Критериальное оценивание, как фактор формирования учебно – познавательной деятельности учащихся.
Газизова Роза Амангельдеевна
преподаватель Торгайского гуманитарного колледжа им.Н.Кулжановой
Развитие общеобразовательных процессов в современном обществе,
огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Качество обучения в школе находиться в непосредственной
зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята
для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.
Система оценивания, воплощая в себе принципы, которые положены воснову образовательного процесса, в целом должны являться главным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи [1].На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
· отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых
результатов обучения понятные учащимся,родителям и педагогам;
· педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний
класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
· отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении
конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам
учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, слабое развитие ключевых компетенций[2];
· отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе
обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Таким образом, мы видим, что пятибалльное оценивание является
инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель –непререкаемый авторитет, носитель истины, что конечно, далеко не всегда
соответствуетдействительности.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении
учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,
соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся[3]:
Функции критериального оценивания:
• обучающая
• контролирующая
• развивающая
• воспитывающая
• диагностическая
• мотивационная
Задачи критериального оценивания
· определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе
учебного процесса;
· анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов
обучения в соответствии с учебной программой;
· мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной
траектории развития ученика;
· мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в
усвоении учебной программы;
· дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение
различных видов деятельности;
· мониторинг эффективности учебной программы;
· обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для
выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.
Практическая значимость
· оценивается только работа учащегося;
· работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно
выполненной работы, который известен учащимся заранее;
· учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
· оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Содержание критерия
· Знание и понимание
Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала,
способен применять полученные знания в стандартных и измененных
ситуациях
· Исследование.
Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические
методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики
взаимосвязь между ними.
· Коммуникация
Учащийся способен передавать информацию, используя,
соответствующую научную терминологию, условные обозначения.
· Рефлексия
Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного
метода решения.
Учителям необходимо:
· Разработать критерии, способствующие получению качественных
результатов;
· Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей
деятельности.
· Улучшить качество преподавания;
· Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с
учетом его индивидуальных особенностей;
· Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
· Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной
программы.
Ученикам:
· использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной
деятельности и способностей для выражения своего понимания;
· знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха. • участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
· использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
· Получать доказательства уровня обученности ребенка;
· Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
· Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в
последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков:
самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
Таким образом, мы видим, что критериальное оценивание имеет большую мотивацию к активной учебно-познавательной деятельности учащихся и в сравнении со старой системой оценивания имеет следующие
преимущества:
Формирующее (текущее) оценивание;
Констатирующее (итоговое) оценивание;
Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала;
Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды.
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Литература
1. Концепция 12- летнего среднего общего образования в Республике
Казахстан. Астана, 2010. 27 с.
2. Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы: Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
3. http://moodle.nis.edu.kz