Электронные образовательные ресурсы в преподавании гуманитарных дисциплин

Турарова Эльмира Мерхатовна 
преподаватель гуманитарных дисциплин Учреждение «Медицинский колледж «Семей», г.Семей

Главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления студентов, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для её решения недостаточно только учебника, хрестоматии, традиционной деятельности учителя по управлению процессом обучения. В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды (телевидение, Интернет, компьютерные программы), сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные учёные-обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации утрачивают своё прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Чтобы поддержать интерес к процессу обучения, исключить кризис в процессе обучения и способствовать успешному формированию личности востребованной современным обществом необходимо использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Одно из основных направлений внедрения ЭОР в образовательный процесс – использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам. Например, в 2011 году Национальным центром информатизации были разработаны 468 ресурсов по истории Казахстана прошедшие апробацию в школах и колледжах. С целью обеспечения качества электронного обучения и использования лучшего мирового образовательного опыта АО «Национальным центром информатизации», Евразийским национальным университетом имени Л.Н.Гумилева», «НИИ математики и механики» было разработано 7043 ЦОРа и ЭОР по дисциплинам школ и колледжей.

Применение ЭОР  на уроках гуманитарных дисциплин способствует:

–  овладению каждым учащимся знаниями на минимальном базовом уровне;

–  формированию  умения самостоятельно работать с информацией;

–  стимулированию познавательного интереса к предметам;

– осуществлению практической подготовки к экзамену.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путём организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. Важно использование ЭОР для повышения познавательной активности учащихся, усиление мотивации учебной деятельности, повышение результативности труда учителя, изменение отношения к уроку и учебному предмету, внедрение инновационных информационных технологий в преподавании, рост профессиональной и личностной компетентности учителя и ученика.

Применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается с технологией развивающегося обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. При современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий даёт хорошие результаты в рамках личностно-ориентированного обучения. Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребёнка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок с учётом этих требований. Например, в преподавании истории Казахстана и всемирной истории имеет большое значение использование наглядных пособий, которыми являются исторические карты, иллюстративный материал, аудио и видео материалы. Использование наглядных пособий позволяет создать у учащихся достоверный образ эпохи, сформировать личностное отношение к историческим деятелям, способствует развитию образного мышления. В связи с этим возникает необходимость в значительном количестве иллюстративного, аудио и видеоматериала. Поэтому, появление компьютерных программ, электронных энциклопедий и учебников, содержащих значительное количество аудио, видео и иллюстративных материалов, отвечающих современным требованиям, стало замечательным подспорьем в преподавании предметов.

Можно классифицировать ЭОР по  следующим направлениям:

–                      по технологии создания

•      текстографические ресурсы –  отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера.

•      мультимедиа ЭОР –  ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания.

•      по среде распространения и использования

–   Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет http://e-history.kz/ru/scorm

–   Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать,  инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета

–   ресурсы для «электронных досок»

•      по содержанию

–   учебники

–   электронные справочники и словари

–   викторины

•      по принципу реализации

–      мультимедиа-ресурсы

–      презентационные ресурсы [1].

В колледже у преподавателей гуманитарных дисциплин имеются электронные пособия: карты по истории Казахстана, всемирная история в схемах и таблицах для 10-11 класса, а также презентации, выполненные в Power Point и др.

Комбинированный, мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися не просто информации, а информации в форме образов, обеспечивает интерес к  получению более глубоких знаний. Нужно обязательно помнить о том, что необходимы перерывы и обязательно живое слово учителя, которое будет играть в процессе урока ключевую роль.

Использование ИКТ, в том числе презентаций Microsoft Power Point. целесообразно применение ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла в связи с потребностью в большей наглядности обучения. В преподавании истории использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы исторических эпох и исторических личностей, формировать более целостные представления о прошлом человечества. Благодаря использованию возможностей ИКТ  формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации, что особенно важно на уроках истории.  Большинство современных мультимедийных программ рассчитано на индивидуального пользователя. Использование презентаций на уроках является для студентов  и преподавателей нетрадиционной формой урока, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. На уроках –  презентациях, возможно, компенсировать слабые стороны электронных учебных пособий. По нормативам применение технических средств обучения на уроках не должно превышать 15-25 минут в зависимости от возрастной группы учащихся. Презентация позволила решить проблему комплексности средств обучения на уроках истории. Использование презентации позволяет успешно чередовать различные виды деятельности: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Использование разнообразных средств обучения делает уроки более яркими, запоминающими.

Информация, полученная из СМИ, в отличие от учебной, обладает рядом привлекательных для подростка свойств. Во-первых, она эмоционально окрашена; во-вторых, актуальна; в-третьих, не обязательна. Важной является задача формирования способности студентов анализировать содержание сообщений СМИ. Работа с информацией из СМИ предполагает умение ориентироваться в средствах информационных технологий, отслеживать, сохранять, оценивать и использовать информацию, понимать её скрытый смысл, цели и направленность информационных потоков.  Использование материалов СМИ может выполнять некоторые дидактические функции, связанные с формированием и проверкой следующих умений:

– находить требуемую информацию в различных источниках;

– систематизировать информацию по заданным признакам;

– собирать и систематизировать тематическую информацию;

– аргументировать собственные высказывания;

– находить ошибки в получаемой информации и вносить исправления;

– воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против».

Конкретные формы работы с материалами СМИ в значительной степени определяются уровнем подготовки учащихся. Новые  информационные технологии, в частности возможности передачи по сети Интернета текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, создают огромные возможности их использования в педагогическом процессе. Специфика новых информационных технологий состоит в том, что они представляют пользователю – учителю и учащимся – громадные возможности выбора источников получения разнообразной информации (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев).

Следует иметь в виду, что не вся информация, представленная в Интернете, является достоверной. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещённого на нём: государственная организация, частная компания или частное лицо. Поэтому решающая роль остаётся за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов сети Интернета в профессиональное образование. Обширная информация, представленная в сети Интернета, может быть использована для подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся историков, выдержки из документов, схемы и таблицы можно скопировать на компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Материалы сети Интернета можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении отдельных разделов и тем можно рекомендовать учащимся обратиться к материалам соответствующих сайтов для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение. Учащиеся периодически получают задания, связанные с поиском информации в сети Интернета.

При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. Происходит внедрение компьютерной техники в процесс обучения. Компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться в современном мире. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность учащегося первоначально в образовательной среде, а впоследствии и в сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, меняются отношения «учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества, партнёрства, что также приводит к формированию личности способной не только к поиску и творчеству, но и плодотворному общению и толерантности в отношениях с людьми [1].

Информационные технологии предполагают гибкость мышления, широту восприятия, умение пользоваться разнообразными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученные из разных источников сведения. Использование информационных технологий в проектной деятельности учащихся будет способствовать не только выработке данных умений и навыков, необходимых в учебной, а затем и в профессиональной деятельности, но помимо этого приведёт к росту самооценки, уверенности в своих силах, формированию личности, востребованной в условиях информационного общества.

 

Список литературы.

1.     Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2007г.

2.     http://lms.nci.kz/history

3.     http://e-history.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.