«Обучение детей старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности»
Нехорошева Галина Васильевна
заместитель директора по учебной работе КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата города Усть-Каменогорска
Малыш смотрел куда – то поверх наших голов.
Мы оглянулись и увидели сосну, которая росла у речки.
Мы видели ее много раз, но никому не приходило в
голову, что хвоя похожа на траву и что
на всех деревьях листья, а на этом травка…
В. А. Левин
Стремление к познанию и открытию поддерживается у наших воспитанников каждым педагогом детского сада. Мы учим маленьких друзей присматриваться к живому и неживому окружающему миру, подмечать в нем интересное, рассказывать родителям и сверстникам об увиденном.
На протяжении многих лет коллектив нашего детского сада работает над развитием исследовательских способностей детей.
В каждой возрастной группе создана и широко применяется опытно – экспериментальная мини – среда, которая стимулирует исследовательскую деятельность (функционирует центр «Юный исследователь»), в котором дети проводят опыты с водой, почвой, растением, воздухом. Дети имеют бесконечно много возможностей для экспериментирования, конструктивной деятельности, общения. Исследовательская работа помогает им найти ответы на возникающие вопросы: «Где живет электричество?», «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?», «Для чего нужен язык?», обобщить полученные знания, сложить их в систему и самое главное, суметь рассказать, поделиться со сверстниками и взрослыми. Традицией стало проведение защиты информационных, исследовательских, опытнических проектов: «Как сделать клей?», «Откуда хлеб пришел», «Пышные пироги» и др.
Педагоги со своими воспитанниками ведут работу над
эколого – краеведческой программой «Экологические сказки», которые включают в себя: экологические эксперименты с окружающей природой, растениями, насекомыми, животными. На собраниях «Юных исследователь» дети делятся выводами, полученными в процессе исследований и наблюдений, просматривают картины, книги, обсуждают телепередачи.
С интересом дети осуществляли посев семян помидоров, гороха, фасоли, огурцов и цветочных культур, с нетерпением ожидая результатов своей работы. Наши дети могут взглянуть на этапы роста и развития растения, так как они увидели первые нежные всходы, с любовью ухаживали за каждым слабым растением, бережно высаживали рассаду на грядки и радовались плодам своего труда.
Воспитанниками предшкольных групп изучается природа и фауна ВКО. На основе их исследовательских работ, созданы альбомы, в которых представлены разделы: заповедники ВКО, птицы, животные и растения, занесенные в «Красную книгу», интересные факты из жизни животных и растений.
Большое значение в обучении детей исследовать, наблюдать, имеет семейное воспитание, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников, даем родителям возможность «погружения» в жизнь нашего учреждения, непосредственного участия в исследовательской деятельности. Наш опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей мы успешно решаем задачи формирования умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, становления личности.