Коучинг — занятие: «Что известно о потребностях одаренных детей»

Селиверстова Лариса Тафкильевна

учитель начальных классов первой категории

ГУ «Веселовская средняя школа имени Б.Уразалина – Героя Социалистического Труда»  отдела образования Сандыктауского района Акмолинской области

План коучинг-занятия

Приложение 1 скачать

Раздел 1.Обоснование фокуса.

Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей  эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы. (Руководство для учителя стр.195)

Я, работаю учителем  начальных классов в Веселовской средней школе имени Байдалы Уразалина  Сандыктауского района Акмолинской области. Во время прохождении практики в школе одним из моих заданий, которое мне предстояло выполнить -это провести коучинг — занятие в контексте идей семи модулей Программы второго уровня в школе, в которой работают учителя, заинтересованные во внесение изменений в свою практическую деятельность и открытию ко всему новому. Провела беседу, где познакомила с идеями семи модулей Программы, провела анкетирование, 66% учителей первым хотят рассмотреть модуль «Обучение одаренных и талантливых детей.» Провела коучинг — занятие «Что известно о потребностях одаренных детей». Ставила перед собой цель: «Как выявлять потребности одаренных детей и планировать работу с ними». Я выбрала эту тему потому, что это тема актуальна в данное время, одаренные дети есть в каждом классе, но учителя не владеют полной информацией, как можно выявить одаренного ребенка? На  основе этого я решила провести коучинг- занятие.

На моем коучинг- занятии присутствовало 8 учителей: 3 учителя начальных классов, остальные учителя — предметники, которые работают в среднем и старшем звене. Учителя знают, что одаренные дети требуют определенного внимания от родителей и учителей. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание взрослых. Это вызывает трение с другими детьми. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. У одаренных детей прекрасное умственное и интеллектуальное развитие, любознательность, им свойственны такие качества как упорство, трудолюбие, усердие, целеустремленность, твердость характера. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте проявляет свою одаренность в поступках, действиях, словах. Общаться с одаренными детьми не просто. Большинство одаренных детей интроверты, а повышенная чувствительность делает их ранимыми, что порой требует защиты и поддержки. Учителя нашей школы совместно с психологом выявляют одаренность ребенка в той или иной сфере. Учитель, работая с одаренными детьми по своему предмету, составляет план работы. Я знаю,  что одаренные дети нуждаются в определенных потребностях. Приведу пример: у меня в классе  училась девочка.  Когда  она пришла в первый класс, она читала100 слов в минуту, писала такие интересные сочинения, но с одноклассниками не могла найти общий язык, постоянно были у них конфликты, приходилось их улаживать с психологом. Ребенок  испытывал потребности в социальной сфере, но ребенок не виноват, что он такой и, поэтому с такими детьми нужно быть очень осторожными учителям, одноклассникам, родителям, для того чтобы он не замкнулся, необходимо поддерживать такого ребенка  и развивать  его  одаренность.

Раздел 2. Описание коучинг — занятия и оценивание преподавания.

Перед проведением коучинг- занятия ставила  следующие задачи, на  которые необходимо было ответить в результате работы с учителями: Как работать с одаренными детьми? В каких потребностях нуждаются одаренные дети? Коучинг начала с  доброжелательным настроем, приветствуя участников коучинга, провела тренинг «Рука к руке». Предлагала посмотреть мультфильм «Нестандартные дети». После просмотра  мультфильма сформулировала тему. Провела прием критического мышления  «Сбор мнений», предлагала ответить на вопрос:  «Можно ли героя отнести к одаренным?» Учителя отвечают можно, так как этот ребенок отличался от других детей своим поведением, своим мышлением, он не хотел выполнять то, что делают другие дети, ему это казалось   скучным, поэтому его отправили на другую планету, которая называется Земля. Вывод такой:

на нашей планете много таких нестандартных детей, которых мы можем отнести к одаренным детям. После выполнения этого задания произошло деление на группы  по цвету смайликов,  образовались группы по три человека в каждой. В дальнейшей работе по теме применяю прием «Незаконченные предложения»,  где учителя должны закончить предложение:  «Одаренные дети — это……». Учителя отмечают, что это дети у которых хорошая память, работают индивидуально, любознательные целеустремленные,    рано усваивают знания. Участники коучинга сравнивают свои определения с понятиями, которые раскрываются в видео  «Одаренные дети», предоставляю дополнительный  материал из интернета «Одаренный  ребенок – признаки одаренности».   Каждая группа после просмотра видео выполняет задание  «Ранжирование уровней развития способностей», выполняют в такой последовательности: задатки, склонности, способности, одаренность и талант ставят на одном месте, доказывая, что это одно и то же, самая высшая ступень — это гениальность, каждая группа презентует свою работу, сверяя со слайдом.

С учителями провожу разминочное упражнение. После проведения разминки задаю наводящий вопрос: Как можно организовать работу с одаренными детьми? Учителя отвечают, что необходимо составить план работы с одаренными детьми, для этого нужно выявить одаренность, определить тему, над которой работает ребенок, составление плана, изучение теоретической части, исследовательская работа, вывод о работе. Провожу прием «Две звезды», где одно пожелание, одна рекомендация, рекомендации — придерживаться плана при работе с одаренными детьми, пожелания -начать работу с одаренными детьми. Задавая вопрос: Какие потребности испытывают одаренные дети? Учителя составляют постер, где указывают следующие потребности: любопытство, память, словарный запас, наблюдательность, внимательность, абстрактное мышление, погружение в философские проблемы, стремление к совершенству, после защиты постера,   возвращаемся к проблеме: Что было трудно? Что легко работая над данной темой? Учителя  пишут на стикерах и прикрепляют на дерево познания. Учителям легко было ответить на вопрос: Кто такие одаренные дети? При составлении плана работы не было трудностей, так как они работают с одаренными детьми. Были трудности в составлении постера о потребностях, которые испытывают одаренные дети. В задании на ранжирование уровней развития способностей, ставя одаренность и талант на одну ступень. Но я объяснила своим коллегам, что они не могут находиться на одной ступени, так как одаренность связывают с высоким уровнем интеллекта или способностей, а талант с высоким уровнем достижений в таких областях как музыка, искусства, различные ремесла.

Раздел 3.Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня.

В результате коучинг — занятия учителя изучили признаки одаренности ребенка, особенности, отличающие одаренных детей от ровесников, знают особые потребности одаренных детей, одна из основных проблем одаренного ребенка в возрасте до 10 лет заключается в том, что он не понимает, что значит быть одаренным, он понимает, что не похож на других,  но не уверен почему и не знает хорошо это или плохо. Учителя знают, что редко бывает, чтобы одаренные дети были талантливы во всем. Ученики могут  быть одарены в одной области и испытывать трудности  в другой. Как можно помочь одаренным детям определить свое место в мире? Одаренным  детям нужно понять для чего они здесь, случается, что одноклассники считают их   «ходячими энциклопедиями», одаренные дети все воспринимают болезненно, могут замкнуться  в себе, у одаренных детей часто возникают трудности при общении с другими детьми. Одаренные дети не всегда доставляют радость родителям. Иногда они вызывают  и удивление, и недоумение, а иногда донимают со своим бесконечным « почему?» Я считаю, что родители должны помочь своим детям развивать свою собственную мудрость и правильность суждений. Чтобы они в полной мере раскрыли свои возможности и стали полезными членами нашего общества. Учителя понимают, что только в тесном сотрудничестве учителя и родителя можно помочь одаренному ребенку развивать свои способности.

Я считаю, что проведенное коучинг- занятие прошло успешно. Учителя плодотворно работали, они показали свои способности, доставляли радость в сотрудничестве. Если бы была возможность провести коучинг —  занятие заново, то мне нужно было подбирать  материал более разнообразный, доступный, понятный для учителей. Я должна быть увереннее в себе в роли коуча.

Используемая литература:

Руководство для  учителя второй основной уровень изданье третье (2014)

Настольная книга учителя-коуча  Алматы  (2014)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.