Внеклассное мероприятие «Угадай профессию»


Юрманова Светлана Ивановна

психолог КГУ «Власовская средняя школа» Северо-Казахстанская область, Аккайынский район, село Власовка

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.
Задачи:

1. Активизировать личное участие в формирование своего будущего;

2. Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
3.Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

 

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска для показа презентации, иллюстрации различных профессий, выставка книг по теме.
Ход мероприятия

Ведущий: (Слайд 1) Нашу встречу мне хочется начать стихотворением «Профессии».

Есть на свете много профессий,                                                                                                                             И важны они всем нам очень:                                                                                                                              Врач, учитель, сантехник, профессор,                                                                                                                      Инженер, акробат и рабочий.                                                                                                                                    Все профессии очень разные –                                                                                                                                       Трудно сделать выбор порою.                                                                                                                              Интересные  и опасные,                                                                                                                                        Могут стать для кого-то судьбою.

Выбор  профессии  у вас  впереди. Вы, конечно уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, необходимо, прежде всего,  хорошо знать, какие работы, профессии вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.

Что такое профессия?  (Слайд 2)

Первым источником, конечно, станет книга. Мне хочется предоставить слово библиотекарю школы. Жанна Николаевна расскажет, какие можно выбрать книги  в нашей библиотеке о  профессиях (выступление библиотекаря школы).

Ребята, конечно, сначала нужно учиться. Скажите,  где вы  можете  получить  профессию? (в училище, колледже, университете).

Приходи сюда учиться, ученик и ученица.                                                                       Много здесь профессий разных, выбрать, что не знаешь сразу,                                             В  жизни каждая сгодится, стоит сразу научиться.                                                                   Если хочешь строить мост, наблюдать движение звезд,                                            Управлять машиной в поле, иль вести  машину ввысь –                                        Хорошо работай в школе, добросовестно учись.

Труд должен приносить человеку радость. Кем бы ни стал человек — строителем или учителем, программистом или художником, артистом или писателем, работа должна доставлять ему радость.

Ребята, Вам нужно определить свою профессиональную направленность, сферу вашей будущей профессиональной  деятельности.                                                                                              Ведущий:  (Слайд 3 ) Все профессии, как известно, принято подразделять  на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта. «Человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Для того, чтобы облегчить вам эту задачу, предлагаю начать  с небольшого опросника, который  вам, поможет  в дальнейшем. Это – методика, которая  предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова.

Сейчас я вам раздам бланки, вы должны  в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Вам рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+» (Человек- природа, человек- техника, человек- человек, человек- знаковая система, человек- художественный образ.

А теперь, давайте познакомимся с различными профессиями.                                            «Разминка»
Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.
В данном тексте профессии,  уже распределены по группам.  Ведущий  называет профессию из этого списка вразнобой,  а вы должны ответить, к какому типу относится названная профессия. (Слайд 4-8)

1. «Человек – природа»: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, зверовод, садовод.

2. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель,  машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.

3. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор,  врач, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

4. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник – математик,  аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт,  радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

5. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
«Профсловарь» (Слайды 9-10)
Ведущий: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые  вам сейчас будут  зачитаны:
– Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
– Ткань, раскрой,  костюм, ножницы, ателье. (Портной)
– Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
– Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
– Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
– Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
– Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
– Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)
– Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
– Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель)
– Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Следующее задание.  Загадки и  пословицы.   (Слайды 11-12)
Ведущий: О какой профессии говорится в  этих  загадках и пословицах?
Вкусно пахнет профессия эта:
Мясным бульоном, жарким, котлетами.
И пусть на кухне стоит жара,
Гордятся трудом своим все (повара).

Мы одеваем детей и взрослых.
Шить одежду совсем не просто.
Профессиям ( швейным) хвала и почет,
За то, что модно одет народ (швея).
Мы привыкли, что у нас
Свет в домах, вода и газ.
Комфорт нам обеспечили
Рабочие профессии. (Слесарь).

Мы стройку как науку изучаем.
Виднее дали с каждым этажом.
Мы улицы счастливыми лучами,
От первого фундамента ведем. (Строители).

Военнослужащий.
Береги землю родную, как мать любимую.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кузнец
Тяжело молоту, тяжело и наковальне.                                                                                                Куй железо, пока горячо.
Не огонь железо калит, а мех.
Кашу маслом не испортишь.

Шофер
Обратная дорога всегда короче.
Умный товарищ – половина дороги.

Хлебороб.
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
Зерно в косу – торопись жать полосу.
Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
Физкультминутка: «Если нравится тебе, то делай так»  (Приложение 1)

«Кто что делает?»   (Слайд 13)
Ведущий: Следующее задание. Ребята, а сейчас  вы будете   отгадывать профессии по описанию.

