Главные и второстепенные члены предложения. Повторение
Закирова Галия Тагировна
учитель начальных классов Мамлютский район г.Мамлютка
КГУ Мамлютская школа –гимназия №1
Цель:
-знать определения главных и второстепенных членов предложения.
-уметь находить главные и второстепенные члены предложения ,ставить к ним вопрос уметь разбирать предложения по членам предложения
Ход урока
Коллаборативная среда
– Представьте себе, что у Вас в руках солнечный зайчик. Он согревает ваши ладошки. Улыбнитесь ему и подарите друг, другу солнечного зайчика желая удачи. Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока.
Деление на группы ( распространенные предложения и нераспространенные предложения )
Учащимся раздаются предложениями ученик должен узнать какой группе относится его предложения.
Проблема. Какая тема сегодняшнего урока?
«Расточитель чернил»
Ребята, послушайте стихотворение и дополните его.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Скоро всё зазеленеет,
И в полях звенит ручей.
Если солнце светит ярче,
Если стал теплее ветер.
Если птицам не до сна,
Значит, к нам пришла весна.
Кластер
Напишите как можно больше слов за 1 минуту о весне
Стадия вызова
Ребята составьте предложение со словом весна не просто составить, чтоб предложение было длинное 2-3 мин время пошло
(Например)
Мы любим весенние каникулы.
Весной солнце осветило родной город.
Весной тает снежок на лесных пригорках.
Учитель предлагает ученикам зачитать самое длинное предложение о весне и разобрать предложения по членам. Так после того как разобрали предложения по членам предложения кто может сказать какая тема сегодняшнего урока?
Главные и второстепенные члены предложения. СЛАЙД
-Ребята, а что вы знаете про главные и второстепенные члены предложения я предлагаю вам
Прием “Корзина идей” И.Р
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
- Каждый ученик вспоминает и записывает в на картинке цветка подснежник все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
- Обмен информацией в парах или группах.
- Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
- Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
- Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
СЛАЙД
Вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными
– будем находить в предложении грамматическую основу
– разбирать предложение по членам предложения
– различать распространённые и нераспространённые предложения
-На слайде вы видите что каждое понятие написано разным цветом для того что в конце урока вы у себя в дневнике отметите в д/з один или два из этих цветов что вам нужно для себя дома повторить!
Прием “Верные и неверные утверждения” И.Р
Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
-подлежащее обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что (с)делает? что (с)делают? что (с)делали? что будет делать? и другие.(-)
-сказуемое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (-)
-главные члены предложения это подлежащее и сказуемое (+)
-подлежащее подчеркивается двумя чертами, а сказуемое одной чертой (+)
-грамматическую основу предложения составляют второстепенные члены предложения (-)
-предложение, которое состоит из главных членов – определение, дополнение или обстоятельство, называется нераспространенным (-)
– распространенное предложение имеет, кроме главных, второстепенные члены – определение, дополнение или обстоятельство
-второстепенные члены предложения это дополнение, определение, подлежащее и обстоятельство (-)
-определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы, какой?, чей? который?(+)
-второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей это обстоятельство (-)
– обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает место, время, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? как? и др.(+) Взаимооценивание
игра «Зоркий глаз». ГР
Найдите спрятанные слова и вставьте их в предложения. Какими членами предложения становятся эти слова? Проверьте себя, если прочитаете оставшиеся буквы в обратном порядке.
Е Е Щ А Ж Е Л В Е Р Б А Д О П
… тихо звенела своими сережками-монетками.
Ответ: верба, подлежащее.
Е И Н Е Л Е Я Р К А Я Д Е Р П О
Высоко над полем летит … звезда.
Ответ: яркая, определение.
Е О М Д Р О Ж А Л И Е У З А К С
Листья молодой осины … от легкого дуновения ветерка.
Ответ: дрожали, сказуемое.
О В Т С Ь Л Е Т Я О Л Е С У Т С Б О
В … растёт могучий дуб.
Ответ: в лесу, обстоятельство.
Вспомни, повтори! Составь поезд ГР
Составь предложения. Найди грамматическую основу. Подчеркни главные и второстепенные члены. Подбери схему к предложению. Определи распространённые и нераспространённые предложения
1.Туча, надвинулась, темная. – _._._._._._. ~~~~~~~~ ________
2.Гром ,по небу, раскатистый, прокатился. – ======= ~~~~~~~~ ________
3.Свежий, ветер, над лесом, пронёсся. – ======= ~~~~~~~~ ________
4.Проливной, дождь, хлынул . – _._._._._._. ~~~~~~~~ _______
Надвинулась тёмная туча. (2 схема)
По небу прокатился раскатистый гром (4 схема)
Над лесом пронёсся свежий ветер (1 схема)
Хлынул проливной дождь (3 схема)
Взаимооценивание
Заполнение “слепой” таблицы.ГР. ( каждой группе раздается листок где «слепа таблица» нужно заполнить таблица
Член
предложения |
Вопросы | Чем выражено | Что обозначает | |
Г Л А В Н Ы Е |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
|
Кто? Что? |
существительное
местоимение числительное |
предмет |
СКАЗУЕМОЕ
_________ |
Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? | Глагол
|
Действие предмета | |
В
Т О Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е
|
ДОПОЛНЕНИЕ
|
Вопросы косвенных падежей: кого? чего?;
Кому? Чему? Кого? Кем? Чем? О ком? О чем? |
Существительное, местоимение, числительное | Предмет |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Прилагательное, | Признаки, качество, свойство предмета | |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
|
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Не смотря на что? | Существительное | Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки |
Защита каждой группы
Итог урока «Живой микрофон»
– Какая была тема нашего урока?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что особенно понравилось и запомнилось?
-Сегодня на уроке я узнал(а) …
-Я затруднялся …
-Самым интересным для меня было …
Рефлексия
Прием верные и неверные утверждения (проверяем правильно ли ответили)
Прием «Что я за птица?» предлагает учащимся оценить свои действия на уроке по следующей схеме:
Критерий
3б
2б
1б
Активность
Высокая-
Средняя-
Низкая-
Материал на уроке
Усвоен хорошо-
Усвоен частично-
Усвоен слабо-
Объяснить тему товарищу
Могу сам-
Могу с подсказкой-
Затрудняюсь-
Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы.
3-5б – Вы воробей, собираете знания по зернышку. Оценка 3
6-7б – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим. Оценка 4
8-9б – Вы орел, для вас открылись тайны знаний оценка 5
Прием “Что я за птица?» Прием позволяет учащимся оценить уровень своей учебно-познавательной деятельности на уроке.
Затем учитель просит поднять руки всех «птиц» и поаплодировать друг другу.
Лесенка успеха
Лист самооценки
Домашнее задание написание синквейна со словом весна и написать эссе на тему «Главные и второстепенные члены предложения» или «Распространенные и нераспространенные предложения»