Открытый урок по произведению «Поэзия Великой Отечественной войны»


 Алданова Райса Идаятовна
учитель русского языка и литературы Общая средняя школа имени Абая Курмангазинского района Атырауской области

Цели:  1)определить значение поэтического жанра в годы ВОВ

Познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ.

2)Развивать навыки выразительного чтения текстов.

3)Формировать гражданско-патриотические качества личности.

Оборудование : презентация, распечатанные тексты стихотворений,стикеры.

 

Ход урока

 

I.   Рефлексия урока.(деление на группы)

Психологический настрой.

Показ ролика « Мы помним…»

– О каком историческом событии  мы будем сегодня говорить на уроке?

–      Да, о Великой Отечественной войне…

– Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите и выделите одно слово характеризующее войну.

–      (Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)

II.Актуализация:

В этом году мы с вами будем праздновать одно из важнейших событий. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. И неслучайно для нашего открытого урока я выбрала наиболее важную составляющую литературы этого периода. Откройте тетради и запишите тему занятия.

– Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

 

2.Постановка целей и задач:

Сегодня наша главная цель – определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов.

III.Введение новых знаний:

Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов. Просмотрим о его деятельности в годы ВОВ.

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений – в 1936 в журналах “Молодая гвардия” и “Октябрь” были напечатаны первые стихи Симонова.

В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму “Павел Черный”.

Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.

Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

 

2 Просмотр ролика (Песня о Родине)(распечатанные тексты)

Чтение   стихотворения «Родина».

3 Вопросо –ответная беседа по содержанию .

 

-Какова основная мысль текста?

-Какими словами характеризует свою страну поэт?

-Что такое родина в понимании Симонова?

-Чем можно в жизни жертвовать, а чем нельзя?

Какие эмоциональные состояния ты испытываешь, думая о судьбе своей Родины?

(  Тревогу, надежду, гордость)

 

4Стихотворение Р Гамзатова «Журавли»

Прослушивание песни.

1. Скажите, как поэт рассказывает нам о войне?

3. Как поэт относится к памяти погибших воинов?

4. Какие средства поэт использует для передачи своего настроения и отношения?

5. Почему поэт сравнил  солдатов с журавлями?

6. Чему учит нас это стихотворение?

 

 

IV.Первичное закрепление:

Ученики готовят друг другу вопросы

– Подумайте и ответьте на такие вопросы:

1.В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ? (Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.) Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

2.А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?( Герои поэзии военного времени – это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

3. Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?(тема Родины, подвиг народа, вера в победу и  стойкий дух народа, деревенские посёлки, любовь и верость. Мечта о победе, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, мечта о обеде, раздумья о судьбе народа.)

4.Почему Великая Отечественная  война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

( Тема войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.)

V. Подведение итогов:

Рефлексия:

1.       Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ. .

Оценивание спикерами работ своих групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *