Групповая работа на уроках истории
Бекенева Карлыгаш Амантаевна
преподаватель истории КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса», город Щучинск
В. А. Сухомлинский писал: «Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека; и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере – мысли, т.е. на уроке». Нет смысла доказывать правоту этих слов. Обязанность преподавателя на каждом уроке – организовать деятельность студента, создать условия для его развития. Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности студентов – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности студентов. Одной из таких форм работы на уроке является групповая работа. Преимущество работы в группах – реализация принципа комфортности. Не секрет, что каждый студент, выслушивая огромное количество информации из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом затруднений:
Ø низкая речевая активность
Ø спад интереса к обсуждаемым проблемам
Ø быстрая утомляемость
Ø высокий темп
Работа в группах снимает возникающее из – за этого напряжение. Вместе с тем эти студенты учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе основной группы создаются небольшие рабочие микро – группы (3-5 студентов) для совместного выполнения учебного задания. При подготовке выступления группы принято учитывать мнения всех ее участников, а значит, каждый студент чувствует сопричастность к общему делу. Это помогает студентам научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность, не уменьшая роли других участников. Такая работа уменьшает стресс при поведении проверочных и контрольных работ: то, что студент смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал.
1. Реализация принципа минимакса.
Каждый студент во время урока может выполнить те задания, которые ему по силам, самостоятельно, а при помощи группы может справиться и с более сложными заданиями.
2. Реализация принципа деятельности.
Студент учится самостоятельно ставить цель, достигать ее и оценивать свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и экспериментировать вместе. Самое проблемное для студента – выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизация этого процесса – обсуждение внутри группы.
Эстонский ученый Х. И. Лийтмес выделяет следующие принципы групповой работы:
Ø группа разбивается на несколько микро – групп от 3 до 6 человек
Ø каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковым для всех, либо дифференцированным
Ø внутри каждой микро – группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени»)
Ø процесс выполнения задания в микро – группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками
Ø выработанные в микро – группе решения обсуждаются всей группой
Планируя любой урок, я ставлю перед собой определённую цель. Использую форму групповой работы на уроке, я преследую несколько целей:
Ø создать условия для более эффективного усвоения материала на уроке
Ø активизировать когнитивную деятельность студентов на уроке
Ø научить студентов бесконфликтному общению друг с другом (создать коллаборативную среду)
Ø в результате общения друг с другом достичь взаимопонимания
Ø учить участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию
Ø развивать творческое мышление
Ø учить самооценке, взаимооценке и самоуважению
Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:
Ø выстроить понятийное содержание урока таким образом, чтобы студенты увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией
Ø инициировать и поддерживать догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки
Ø создать для каждого студента возможность включиться в общий поиск, не только заметить, но и пережить интеллектуальную трудность и ее преодоление.
3. Этапы организации групповой работы.
На первом этапе необходимо учить студентов сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение осуществляется во фронтальной работе студентов с использованием следующих приемов:
Ø в случае затруднения при ответе, студент сам вызывает себе помощника
Ø для оценки своего ответа студент сам назначает «преподавателя»
Ø приемы несловесного общения: значки «+» – согласен, «-» – не согласен, «?» – не понял, жесты
Ø игры, развивающие умение слушать другого. Например, игра «Снежный ком»: первый студент называет какое – либо слово, другой должен повторить это слово и назвать своё, третий повторяет оба слова, названные предыдущими студентами и называет свое.
Вместе со студентами на этом этапе выводим правила работе в группе:
Ø не говорим все сразу
Ø не ссоримся, а доказываем свою точку зрения
Ø все смотрим на говорящего (преподавателя или студента)
Ø реагируем жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял)
Эти правила записаны и вывешены на стендах в классе. Обычно они могут потом дополняться.
На 2-м этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперирования для достижения лучшего результата. В этот период вспоминаем пословицы, в которых речь идет о совместном труде: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две – лучше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Анализируем удачные праздники, конкурсы, викторины, проведенные в группе. Они свидетельствуют о том, что их успех зависит от общих наших усилий, от нашего совместного творчества и дружной работы. После того как проведена подобная подготовка студентов к совместной деятельности, переходим к непосредственной систематической организации групповой работы на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой лежит усложнение деятельности студентов в группах по нескольким направлениям:
Ø усложнение видов групповой работы
Ø повышение степени самостоятельности студентов
Ø усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в группах
Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного урока, способствует развитию социально значимых отношений между преподавателем и группой студентов, студентов между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов студентов и характер межличностных отношений. Психолог Ю. Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест студентов в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый студент видел своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы студенты могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Студенты любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать!»,- говорят студенты, соединив вместе руки перед началом работы.
4. Роли в группе.
Существует много ролей, например: «Организатор» – отвечает за работу группы в целом;
«Спикер» – выступает перед группой с готовым решением группы; «Секретарь» – записывает высказанные идеи и решения; «Критик» – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; «Контролер» – проверяет, все ли поняли принятое решение. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Необходимо специально учить студентов дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов. В ходе уроков преподаватель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп), так и негативные (задача – обнажить, заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу вывести и осознать нормы и правила взаимодействия. Они являются средством предотвращения обид и других неприятностей. Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения демонстрирую сама (разыгрываю типичные ситуации, не называя имен студентов, в чьих работах они наблюдались). Варианты «негативных» образцов:
Ø задания с выходом на вопрос: «Сумели ли студенты друг с другом договориться, прийти к единому мнению?»
Ø задания с выходом на вопрос: «Что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по – честному и дружно?»
Ø задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства; нельзя навязывать свою точку зрения
Ø задания-ловушки, которые являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.
Можно выделить несколько типов заданий – ловушек:
Ø задания – ловушки, различающие ориентацию студента на задачу и ориентацию на действия учителя. Задаю вопрос и, работая вместе с группой, присоединяюсь к неверному студенческому ответу или сама даю неверный ответ. Студентам предоставляется выбор: либо сразу повторить мой ответ, либо попробовать ответить самостоятельно;
Ø задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданиям преподавателя;
Ø ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.
Задания – ловушки строю так, чтобы с неизбежностью разделить группу на микро – группы, высказывающие разные точки зрения.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю. Он должен хорошо владеть дисциплиной студентов. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения преподавателя. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность студентов. Надо тщательно следить за ходом сотрудничества студентов в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Преподаватель должен выступать в роли «арбитра» во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии, знать, какое положение занимают в группах студенты с низкими учебными возможностями. Необходимо побуждать студентов к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновение разных точек зрения. Использование на уроках формы групповой работы убедило меня в следующем:
Ø углубляется понимание учебного материала, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;
Ø меняется характер взаимоотношений между студентами: исчезает безразличие, появляются теплота, человечность;
Ø сплоченность группы резко возрастает, студенты начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
Ø растет самокритичность, студенты более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
Ø студенты приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
И в заключении, хочу сказать, что в отношении групповой формы работы мнения моих студентов и моё личное совпадают, мы продолжим так работать, ставя перед собой новые цели и стремясь к их успешной реализации.