Интегрированный урок на тему «Современное прочтение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Нурлыбекова Лаура Карамановна
Преподаватель русского языка и литературы
Государственное коммунальное казенное предприятие «Колледж №5» управления образования Южно-Казахстанской области
Цели урока:
Обучающая: Анализ романа, составление характеристики системы образов.
Развивающая: Организовать исследовательскую деятельность учащихся;
построение конструктивного диалога.
Воспитательная: Воспитание чувства уважения к старшим и самоут-
верждения личности.
Тип урока: интегрированный урок (время проведения 90 минут)
Межпредметные связи: история, живопись, музыка
Наглядное пособие к уроку: портрет писателя, иллюстрационный материал,
словарь литературоведческих терминов, опорная схема, сборник произведений, презентация по роману.
Оборудование: интерактивная доска
Структура урока
І. Организация урока (2-3 мин)
– Позитивный настрой учащихся. Готовность группы к уроку. Включённость учеников в учебный процесс. Формирование целевых установок урока и плана работы на уроке.
– Психологическая минутка «Давайте создадим друг другу настроение».
(Проводит педагог-психолог коледжа Сарсенбаева А.Т.)
ІІ. Опрос по домашнему заданию (7-10 мин)
– Обзор творческого пути И.С.Тургенева.
– Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык».
ІІІ. Изучение нового материала и проверка понимания изученного
– Сообщение темы урока, демонстрация её на Слайде №1.
Слово преподавателя:
– Давайте вспомним, что такое роман? (Теория литературы)
Роман – эпический жанр, в котором ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются картины общественной жизни, изображается жизнь героев в его многообразии и в столкновении. (Слайд №2)
– Опрос по заданиям опережающего характера:
1) Сколько романов в творческом наследии писателя?
– Работа по опорной схеме «Романы И.С.Тургенева» (Слайд №3)
· «Рудин» (1856 г.)
· «Дворянское гнездо» (1859 г.)
· «Накануне» (1860 г.)
· «Отцы и дети» (1862 г.)
· «Дым» (1867 г.)
· «Новь» (1877 г.)
2) Когда был написан роман «Отцы и дети» и какая Россия изображена
в романе? Крепостническая или послекрепостническая?
3) Назовите документ, свидетельствующий отмену крепостного права в России. (Манифест от 19 февраля 1861 года Александра ІІ)
4) Чьей памяти посвящен роман «Отцы и дети»?
5) Где впервые был напечатан роман «Отцы и дети»?
6) Почему роман был встречен противоречивыми откликами общественности?
7) О чем свидетельствуют слова Тургенева? «Судя по охватившей меня со всех сторон апатии, – это будет, вероятно, последнее произведение моего красноречивого пера. Пора натягивать одеяло и спать».
8) О чем роман «Отцы и дети»?
Это роман о столкновении «отцов», т.е. уходящего в историю класса русского дворянства и «детей», т.е. новое поколение демократической молодежи.
– Интегрированный этап урока. Преподаватель истории Нурашева Р.Е. рассказывает о важных исторических событиях в России в 60-х годах ХІХ века. (межпредметная связь)
– Слово преподавателя: Почему свое произведение автор назвал «Отцы и дети»? Какой смысл заложен в этих словах?
Ответы:
– Противоречия между демократами и либералами (социальная проблема).
– Вечный конфликт поколений (нравственная проблема).
Поэтому сегодня мы будем рассматривать тему романа в двух аспектах:
· «Отцы и дети» – это социальный роман.
· «Отцы и дети» – это семейный роман, поднимающий нравственные проблемы семьи. (Слайд №4)
– Система образов в романе: Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, Василий Иванович Базаров, Арина Власьевна.
– Конструктивный диалог на тему «Отцы и дети» – это социальный роман». (Аналитик: преподаватель рус. яз. и лит-ры Бозаева Ж.А.)
– Слово преподавателя Нурлыбековой Л.К.:
1) Современники И.С.Тургенева считали, что «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Почему?
2) Учащиеся подготовили определение понятию «нигилист» (Слайд №5)
Словарная работа. Что такое «нигилист»?
– «Нигилизм» – (от лат. сл. ничто) – учение, отрицающее все прекрасное.
– Аркадий Кирсанов: «Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
– Николай Петрович: Нигилист – это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово обозначает человека, который … который ничего не признает?
– Павел Петрович: Скажи: который ничего не уважает.
Речь идет о Базарове. «Что такое Базаров»? (Слайд №6)
– Вопросы и мнения учащихся для конструктивного диалога:
1) Почему Тургенев изображает Базарова нигилистом?
2) Я считаю, что Аркадий Кирсанов и Базаров, хотя и принадлежат одному поколению, абсолютно разные. Так почему они вместе? И можно ли их назвать друзьями?
3) Павел Петрович Кирсанов с первой встречи невзлюбил Базарова. Это справедливо?
4) В названии романа автор использует прием антитезы, т.е. противопоставления. Может автор в названии романа уже хотел показать основной конфликт поколений?
5) Мне показалось, что Аркадий только на словах поддерживает Базарова, который занимается наукой, а на самом деле он «сибаритствовал», т.е. жил красиво в свое удовольствие. Чем тогда отличается Аркадий от своего дяди Павла Петровича, который всю свою жизнь был сибаритом?
– Чтение отрывка из романа (сцена спора между Базаровым и Павлом Петровичем о народе и его предназначении стр. 199-200)
6) Между Базаровым и Аркадием происходит раскол отношений, когда Базаров узнает о том, что Аркадий решил жениться и устроить свою личную жизнь. Что значат слова Базарова? «Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич. Нам других подавай! Нам других ломать надо!»
7) Человеку дано право любить и быть любимым. Почему же Базаров боится своей любви к Одинцовой? Да и Одинцову пугает этот человек.
– Слово преподавателя:
Тургенева называют мастером создания женских образов. Понятие «тургеневские женщины» вошло в обиход речи. Каждый год традиционно на Родине писателя проходит конкурс «Тургеневские женщины». В чем заключается его мастерство, как вы считаете? (Ответы учащихся)
Выводы по первому конструктивному диалогу: (Слайд №7)
Для поколения «детей»:
– легче жить все отрицая и критикуя, отрицание логики;
– необходимо ломать, все «старое очистить», а строить будут другие;
– человек, уважающий себя, не должен сидеть сложа руки;
– аристократы – это не русский народ.
Для поколения «отцов»:
– человек без принципов – это безнравственно;
– разрушая, надо строить;
– в аристократах развито чувство собственного достоинства;
– русский народ живет верой.
– Поэтическая минутка «Вновь перечитывая знакомые страницы…»
– Конструктивный диалог на тему «Отцы и дети» – это семейный роман, поднимающий нравственные проблемы семьи».
(Аналитик: преподаватель спецпредметов Валитова Л.М.)
– Слово преподавателя:
В сюжете романа затрагиваются проблемы двух семей: Кирсановых и Базаровых. Давайте заглянем в семейные отношения и в проблему воспитания детей, взаимоотношения с родителями. Ваше мнение.
– Вопросы и мнения учащихся для диалога:
1) В романе говорится, что Базаров не виделся с родителями почти три года. Не успев приехать домой, рано утром бежит заниматься своими опытами. Что для него важнее? Работа или встреча с родителями?
2) Почему рядом с родителями Базарова одолевает тоска?
Диалог Базарова и Аркадия из романа. (стр. 209-210)
3) Аркадий как сын очень любит своего отца и дядю тоже. Аркадий с пониманием относится к любовным делам своего отца. Он же не осуждает связь отца с Фенечкой. Значит в отличие от Базарова он – любящий сын?
4) Почему-то у меня родители Базарова вызывают чувство жалости и мне немного больно, когда я вижу холодное отношение Евгения к своим родителям. Разве он этого не понимает? Ведь он единственный их сын.
(чтение диалога Базарова с отцом из текста романа)
Выводы по второму конструктивному диалогу: (Слайд №8)
Для поколения «детей»:
– Аркадий считает, что родителей надо любить;
– по мнению Базарова отношения с родителями вызывают скуку.
Для поколения «отцов»:
– чувство гордости за своих детей;
– умение прощать им все;
– любить детей такими, какие они есть.
ІV. Обобщение и систематизация знаний (5-7 мин)
– Слово преподавателя: Дети в любом возрасте нуждаются в родительской заботе и любви.А здесь, в колледже, вашим родителем является ваш куратор Жумадилла Г.К. Давайте послушаем ее мнение. Спасибо, что пришли.
– Слово преподавателя:
– Предлагаю прослушать песню «Помолимся за родителей».
– Музыкальная пауза. Просмотр клипа к песне Сосо Павлиашвили «Помолимся за родителей».
– Какое чувство вызвала у вас эта песня? (Ответы учащихся)
– Мы познакомились с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети» с социальной и семейной позиции. И хочется сказать в конце нашего урока, чтобы каждый из вас дорожил любовью и заботой своих родителей и близких, потому что, пока они с нами, нет счастливее нас. Оставайтесь надолго детьми.
V. Задание на дом и выставление оценок (1-2 мин)
– Подготовить выступление в защиту одной из сторон «отцов» или «детей».
– Творческое задание: «Мой финал романа».
VІ. Рефлексия (2-3 мин)
Рефлексивные вопросы:
· Что на уроке было трудным?
· Что в изученном материале, для вас самое главное?
· Что на уроке было легким?
· Чем был интересен урок?
– Слово преподавателя: Спасибо всем за участие на уроке.