1.К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук  для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они  вынуждены,  находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)                                          2. Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
3. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение  применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
4. В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию.
Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтер)
5. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением.
Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
6. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока  представляет из себя  такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
7. В настоящее время  эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену.  Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

«Домашнее задание»   (Приложение 2, слайд 14)
За последние  годы появилось не мало новых профессий, которые известны многим, но не многие знают их значение. В процессе подготовки  к  мероприятию вам было дано задание  найти информацию о редких профессиях, таким как; блогер, спичрайтер, коучер, шопер)                                                                                                                                            Пожалуйста, представьте эти сведения (учащиеся дают  пояснения к таким профессиям как блогер, спичрайтер, коучер, шопер.

Работа в парах.

Сейчас я каждой паре раздам карточки с заданием. Прочитайте названия профессий и определения, соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение:     (Слайд 15)

Кинолог
Специалист по исследованию космического пространства.
Ювелир
Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.
Эколог
Человек, который лечит животных.
Космонавт
Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.
Ветеринар
Человек, который занимается изучением и разведением собак.
Игра « Самая – самая»                                                                                                                  Я  предлагаю вам некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать профессию, которая, по-вашему, в наибольшей степени соответствует данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Банкир.

– Самая зеленая профессия (садовник, лесник)                                                                                   – Самая сладкая профессия (кондитер, пчеловод, дегустатор, повар)                                                      – Самая детская профессия ( воспитатель, помощник воспитателя, учитель)                                    – Самая смешная профессия ( клоун, юморист)                                                                                     – Самая умная профессия ( ученый, профессор)                                                                                    – Самая общительная (учитель, журналист)                                                                                                  – Самая красивая профессия (фотомодель, модель, манекенщица)                                                     – Самая творческая профессия ( музыкант, художник)

На земле профессий много. (Слайд 16)
Но к мечте дорога,
Как судьба у каждого своя.

Рефлексия. Дорогие ребята, вы уже задумывались о выборе профессии, многие решили какую профессию в будущем желали бы получить. Пожалуйста, встаньте со своих мест и подойдите к  столу, где находится эмблема той группы профессий, одна из которых вам нравится, выберите её. Спасибо за работу.  Я надеюсь, что  вы выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела. Всем желаю не ошибиться в выборе своей будущей профессии. Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача.

Закончить наше мероприятие мне хочется словами: (Слайд 17)
«Прекрасных профессий на свете не счесть,                                                                            И каждой профессии – слава и честь!                                                                                                           И  каждому делу, и каждой работе.                                                                                            На каждой бахче, и на каждом заводе,                                                                                           И в поле, и в море, и в небе – по праву.                                                                              Высокая честь и народная слава!» (Слайд 18)

Приложение

1. Физкультминутка

Хочешь стать ты гитаристом, делай так,                                                                                       Хочешь стать ты пианистом,  делай так,                                                                                                     Если нравится  тебе, то и другим ты покажи,

Если  нравится тебе, то делай так.

 

Если хочешь стать спортсменом, делай так,

Если хочешь стать артистом, делай так,

Если нравится  тебе, то и другим ты покажи,

Если  нравится тебе, то делай так.

Хочешь стать ты маляром, то делай так,                                                                                      Хочешь поваром  ты  быть, то  делай так,                                                                                                      Если нравится  тебе, то и других ты научи,

Если  нравится тебе, то делай так.

2. Домашнее задание За последние годы появилось не мало новых профессий, которые известны многим, но не многие знают их значение. Послушайте информацию о редких профессиях, таким как; блогер, спичрайтер, коучер, шопер)

Блогер профессия 21 столетия, которая связана непосредственно с Интернетом, а точнее, с блогами, которые выкладывает в Интернете блогер. Связана с написанием быстрых текстов на новостном сайте или в разделе сайта для блогов.

Профессия спичрайтера не менее сложная и ответственная, чем другие профессии сферы «Журналисты, редактора, полиграфисты». Ведь Спичрайтер должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. Этот специалист учитывает цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и составляет такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие. Где работает Спичрайтер РR- агенства, политические партии.

Коучер. Список профессиональных обязанностей этого специалиста выглядит более чем солидно. И, действительно, коучеры — это элита. Коучер, как правило, является специалистом, работающим по заказу. Коучер должен провести беседы с руководящим составом, рядовыми работниками, возможно, организовать мониторинг и на основании собранной информации, разработать стратегию решения проблемы: кого-то уволить, кого-то поощрить, провести специальные тренинги, а в случае крайней необходимости — даже полностью заменить персонал.

Шопер – это консультант по шопингу, работающий с индивидуальными клиентами. Если говорить очень обобщенно – это человек, дающий советы относительно покупок (что и где?) и стиля в общем и при необходимости сопровождающий по магазинам. Чаще всего, конечно, шоперами становятся люди, имеющие опыт работы в моде. Но это не обязательное условие. Стать шопером может, по большому счету, человек, профессионально происходящий из любой области, главное – раскрыть в себе этот талант!» – считает персональный шопер.

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *