Урок математики во 3 классе. Тема: «Закрепление случаев деления многозначного числа на однозначное»


Киреева Елена Ильинична
учитель начальных классов/дефектолог Казахстан, Карагандинская область, г. Балхаш, КГУ “Областная специальная школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями в развитии”

Урок: математика.

Класс: 3

Тема:  Закрепление случаев деления многозначного числа на однозначное.

Задачи: 1) Учить делению многозначного числа на однозначное число, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя. Закреплять знание таблицы умножения и деления, решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.

2) Развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, беглость счёта, умение рассуждать. Отрабатывать навыки правильного и грамотного ответа на вопрос. Совершенствовать вычислительные навыки.

3)Воспитывать культуру общения, чувство коллективизма, уважение к обычаям и традициям казахского народа.

Ход занятия:

I.Орг. момент.

Звучит музыка домбры.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручки и тетрадки?

Есть девиз у нас такой:

«Всё, что нужно под рукой!»

II. Целепологание.

Ребята, сегодня наш урок будет необычным, на котором  мы с вами будем учиться делить многозначные числа на однозначное, закрепим решение задач на нахождение времени и расстояния и узнаем много интересного о национальных традициях, обычаях, играх казахского народа.

III. Устный счет.

1)Логическое задание.

Справившись с первым заданием нашего урока, вы узнаете, чем славились в

Казахстане народные мастера.

Среди мешков только в одном мешочке есть информация об изделии мастеров

Казахстана.

Внимание!

С одной стороны этого мешка нет мешка в клеточку, а с другой нет мешка

в полосочку.

2)Работа с математическим рядом.

Посмотрите, что было в этом мешочке. На нашем ковре кроме узоров еще есть цифры.

-Что вы можете сказать о этих числах? Что общего в этих числах?

(четные)

– Найдите лишние число. ( 10) Почему?(двухзначное)

– Назовите соседей числа 6 (5и7)

– Назовите число кот. Стоит после ч. 8(9)

– Назовите число кот. Стоит перед ч. 10.(9)

А теперь давайте дополним наш ковер математическими числовыми выражения

–  Выберете выражение значения, кот. Равно 6 (8-2)

-Найдите выражения, где сумма чисел=9 (5+4)

-Значение произведения равно 10? (10*1)

-Значение частного равно 7. (21: 3)

8-2

10-2

5+4

3+4

5*5

14:7

21:7

10*1

·         Назовите компоненты.

·         Как называются выражения с которыми мы работали?(числов.)

·         Почему?

3)Задача.(устно)

Народные мастера славились не только расшиванием  ковров, но и изготовлением украшений из серебра и золота. (показ слайда)

А теперь решим задачу.

Один мастер изготовил 70 браслетов, а другой в 10 раз меньше. Сколько браслетов изготовил второй мастер?

7 Почему? (70:10=7)

IV. Каллиграфическая строка.

-Что вы знаете об этом числе.

(однозначное, нечетное, как мы можем это число получить?)

А вот у казахского народа это число является священным. С этим числом связан праздник наурыз. В этот праздник принято готовить праздничное блюдо « наурыз коже», оно  готовится из 7 компонентов, есть такое понятие, как « семь ценностей». Это вещи, которыми пользуются в повседневном быту. К ним относятся казан, конь, собака, беркут, ружьё, мельница, книга.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, каллиграфическая строка.

7

Увеличьте на 7(14), уменьшите на 7 (0), увеличьте в 7 раз (49), уменьшите в 7 раз (1).

7  14  0  49   1

1 вариант: расставьте эти числа в порядке возрастания

7  14  0  49   1   0  1  7  14  49

2 вариант: расставьте эти числа в порядке убывания

7  14  0  49   1  49  14  7   10

Чтение многозначных чисел.

Давайте прочитаем многозначные числа в разрядах, которых есть цифра 7:

1720                   38756           775824            40234          520721

– Назовите наибольшее число в этом ряду.

V. Тема урока.

Итак, решим примеры на сложение и вычитание,  в этих примерах нам встретится наша цифра 7, выполнив правильно задание, вы узнаете о казахской национальной игре.

2724+3848=6572                                32845+39276=72121

4247-2368=1879                                 53204-27575=25629

– Как вы думаете, какой из ответов был бы лишним в нашем ряду?

(последний, нет цифры 7)

А теперь расставьте ответы в данном порядке, поставьте букву вместо цифр и скажите название какой, игры у вас получилось?

1879
6572
7212
25629
Қ
ы
з
у
1879+6572+72121

1879+25629+25629

Қыз қуу.  (показ фильма)

Қыз қуу – догнать девушку. Это национальная игра, по условиям которой джигит верхом на лошади старается догнать девушку-всадницу. Если ему удаётся её догнать, то он целует девушку. Потом джигит скачет назад, спасаясь бегством, если девушка догоняет его, то бьёт его камчёй по спине.

Новая тема.

Вот сейчас мы и проверим, кто в нашем классе окажется победителем в этой игре. Победителем будет считаться тот, кто правильно решит числовые выражения, проговаривая поэтапно его решение. А как вы это будите делать, я вам сейчас покажу.

12681:3=4227

2 ученика решают  с проговариванием:

1356:6=226

3764:4=941

Самостоятельная работа (закрепление).

2658: 3=886

-Кто первый выполнит задание встаёт со своего места.

Физминутка.

Оң қолымда 5 саусақ

Сол қолымда 5 саусақ

Қосып едім екеуін

Болып шықты 10 саусақ?

VI.Решение задач.

Перед вами ряд чисел. Что вы заметили? Какое число должно стоять вместо вопроса?

1-4-7 ?     10 ай          9 он

2-4-6 ?      8 тыс         7 выр

Прочитайте, какое слово у нас получилось? Айтыс состязание поэтов и острословов в устной и песенной форме. Айтыс способствовал проявлению и развитию талантов.

Вот сейчас вы должны показать остроту ума, свои знания в решении задачи.

Задачи.

скоростьV
Время t
Расстояние S
Белая лошадь
? км/ч
3 ч
210 км
Чёрная лошадь
30 км/ч
4 ч
? км
Рыжая лошадь
40 км/ч
? ч
160 км

 

– Что известно в задаче?

– Что надо найти?

– Как найдём?

V=S: t

210:3=70(км/ч)- V

S=V* t

30*4=120 (км)- S

t=S: V

160:40=4 (ч)- t

Ответ: 70км/ч

Ответ: 120км

Ответ: 4ч

 

VII. Повторение.

Ребята  следующее наше задание будет связано с лошадью?   Лошадь является домашним животным. С какой целью человек приручил лошадь? (использовали как перевозчика грузов, пахали землю на лошадях, мясо использовали в пищу) А ещё очень ценится кобылье молоко – кумыс. Кумыс – казахский национальный напиток, употребляемый народом в течение нескольких веков. Кумыс является оздоровительным напитком, который вызывает аппетит, излечивает многие заболевания. Он не только питательный и очень полезный, но и олицетворение богатства и щедрости народа.

Так же мифические тулпары изображены на гербе нашей республики.

А ещё с лошадью связана игра «байга» – это соревнование на лошадях. (видеоматериал)

Давайте теперь посоревнуемся между собой. Стр. 129 №9

– Какие это уравнения простые или составные?

– Что надо сделать, чтобы решить такое уравнение?

1 ряд                       2 ряд

Х:3=11-8                У*4=18+2

Х:3=3                      У*4=20

Х=3*3                      У=20:4

Х=9                           У=5

– Как найти неизвестное делимое?

-Как найти неизвестный множитель?

-Что общего в этих уравнениях? (составные)

– Как решать составные уравнения?

-Чем отличаются?(1- находим делимое, во 2- 1 множитель)

Наш урок был похож на праздник, много интересного и нового мы узнали о культуре казахского народа. А любой праздник сопровождается обычаем шашу. Шашу – это осыпание. Осыпают гостей и участников праздника сладостями, монетами. И взрослые, и дети верят, что данные конфеты и монеты принесут им удачу.

Давайте закончим наш урок этим обрядом, пусть каждый из вас возьмёт конфетку и верит, что она принесёт нам удачу.

ИТОГ:

Я думаю, что ещё больше вы обрадуетесь, получив хорошие оценки. Но сначала скажите над, чем мы работали на уроке

– С какими традициями, обычаями  и играми мы познакомились?

Заполните таблицу следующим образом:

Легко решаю

Затрудняюсь

Не могу решать

Числовые выражения

2724+3848
Примеры на деление

12681:3
Задачи на скорость, время, расстояние

V=S: t

Составные уравнения

Х:3=11-8

Оценки.   Д/з. с. 129 № 10 (решение примеров на деление)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *