Критериальное оценивание, как фактор формирования учебно – познавательной деятельности учащихся.


Газизова Роза Амангельдеевна
преподаватель Торгайского гуманитарного колледжа им.Н.Кулжановой

Развитие  общеобразовательных  процессов  в  современном  обществе,

огромный  опыт  педагогических  инноваций,  результаты  психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Качество обучения в школе находиться в непосредственной

зависимости  от  педагогической  технологии,  которая  должна  быть  принята

для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.

Система  оценивания, воплощая  в себе принципы, которые  положены воснову  образовательного  процесса,  в  целом  должны  являться  главным интегрирующим  фактором  школьного  образовательного  пространства, основным  средством  диагностики  проблем  обучения  и  осуществления обратной связи [1].На  протяжении  многих  десятилетий  оценивание  заключалось  в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

·        отсутствуют  четкие  критерии  оценки  достижения  планируемых

результатов обучения понятные учащимся,родителям и педагогам;

·        педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний

класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

·        отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении

конкретных  элементов  знаний,  умений,  навыков  по  отдельным  разделам

учебной  программы,  что  не  позволяет  определить  индивидуальную траекторию  обучения  каждого  ученика,  слабое  развитие  ключевых компетенций[2];

·        отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе

обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

 

Таким  образом,  мы  видим,  что  пятибалльное  оценивание  является

инструментом  абсолютной  власти  учителя,  закрепляя  и  воспроизводя авторитарный  подход  к  образованию,  согласно  которому  учитель  –непререкаемый  авторитет,  носитель  истины,  что  конечно,  далеко  не  всегда

соответствуетдействительности.

Критериальное  оценивание  –  это  процесс,  основанный  на  сравнении

учебных  достижений  учащихся  с  четко  определенными,  коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,

соответствующими  целям  и  содержанию  образования,  способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся[3]:

Функции критериального оценивания:

• обучающая

• контролирующая

• развивающая

• воспитывающая

• диагностическая

• мотивационная

Задачи критериального оценивания

·        определение  уровня  подготовки  каждого  ученика  на  каждом  этапе

учебного процесса;

·        анализ  достижения  учениками  краткосрочных  целей  и  результатов

обучения в соответствии с учебной программой;

·        мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной

траектории развития ученика;

·        мотивирование  учащихся  на  устранение  имеющихся  пробелов  в

усвоении учебной программы;

·        дифференцирование  значимости  оценок,  полученных  за  выполнение

различных видов деятельности;

·        мониторинг  эффективности  учебной  программы;

 

·        обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для

выявления  особенностей  организации  учебного  процесса  и  усвоения учебного материала.

Практическая значимость

·        оценивается только работа учащегося;

·        работа  учащегося  сравнивается  с  образцом  (эталоном)  правильно

выполненной  работы,  который  известен  учащимся  заранее;

·        учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может  определить  уровень  своей  работы  и  информировать  родителей;

·        оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Содержание критерия

·        Знание и понимание

Учащийся  демонстрирует  знание  и  понимание  изученного  материала,

способен  применять  полученные  знания  в  стандартных  и  измененных

ситуациях

·        Исследование.

Учащийся  исследует  какую-либо  задачу,  применяя  математические

методы,  находит  закономерности,  описывает  с  помощью  языка  математики

взаимосвязь между ними.

·        Коммуникация

Учащийся  способен  передавать  информацию,  используя,

соответствующую  научную  терминологию,  условные  обозначения.

·        Рефлексия

Учащийся  размышляет  о  правильности  и  рациональности  выбранного

метода решения.

Учителям необходимо:

·        Разработать  критерии,  способствующие  получению  качественных

результатов;

·        Иметь  оперативную  информацию  для  анализа  и  планирования  своей

деятельности.

·        Улучшить качество преподавания;

·        Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с

учетом его индивидуальных особенностей;

·        Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

·        Вносить  предложения  по  совершенствованию  содержания  учебной

программы.

Ученикам:

·        использовать  многообразие  стилей  обучения,  типов  мыслительной

деятельности  и  способностей  для  выражения  своего  понимания;

·        знать  и  понимать  критерии  оценивания  для  прогнозирования  результата, осознавать критерии успеха.  •  участвовать  в  рефлексии,  оценивая  себя  и  своих  сверстников;

·        использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

·        Получать доказательства уровня обученности ребенка;

·        Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

·        Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Технология  критериального  оценивания  способствует  снижению школьной  тревожности  ученика,  а  учителя  избавляет  от  бремени  «судьи  в

последней  инстанции»,  способствует  формированию  у  учащихся  навыков:

самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Таким  образом,  мы  видим,  что  критериальное  оценивание   имеет большую  мотивацию  к  активной   учебно-познавательной  деятельности учащихся  и  в  сравнении  со  старой  системой  оценивания  имеет  следующие

преимущества:

Формирующее (текущее) оценивание;

Констатирующее (итоговое) оценивание;

Определение  текущего  уровня  усвоения  знаний  и  навыков  в  процессе повседневной работы в классе. Формирующие  оценки не  влияют на  итоговые оценки, и это  позволяет снять  страх  у  учащихся  перед  ошибками,  которые  неизбежны  при первоначальном усвоении материала;

Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;

Отметки,  выставленные  за  констатирующие  работы,  являются  основой для  определения  итоговых  отметок  по  курсу  за  отчетные  периоды.

При  критериальном  оценивании  нет  условий  для  сравнения  себя  с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Литература

1.  Концепция  12-  летнего  среднего  общего  образования  в  Республике

Казахстан. Астана, 2010. 27 с.

2.  Национальный  план  действия  по  развитию  функциональной грамотности школьников на 2012  –  2016 годы:  Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.

3. http://moodle.nis.edu.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *