Интегрированный урок на тему «Современное прочтение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

 Нурлыбекова Лаура Карамановна
 Преподаватель русского языка и литературы
Государственное коммунальное казенное предприятие «Колледж №5» управления образования Южно-Казахстанской области

Цели урока:

Обучающая: Анализ  романа, составление  характеристики системы образов.

Развивающая:  Организовать исследовательскую деятельность учащихся;

построение конструктивного диалога.

Воспитательная:  Воспитание чувства уважения к старшим и самоут-

верждения личности.

Тип урока: интегрированный урок (время проведения 90 минут)

Межпредметные связи: история, живопись, музыка

Наглядное пособие к уроку: портрет писателя, иллюстрационный материал,

словарь литературоведческих терминов,  опорная схема, сборник произведений,  презентация по роману.

Оборудование: интерактивная доска

Структура урока

І. Организация урока (2-3 мин)

– Позитивный настрой учащихся. Готовность группы  к уроку. Включённость учеников в учебный процесс. Формирование целевых установок урока и плана работы на уроке.

– Психологическая минутка «Давайте создадим друг другу настроение».

(Проводит педагог-психолог  коледжа Сарсенбаева А.Т.)
ІІ. Опрос по домашнему заданию (7-10 мин)

–  Обзор творческого пути  И.С.Тургенева.

–  Чтение наизусть стихотворения  в прозе «Русский язык».

ІІІ. Изучение нового материала и проверка понимания изученного

– Сообщение темы урока, демонстрация её на Слайде №1.

Слово преподавателя:

– Давайте вспомним, что такое роман? (Теория литературы)

Роман – эпический жанр, в котором ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются картины общественной жизни, изображается жизнь героев в его многообразии и в столкновении. (Слайд №2)

–         Опрос по заданиям опережающего характера:

1)    Сколько романов в творческом наследии писателя?

–         Работа по опорной схеме «Романы И.С.Тургенева» (Слайд №3)

·         «Рудин» (1856 г.)

·        «Дворянское гнездо» (1859 г.)

·        «Накануне» (1860 г.)

·         «Отцы и дети» (1862 г.)

·        «Дым» (1867 г.)

·        «Новь» (1877 г.)

2)    Когда был написан роман «Отцы и дети» и какая Россия изображена

в романе? Крепостническая или послекрепостническая?

3)    Назовите документ, свидетельствующий отмену крепостного права в России. (Манифест от 19 февраля 1861 года Александра ІІ)

4)    Чьей памяти посвящен роман «Отцы и дети»?

5)    Где впервые был напечатан роман «Отцы и дети»?

6)    Почему роман был встречен противоречивыми откликами общественности?

7)    О чем свидетельствуют слова Тургенева? «Судя по охватившей меня со всех сторон апатии, – это будет, вероятно, последнее произведение моего красноречивого пера. Пора натягивать одеяло и спать».

8) О чем роман «Отцы и дети»?

Это роман о столкновении «отцов», т.е. уходящего в историю класса русского дворянства и «детей», т.е. новое поколение демократической молодежи.

–         Интегрированный этап урока. Преподаватель истории Нурашева Р.Е. рассказывает о важных исторических событиях в России в 60-х годах ХІХ века. (межпредметная связь)

–         Слово преподавателя: Почему свое произведение автор назвал «Отцы и дети»? Какой смысл  заложен в этих словах?

Ответы:

–         Противоречия между демократами и либералами (социальная проблема).

–         Вечный конфликт поколений (нравственная проблема).

Поэтому сегодня мы будем рассматривать тему романа в двух аспектах:

·        «Отцы и дети» – это социальный роман.

·        «Отцы и дети» – это семейный роман, поднимающий нравственные проблемы семьи. (Слайд №4)

–         Система образов в романе: Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, Василий Иванович Базаров, Арина Власьевна.

–         Конструктивный диалог на тему «Отцы и дети» – это социальный роман». (Аналитик: преподаватель рус. яз. и лит-ры Бозаева Ж.А.)

–          Слово преподавателя  Нурлыбековой Л.К.:

1)    Современники И.С.Тургенева считали, что «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Почему?

2)    Учащиеся подготовили определение понятию «нигилист» (Слайд №5)

Словарная работа.  Что такое «нигилист»?

– «Нигилизм» – (от лат. сл. ничто) – учение, отрицающее все прекрасное.

– Аркадий Кирсанов: «Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

– Николай Петрович: Нигилист – это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово обозначает человека, который … который ничего не признает?

– Павел Петрович: Скажи: который ничего не уважает.

Речь идет о Базарове. «Что такое Базаров»? (Слайд №6)

–         Вопросы  и мнения учащихся для конструктивного диалога:

1) Почему Тургенев изображает Базарова нигилистом?

2) Я считаю, что Аркадий Кирсанов и Базаров, хотя и принадлежат одному поколению, абсолютно разные. Так почему они вместе? И можно ли их назвать друзьями?

3) Павел Петрович Кирсанов с первой встречи невзлюбил Базарова. Это справедливо?

4) В названии романа автор использует прием антитезы, т.е. противопоставления. Может автор в названии романа уже хотел показать основной конфликт поколений?

5) Мне показалось, что Аркадий только на словах поддерживает Базарова, который занимается наукой, а на самом деле он «сибаритствовал», т.е. жил красиво в свое удовольствие. Чем тогда отличается Аркадий от своего дяди Павла Петровича, который всю свою жизнь был сибаритом?

– Чтение отрывка из романа (сцена спора между Базаровым и Павлом Петровичем о народе и его предназначении стр. 199-200)

6) Между Базаровым и Аркадием происходит раскол отношений, когда Базаров узнает о том, что Аркадий решил жениться и устроить свою личную жизнь.  Что значат слова Базарова? «Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич. Нам других подавай! Нам других ломать надо!»

7) Человеку дано право любить и быть любимым. Почему же Базаров боится своей любви к Одинцовой? Да и Одинцову пугает этот человек.

– Слово преподавателя:

Тургенева называют мастером создания женских образов. Понятие «тургеневские женщины» вошло в обиход речи. Каждый год  традиционно на Родине писателя проходит конкурс «Тургеневские женщины». В чем заключается его мастерство, как вы считаете? (Ответы учащихся)

Выводы по первому конструктивному диалогу: (Слайд №7)

Для поколения «детей»:

–         легче жить все отрицая и критикуя, отрицание логики;

–          необходимо ломать, все «старое очистить», а строить будут другие;

–         человек, уважающий себя, не должен сидеть сложа руки;

–         аристократы – это не русский народ.

Для поколения «отцов»:

–         человек без принципов – это безнравственно;

–         разрушая, надо строить;

–         в аристократах развито чувство собственного достоинства;

–         русский народ живет верой.

–         Поэтическая минутка  «Вновь перечитывая знакомые страницы…»

–         Конструктивный диалог на тему «Отцы и дети» – это семейный роман, поднимающий нравственные проблемы семьи».

(Аналитик: преподаватель спецпредметов Валитова Л.М.)

–         Слово преподавателя:

В сюжете романа затрагиваются проблемы двух семей: Кирсановых и Базаровых.  Давайте заглянем в семейные отношения и в проблему воспитания детей, взаимоотношения с родителями. Ваше мнение.

–         Вопросы  и мнения учащихся для диалога:

1)    В романе говорится, что Базаров не виделся с родителями почти три года. Не успев приехать домой, рано утром бежит заниматься своими опытами. Что для него важнее? Работа или встреча с родителями?

2)    Почему рядом с родителями Базарова одолевает тоска?

Диалог Базарова и Аркадия из романа. (стр. 209-210)

3)    Аркадий как сын очень любит своего отца и дядю тоже. Аркадий с пониманием относится к любовным делам своего отца. Он же не осуждает связь отца с Фенечкой. Значит в отличие от Базарова он –  любящий сын?

4)    Почему-то у меня родители Базарова вызывают чувство жалости и мне немного больно, когда я вижу холодное отношение Евгения к своим родителям. Разве он этого не понимает? Ведь он единственный их сын.

(чтение диалога Базарова с отцом из текста романа)

Выводы по второму конструктивному диалогу: (Слайд №8)

Для поколения «детей»:

–         Аркадий считает, что родителей надо любить;

–         по мнению Базарова отношения с родителями вызывают скуку.

Для поколения «отцов»:

–         чувство гордости за своих детей;

–         умение прощать им все;

–         любить детей такими, какие они есть.

ІV. Обобщение и систематизация знаний (5-7 мин)

–         Слово преподавателя: Дети в любом возрасте нуждаются в родительской заботе и любви.А здесь, в колледже, вашим родителем является ваш куратор Жумадилла Г.К. Давайте послушаем ее мнение. Спасибо, что пришли.

–         Слово преподавателя:

– Предлагаю прослушать песню «Помолимся за родителей».

– Музыкальная пауза. Просмотр  клипа к песне  Сосо Павлиашвили «Помолимся за  родителей».

– Какое чувство вызвала у вас эта песня? (Ответы учащихся)

– Мы познакомились с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети» с социальной и семейной позиции. И хочется сказать в конце нашего урока, чтобы каждый из вас дорожил любовью и заботой своих родителей и близких, потому что, пока они с нами, нет счастливее нас. Оставайтесь надолго детьми.

V. Задание на дом и выставление оценок (1-2 мин)

–         Подготовить выступление в защиту одной из сторон «отцов» или  «детей».

–         Творческое задание: «Мой финал романа».

VІ. Рефлексия (2-3 мин)

Рефлексивные вопросы:

·         Что на уроке было трудным?

·         Что в изученном материале, для вас самое главное?

·         Что на уроке было легким?

·         Чем был интересен урок?

–         Слово преподавателя: Спасибо всем за участие на уроке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.