«Обучение детей старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности»


Нехорошева Галина Васильевна
заместитель директора по учебной работе КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата города Усть-Каменогорска

Малыш смотрел куда – то поверх наших голов.

Мы оглянулись и увидели сосну, которая росла у речки.

Мы видели ее много раз, но никому не приходило в

голову, что хвоя похожа на траву и что

на всех деревьях листья, а на этом травка…

В. А. Левин

            Стремление к познанию и открытию поддерживается у наших воспитанников каждым педагогом детского сада. Мы учим маленьких друзей присматриваться к живому и неживому окружающему миру, подмечать в нем интересное, рассказывать родителям и сверстникам об увиденном.

На протяжении многих лет коллектив  нашего детского сада  работает  над развитием исследовательских способностей детей.

В каждой возрастной группе создана и широко применяется опытно – экспериментальная мини – среда, которая стимулирует исследовательскую деятельность (функционирует центр «Юный исследователь»), в котором дети проводят опыты с водой, почвой, растением, воздухом. Дети имеют бесконечно много возможностей для экспериментирования, конструктивной деятельности, общения. Исследовательская работа помогает им найти ответы на возникающие вопросы: «Где живет электричество?», «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?», «Для чего нужен язык?», обобщить полученные знания, сложить их в систему и самое главное, суметь рассказать, поделиться со сверстниками и взрослыми. Традицией стало проведение защиты информационных, исследовательских, опытнических проектов: «Как сделать клей?», «Откуда хлеб пришел», «Пышные пироги» и др.

Педагоги со своими воспитанниками ведут работу над

эколого – краеведческой программой «Экологические сказки», которые включают в себя: экологические эксперименты с окружающей природой, растениями, насекомыми, животными. На собраниях «Юных исследователь» дети делятся выводами, полученными в процессе исследований и наблюдений, просматривают картины, книги, обсуждают телепередачи.

С интересом дети осуществляли посев семян   помидоров, гороха, фасоли, огурцов и цветочных культур, с нетерпением ожидая результатов своей работы.  Наши дети могут взглянуть на этапы роста и развития растения, так как они увидели первые нежные всходы, с любовью ухаживали за каждым слабым растением, бережно высаживали рассаду на грядки и радовались плодам своего труда.

Воспитанниками предшкольных групп изучается  природа и фауна ВКО. На основе их исследовательских работ, созданы альбомы, в которых представлены разделы: заповедники ВКО, птицы, животные и растения, занесенные в «Красную книгу», интересные факты из жизни животных и растений.

Большое значение в обучении детей исследовать, наблюдать, имеет семейное воспитание, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников,  даем родителям возможность «погружения» в жизнь нашего учреждения, непосредственного участия в исследовательской деятельности. Наш опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей мы успешно решаем задачи формирования умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, становления личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *