Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы


 Опря Анастасия Ивановна
 учитель музыки  КГУ СШ №21, г.Петропавловск

Урок – это зеркало общей

и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора

и эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым жизненный опыт. О таких ситуациях говорят «извлек урок». Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством. Что стоит за словом « музыка», когда мы говорим об уроке?

Музыкальное искусство в жизнедеятельности человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остается неизменным при любых условиях ее существования. Однако различные ситуации жизнедеятельности человека определяют различное содержательное истолкование самого понятия «музыка». Так, например, не является идентичным содержание музыки в ситуации, когда мы находимся в концертном зале и слышим ее звучание со сцены в исполнении оркестра, и в ситуации, когда видим это слово в школьном расписании, где так обозначен один из школьных учебных предметов.

Само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает ее содержание, понимает авторский замысел, ощущает ее смысловые оттенки. Такой урок состоялся благодаря усилиям самого человека, его внутренней потребности в общении с музыкой, где он сам «извлекает» урок из музыки. Музыка может остаться и как факт звучания, без какого-либо целенаправленного ее восприятия. Такой урок музыки тоже может быть, он исполнен его автором, организовать, организатором. И первая, и вторая ситуация может произойти как в концертном зале, так и в школе.

Уроки музыки можно различать не только по их конечному результату, но и по месту их проведения. Музыкальное образование представлено широкой сетью учреждений, где могут проводиться уроки музыки. Это может быть на телевидении, в радиоэфире, в концертных залах и музеях. Уроки музыки проводятся в стенах школы. Они могут состояться в актовом зале, в студии, в классе. Согласно месту их проведения, они будут уроками музыки в школе, но не все они являются школьными уроками. Как отличить урок в школе от школьного урока?

Особенность школьного урока музыки объясняется не столько местом его проведения, сколько требованиями, которым он должен отвечать. Эти требования являются едиными для всей системы школьного образования. В соответствие с такой установкой урок музыки, как и урок математики или литературы, является школьной учебной дисциплиной.

Школьный урок музыки это урок, который является частью целостного образовательного процесса. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные  требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Реализация содержания школьного урока связывается с активностью каждого из субъектов образовательного взаимодействия, учитывающего особенности и потребности целостного человека.

В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается как «процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому поколению», результатом которого должно стать приобщение в музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как «целенаправленное педагогическое воздействие на человека».

Такой взгляд на характер музыкального воспитания в школе является непродуктивным. Он не соотносится как с современными тенденциями человекоориентированного образования, так и с особенностями восприятиями музыки, при котором индивидуальный фактор является определяющим. Непродуктивным он является и потому, что ребенок так и не осваивает тех способов взаимодействия с музыкой, а значит, сужается круг возможностей для его самореализации, самовыражения. Учитель же, либо начинает воспитывать ребенка искусством, декларируя перед ним чуждые ему авторитетные мнения, либо учить искусству, больше заботясь при этом о значении музыкальной культуры, чем о самом ребенке.

Реализовать современные дидактические стратегии в музыкальном образовании возможно, опираясь на основные положения гуманитарно-деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объектами, его наполняющими, другими людьми.

Взаимосвязь человека и музыки это особая реальность, имеющая закономерности, которые проявляются в таких ее параметрах, как бинарность, целостность, динамичность.

Взаимосвязь человека с миром и с музыкой в частности, бинарна, двойственна по своей природе и может рассматриваться одновременно и как действенная, активная, творческая, преобразующая, и как созерцательная, рефлексирующая, размышляющая.

Целостность в восприятии человека раскрывается с двух позиций. Первая – обусловлена его субъект-субъектными взаимосвязями. Координатами такого восприятия человека являются различные аспекты ег проявления: человек-индивид, человек-индивидуальность, человек-личность. Вторая позиция определяет человека как целостность в его субъект-объектной взаимосвязи. В отношении кс искусством человек не всегда противостоит своему объекту. Само отношение может быть неразрывной целостностью, которое предстает как своеобразный диалектический процесс. Музыкальное произведение может предстать перед исполнителем, слушателем как объективный и завершенный «мир». Чтобы преодолеть это отчуждение, субъект должен вначале «уйти от себя», чтобы погрузиться в мир объекта, затем вновь вернуться к себе. В процессе преодоления себя человек осваивает новые отношения с действительностью, приобретает новые качества, что и обуславливает его развитие.

Динамичность человека в его взаимосвязи с музыкой обусловлена тем, что в каждом конкретном моменте, акте своих действий он предстает не как застывшая биологическая сущность и психологическая форма, а как постоянно изменяющаяся целостность.

Педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой. Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Содержанием музыкального воспитания в современном школьном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Все способы взаимодействия в совокупности представляют деятельное бытие ребенка на уроке музыки. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека.

Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.

В традиционной системе музыкального образования музыкальная деятельность рассматривается как формы реализации программного содержания. В числе этих форм выделяют слушание, пение, движение под музыку и т.д. Их рассматривают как ту непосредственную причину, которая определяет требования, как к учителю, так и к учащимся. Дети поют, играют, слушают, выполняя эти действия как требования, пришедшие извне. При этом их способности, возможности «подгоняются» под эти требования. Собственно детей можно разделить на поющих и гудошников, музыкальных и немузыкальных, способных и неспособных.

В современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, как субъект и объект в музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую и должен учитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *