«Инновационные технологии в речевом развитии детей»


Идрисова Айгуль Асылхановна
КМҚК №134 «Гауһар» орыс тілі маманы

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.

Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого, была поставлена цель развития речи: последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.

Основные задачи развития речи заключаются в следующем:

– воспитывать звуковую культуру речи;

– развивать и накапливать словарный запас детей;

– формировать грамматический строй речи, её связность при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Творчески применяю современные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование. В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным. Мною разработаны перспективные планы, конспекты занятий, в которых учитываются требования к развитию всех сторон речи. Разработала серию занятий и организовала работу по ним:

– обучать детей новым речевым формам;

– способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности.

Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной жизни, в интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разработала с учетом бесспорной аксиомы, что создало интерес к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников.

При обучении составлению рассказов по картине серии сюжетных картинок соблюдаю следующие правила:

-использую на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;

– включаю в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;

– после прослушивания рассказов сверстников предлагаю выбирать другим детям лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;

– перед выполнением задания обязательно делаю установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.

– поощряю детей, которые выполняют данное требование;

– всегда предлагаю четкий план рассказа, если он необходим;

-для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаю детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

– во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаю детям разные варианты, рекомендованные методикой.

– занятие завершаю игрой развивающего характера.

– необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.

Широко применять в работе с детьми ТРИЗ, именно данная технология способствует овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря системе в работе можно развивать, умственны способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе.

Я уже сейчас веду работу по формированию навыков совместной учебной деятельности и буду её продолжать в дальнейшем. Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу владел такими сложным умением, как рассказыванием.

Список литературы:

1.     Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – С 34-35

2.     Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008. – С. 12-18

3.     Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004. – С.43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *