложения  становятся  эти  слова?  Проверьте  себя,  если  прочитаете  оставшиеся буквы в обратном порядке.

 

Е Е Щ А Ж Е Л В Е Р Б А Д О П

… тихо звенела своими сережками-монетками.

Ответ: верба, подлежащее.

 

Е И Н Е Л Е Я Р К А Я Д Е Р П О

Высоко над полем летит … звезда.

Ответ: яркая, определение.

 

Е О М Д Р О Ж А Л И Е У З А К С

Листья  молодой  осины  …  от  легкого  дуновения  ветерка.

Ответ:  дрожали, сказуемое.

 

О В Т С Ь Л Е Т Я О Л Е С У Т С Б О

В … растёт могучий дуб.

Ответ: в лесу, обстоятельство.

 

Вспомни, повтори! Составь поезд ГР

Составь предложения. Найди грамматическую основу. Подчеркни главные и второстепенные члены. Подбери схему к предложению. Определи  распространённые и нераспространённые предложения

1.Туча, надвинулась, темная.                               –   _._._._._._.           ~~~~~~~~  ________

 

 

2.Гром ,по небу, раскатистый, прокатился.        – =======       ~~~~~~~~     ________

 

 

3.Свежий, ветер, над лесом, пронёсся.                –  =======       ~~~~~~~~      ________

 

4.Проливной, дождь, хлынул .                             –    _._._._._._.           ~~~~~~~~  _______

Надвинулась тёмная туча. (2 схема)
По небу прокатился раскатистый гром (4 схема)
Над лесом пронёсся свежий ветер (1 схема)

Хлынул проливной дождь (3 схема)

Взаимооценивание

 

Заполнение “слепой” таблицы.ГР. ( каждой группе раздается  листок  где «слепа таблица» нужно заполнить таблица

 

Член

предложения

Вопросы Чем выражено Что обозначает
 

 

Г

Л

А

В

Н

Ы

Е

 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 

 

Кто? Что?

существительное

местоимение

числительное

 

предмет

СКАЗУЕМОЕ

_________

Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? Глагол

 

Действие предмета
В

Т

О

Р

О

С

Т

Е

П

Е

Н

Н

Ы

Е

 

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ

 

Вопросы косвенных падежей:  кого? чего?;

Кому? Чему?

Кого? Кем? Чем? О ком? О чем?

Существительное, местоимение, числительное Предмет
 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Прилагательное, Признаки, качество, свойство предмета
 

 

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

 

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Не смотря на что? Существительное Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки

 

 

 

 

 

Защита каждой группы

Итог урока «Живой микрофон»

– Какая была тема нашего урока?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что особенно понравилось и запомнилось?

-Сегодня на уроке я узнал(а) …

-Я затруднялся …

-Самым интересным для меня было …

 

Рефлексия

Прием верные и неверные утверждения (проверяем правильно ли ответили)

Прием «Что я за птица?» предлагает учащимся оценить свои действия на уроке по следующей схеме:

Критерий

Активность

Высокая-

Средняя-

Низкая-

Материал на уроке

Усвоен хорошо-

Усвоен частично-

Усвоен слабо-

Объяснить тему товарищу

Могу сам-

Могу с подсказкой-

Затрудняюсь-

Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы.

3-5б – Вы воробей, собираете знания по зернышку. Оценка 3

6-7б – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим. Оценка 4

8-9б – Вы орел, для вас открылись тайны знаний оценка 5

Прием “Что я за птица?» Прием позволяет учащимся оценить уровень своей учебно-познавательной деятельности на уроке.

Затем учитель просит поднять руки всех «птиц» и поаплодировать друг другу.

Лесенка успеха

Лист самооценки

Домашнее задание написание синквейна со словом весна и написать эссе на тему «Главные и второстепенные члены предложения» или  «Распространенные и нераспространенные предложения»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *