«Национальные символы как средство формирования абстрактного мышления» научная статья


Мороз Екатерина Ивановна
учитель математики ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»

 «Кто хочет ограничиться настоящим, без

знания прошлого, тот никогда его не поймет»

Лейбниц.

Современному мыслящему человеку все яснее становится истина – национального самоопределения невозможно достичь, не изучая своего прошлого, не зная своих корней. В статье 37 Конституции Республики Казахстан говорится: «Граждане РК обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [1]. Перед молодым поколением стоит благородная цель, поставленная президентом РК, в его «Послании народу Казахстана» 4.04.2003 г. – сохранение культурно-исторического наследия страны[2]. В своем Послании президент конкретизирует цель программы «Культурное наследие», указывая  на необходимость создать целостную систему изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев. Президент Казахстана опубликовал в “Егемен Казахстан” программную статью “Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру”. В программной статье “Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру” Президент говорит о необходимости перехода казахского языка на латиницу. “В первую очередь необходимо начать постепенный переход казахского языка на латинский алфавит. Мы готовились к этому процессу с начала обретения независимости”, – пишет Президент. “Казахский язык берёт свое начало с VI-VII веков, когда на материке Евразия появилась древнетюркская руническая письменность, известная в истории как орхоно-енисейская письменность. Это один из древнейших алфавитов в истории человечества. В V-XV веках тюркский язык был языком межнационального общения на большей части материка. К примеру, официальные документы и международные письма и сообщения Золотой Орды были написаны на древнетюркском языке. После внедрения ислама рунические записи постепенно начали исчезать, и вместо них появилась арабская вязь. С Х до ХХ века, в течение 900 лет на территории современного Казахстана использовали арабский алфавит. В 1929 году 7 августа центральный исполнительный комитет КазССР и президиум совета народных комиссаров КазССР приняли постановление о внедрении “Единого тюркского алфавита” на основе латиницы. Латинский алфавит использовали с 1929 по 1940 годы. В 1940 году 13 ноября был принят закон “О переводе казахского языка с латинского алфавита на алфавит на основе русской графики”, – излагается в статье история развития казахской письмености. “Таким образом, каждый раз перевод казахского языка на тот или иной алфавит был инициирован исключительно в политических целях”, – пишет Президент. Глава государства напомнил, что в 2012 году в декабре в стратегии “Казахстан 2050” он заявлял о том, что к 2025 году республика должна перейти на латиницу. “Это означает, что с этого времени мы должны использовать латиницу во всех сферах жизнедеятельности государства. С 2025 года деловая документация, периодическая печать, учебники, – всё должно выходить уже на латинском алфавите. Это время уже подходит, и мы должны незамедлительно приступить к этой работе. Правительство должно подготовить график перехода на латиницу”, – написал Президент в статье в газете “Егемен Казахстан”. В переходе на латинский алфавит есть своя логика, считает Президент. По его мнению, это связано с особенностями внедрения современных технологий и коммуникаций, научных и образовательных процессов в XXI веке. “Английский язык дети учат уже в начальной школе и знакомы с латинскими буквами. Поэтому для нового поколения переход не составит труда”, – уверен Нурсултан Назарбаев. Президент определил, что к концу 2017 года в тесном взаимодействии с учёными и всеми представителями общественности необходимо принять единый стандарт нового казахского алфавита и графики. “В 2018 году необходимо приступить к подготовке специалистов для обучения новому алфавиту и начать готовить учебники на латинице. В следующие два года мы должны провести организационные и методические работы”, – написал Президент. Из программной статьи Н.Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»

Если мы на мировой арене хотим быть независимой и ни на кого не похожей нацией, нам необходимо начать реализацию проекта «Казахстанская культура в современном мире». Мир должен узнать нас не только через черное золото или важные внешнеполитические инициативы, а также через культурные достижения.

А рассказать о них миру и станет возможным после перехода на латинскую письменность. К этому страна шла с момента приобретения независимости. В переходе на латинский алфавит есть глубокий смысл, отмечает Нурсултан Назарбаев. В первую очередь это связано с особенностями внедрения современных технологий и коммуникаций, а также с научным и образовательным процессом в 21 веке.

Раскрывая тему символики и прикладного искусства казахов и других народов как средство формирования абстрактного мышления необходимо обратить взгляд молодых казахстанцев в прошлое для того, чтобы построить будущее, одухотворенное светом истины. Овладение определенными мыслительными операциями невозможно отделить от процесса обучения. Обучающиеся при изучении предметов часто сталкиваются с понятиями, несущими в себе тайный смысл. Это хоть в математике, хоть в истории. А абстрактное мышление осуществляется на основе понятий, оно обладает самой высокой проникающей в суть действительности возможностью. Задача учителя приоткрыть тайную завесу исследовать и расшифровать значение символов для глубокого и всестороннего восприятия культуры народов  и в частности казахов.

Следовательно, традиция должна быть вплетена в систему преподавания и учения не в качестве отдельных этнографических элементов, играющих роль национального символа, а необходимо ее целостное овладение, что позволяет познать теснейшую связь народного искусства с жизнью, истории республики, истории народов, способствует мировоззренческому и нравственно-эстетическому развитию молодого поколения. По нашему мнению, синтез науки и искусства непрерывного образования находит свое выражение в формировании функции изменении структуры и человеческого мышления, что приводит к появлению значительных явлений культуры преподавания и учения. Духовное общение людей через искусство, науку и систему нравственных и эстетических ценностей постоянно расширяет границы непосредственного личного опыта и, делая этот процесс непрерывным, человек бесконечно обучается, совершенствуется, познает новое. Поэтому культура в обществе, культурность человека должны быть главными в контексте устойчивого развития нашего отечества. Любые футурологические прогнозы интеллектуального развития человека теряют смысл вне культурного контекста. Приумножение интеллектуального, нравственного потенциала, культуры народа является поистине решающим фактором сохранения идентичности Казахстана, его развития в третьем тысячелетии.

Абстрагирование — это особый прием мышления, мысленное отвлечение от некоторых несущественных свойств изучаемого объекта и выяв­ление существенных для данного исследования свойств.

Любые математические объекты — это результат вы­деления из предметов и явлений окружающего мира особых ко­личественных и пространственных свойств и отношений и абстра­гирования от всех других свойств. Следовательно, математи­ческие объекты реально не существуют, нет в окружающем нас мире геометрических точек, фигур, чисел и т. д. Все они созданы человеческим умом в процессе исторического развития людей и существуют лишь в мышлении человека и в тех знаках и сим­волах, которые образуют математический язык. Поэтому говорят, что математические объекты — это идеальные объекты, отража­ющие (описывающие) реальные объекты. Обратите внимание еще на одну особенность математических объектов. При их образовании мы не только отвлекаемся от многих свойств соответствующих предметов, но и приписываем им такие свойства, которыми никакие реальные предметы не об­ладают. Так, например, образуя такой математический объект, как прямая линия, мы в соответствующих предметах (край ли­нейки, стола, луч света, нить и т.д.) не только абстрагируемся от всех их свойств, кроме свойства протяженности, но и припи­сываем такое свойство, как неограниченная протяженность в обоих направлениях, хотя никакой из указанных реальных предметов таким свойством не обладает. Точно так же никакая совокупность реальных предметов не является бесконечной, а вот множество натуральных чисел бесконечное, или никакой предмет не явля­ется бесконечно раздробленным, а вот число — размер этого предмета, мы считаем бесконечно раздробляемым, т. е. число можно делить на  какое угодно большое число частей,  и т. д.

Если в полную меру использовать психолого-педагогические возможности национальных символов, то уроки математики и геометрии не только расширят свои возможности формирования абстрактного мышления учащихся, но и его этнокультурное сознание. В законе Республики Казахстан «О правах ребенка в РК» в статье 34 «Приобщение к национальной и мировой культуре» говорится, что «государство обеспечивает детям возможность приобщения истории традициям и духовным ценностям народа Казахстана и достижения мировой культуры» [21]. Очень много символического в культуре казахов глубокий и неоднозначный символ несет в себе само слово «казах», символичны движения и линии орнамента, элементы юрты – жилища казахов, формы архитектурных сооружений. Мы часто сталкиваемся в процессе изучения истории с понятием, несущими в себе тайный смысл. Попробуем приоткрыть эту тайную завесу, расшифровать значения символов для глубокого и всестороннего восприятия истории и культуры казахов.

Образование этнонима «қазақ», не раз становилось объектом исследований [22] .Мы выделяем в этом слове три части: «қа», «з», «ақ». Сразу же бросается в глаза зеркальная отраженность первой и последней частей: «қа» – «ақ». Четкое деление на три пронизывают всю структуру мировой культуры как символ триединства мира и космоса.  «Қа» и «ақ» – это «инь» и «янь» китайской философии, высшая и низшая сферы. «З» – наполняет и соединяет две части, обозначив свернутое время, свернутое пространство ,которе в развернутом виде представляет в словах, обозначающих скорость, стремительность, а значит, время и пространство: «зыту» – «вскочить», «зымырау» – «стремительно мчаться». Только триединство дает гармонию. «Ақ» соответствует началу мира, Творцу сознания. «Ақ» (белое) –  это и есть мать, рождающая и дающая движение, и потому «ақ бата» – «белое благословение» связано с материнским началом. «Қа» соответствует открытой структуре жизни, образованию неба, высшего мира. «З» – соответствует чаше сознания, двум половинкам мозга, земному разуму. Весь этноним как число «три», объединяясь в целое, четвертое, в этноним «қазақ» становится универсальным символом всего живого. Стихия огня – небо запечатлелось и в семантике «қа», а состояние безжизненности в «ақ», потому и цвет траура белый, что признает факт безжизненности, предначала, а черный цвет платка символизирует несогласие, горечь раннего ухода, так как соотносится с последующим этапом возникновения жизни огнем-солнцем. Итак мы видим, что этноним «қазақ» прочитывается как космологическое сознание, философское видение мира и себя. Этноним «қазақ» оказался системой символов, отразивших единство человека и космоса. Этноним «қазақ» – история народа и заранее заданная модель жизни, форма существования.

Форма сферического жилья – юрты – связана с географическими условиями места обитания – степью, также как четырехугольная форма избы могла возникнуть только среди деревьев [23]. Параллель стволов деревьев создала обусловленную форму квадрата, так как в лесу небо никак не может быть круглым, оно только прямое. Треугольные вигвамы повторяют острую геометрию скал, гор (сакли), ледников (чумы). Сфера юрты является маленькой копией сферы небосвода над степью. Так просто и логично решались древними все проблемы: экологические, психофизические, эстетические, географические, мировоззренческие. Не разрушать природу, а входить, вписываться в нее, принимая ее законы – вывод простой и гениальный. И древние оказались правы: повторение окружающего ландшафта было и самым экономичным, удобным, практичным.

Итак, математика изучает особые идеальные математические объекты, которые образуются путем сложной мыслительной дея­тельности людей в процессе познания количественных свойств и отношений, а также пространственных свойств и форм предметов и явлений окружающего мира.

Поэтому первое, чему надо учиться в математике,— это уме­нию в процессе изучения каких-то предметов или явлений для решения задач по определению количественной стороны или про­странственных соотношений этих предметов или явлений обра­зовывать, создавать математические объекты.

Использование знаков с соответствующими правилами связи между ними значительно облегчает процесс мышления с его операциями соотнесения. Оперировать символами гораздо легче, чем предметами или даже чувственными образами. Способность к использованию символов в качестве заместителей категорий объектов дает человеку огромные преимущества перед другими животными в приспособлении к окружающему миру.

История развития математики дает богатый материал, подтверждающий материалистические источники происхождения математики. Знакомство с такими историческими сведениями может осуществляться на уроках, внеклассных мероприятиях. Математика представляет собой результат отражения и научного обобщения действительного мира [34].

Ни одна наука невозможна без абстракции, с помощью которой создаются понятия – важнейшая основа науки, но в математике абстрагирование достигает высокого качественно нового уровня, в чем, как указывает  В. Г. Болтянский, сила математики[35]. Общенаучный характер абстракции не только не исключает математического абстрагирования, но и подчеркивает его специфику. Данная специфика выражается в способности сравнительно быстро и легко отделять математические свойства и отношения от нематематических, в способности к предельному абстрагирования – идеализации, в результате которого появляются идеализированные математические объекты и их отношения [36]. «Живое содержание понятия, как правило, шире и богаче его сжатого словесного определения – ведь оно формулируется не определением, а всем опытом общественной жизни и практической деятельности людей, всей системы ассоциаций, образов, аналогий даже эмоций, связанных с данным предметом, «явлением» [37]. Раскрывая тайный смысл символов, обучающиеся расширяют свои знания по предметам.

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать без этнопедагогики. Народная педагогика – это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высоко развитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Каждый учитель должен помнить об этом.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной  педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда – величайшая из педагогик. Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа.

Народная культура в воспитании представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Если учитель это понимает, то он всегда сможет построить учебный процесс так, чтобы на уроках решались и образовательные, и воспитательные задачи. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также национальных символов, произведений литературы, орнамента, живописи и т.д. сердцевиной этнопедагогики, душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

Список использованной литературы

1       Конституции Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.

2       Н. А. Назарбаев «Послание народу Казахстана»  4.04.2003

3       Немов Р. С. «Психология. Общие основы психологии». Книга I, М.,  2007, Мышление 243-304

4       Теплов Б. М. Практическое мышление, хрестоматия по обей психологии: Психология мышления, М., 1981, с 147

5       Выготский Л. С. Собрание сочинений, Развитие речи и мышления, т. 3 ,М., 1983, с.254-273

6       Гальперин П. Я., Котик Н. Р. «К психологии творческого мышления», Вопросы психологии, 1982 ,№5 с. 80-84

7       Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» в 2 т. ,т.1. М., 1989 ,с. 360-400.

8       Рубинштейн С. Л. «О природе мышления и его составе» Хрестоматия по общей психологии: психология мышления, М., 1981, с 73.

9       Немов Р. С. «Психология. Общие основы психологии». Книга I, М.,  2007, Мышление, с 279

10  Лук А. Н. «Психология творчества», М., «Наука», 1978

11  Фридман Л.М. «Учитесь учиться математике». Книга для учащихся, М., Просвещение, 1985

12  Оганесян В. А., Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л., Саннинский В. Я. Методика преподавания математики в средней школе, М., Просвещение 1980, с. 54

13  Рубинштейн С. Л. «О мышлении и путях его исследования», М., 1958

14  Арнхейм Р. «Визуальное мышление», хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М. ,1981 с 98

15  Пиаже Избранные психологические труды. Психология интеллекта, генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. Формирование мышления ,с 173-210

16  Гальперин П. Я., Котик Н. Р. «К психологии творческого мышления», Вопросы психологии, 1982 ,№5 с. 273

17  Розов М.Х. Гуманитарная математика в высшем образовании.-2003-№1

18  Глейзер Г. И.  «История математики в школе», IV-VI  классы, М., Просвещение 1981, с. 12-18

19  Лосев А. Ф. «Логика символов» – В кн.: Контекст 1972. Литературно-теоретические исследования. – М. Наука, 1973, с 182-217.

20  Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство, с 131.

21  Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», ст. 34, с. 14

22  Каракузова Ж. К. ,Хасанов М. Ш. «Космос казахской культуры», Алматы-Евразия, 1993, с. 51

23  Каракузова Ж. К. ,Хасанов М. Ш. «Космос казахской культуры», Алматы-Евразия, 1993, с. 16

24  Столяр А. Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания.— В кн.: Ранние формы искусства.— М.: Искусство, 1972.

25  Токарев С. А. Андре Леруа-Гуран и его труды по этнографии и археологии.— В кн.: Этнологические исследования за рубежом.— М.: Наука,  1973, с. 202.

26  К. Ибраева «Казахский оранмент», Алматы «Өнер» 1994, с. 42-82

27  Хлопин И. Я. Изображение креста в древне земледельческих культурах Южной Туркмении. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР (КСИА).— М., 1962т вып, 91.

28  Сарианиди В. И. Древние земледельцы Афганистана.— М.: Наука, 1977, с.99.

29  Пасечная Л. С., Коваленко О. В., Рабочая тетрадь по истории Казахстана «Государственные символы Республики Казахстан», Костанай 2001.

30  Закон Республики Казахстан «Об образовании», 7 июня 1999 года, ст. 8

31  «Математика в школе» №1 2007, Открытый урок Практическая работа «Карта звездного неба» (Е. А. Добрина, О. А. Савина, г. Елец)

32  Учебник для 9 классов общеобразовательных школ, Физика и астрономия, Алматы Мектеп 2009, с. 136-138

33  Омирбекова М. Ш. «Традиционная культура казахов», Алматыкітап 2004, с. 7-54

34  Рогановский Н. М. Методика преподавания математики в средней школе, Минск, Высшая школа, 1990, с. 16

35  В. Г. Болтянский, Ленинская теория познания и проблемы школьного математического образования, «Математика в школе» 1981, №2

36  Метельский Н. В. Пути совершенствования обучения математике, Минск, «Университетское», 1989.

37  И. Грекова, Знание – сила, 1978, №8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *