«Психолого – педагогическое сопровождение предшкольной подготовки»
Берац Елена Ивановна
воспитатель ГККП Детский сад № 4 «Буратино»
Современный этап социально-экономической модернизации и Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира определили необходимость внедрения новых подходов в сферу образования. Одним из таких подходов является переход на 12-летнее обучение. Концепция перехода к 12-летней средней общеобразовательной школе потребовала пересмотра государственных стандартов всех уровней образования.
Новый Стандарт дошкольного воспитания и обучения диктует необходимость компетентного подхода, ориентированного на современные потребности общества.
Осознавая, что дошкольное детство — это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит целью создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного психолого – педагогического сопровождения его индивидуально – личностного развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению базовых компетентностей.
Новый Стандарт предъявляет к детским садам высокие требования. В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития ребенка.
Термин «сопровождение» стал все чаще употребляться педагогами в образовательных учреждениях.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
И в то же время «сопровождение» – это движение вместе с ребенком, рядом с ним, иногда чуть впереди ребенка, чтобы помочь ему в развитии, в познании социальной действительности, окружающего мира, самих себя и других людей.
Психолого – педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития ребенка – это комплексная технология поддержки и помощи ребенку. Оно представляет собой особый вид взаимодействия взрослого и ребенка, предполагающего изменения ценностно-смысловых ориентаций и установок взрослых. Кроме того, технология создает оптимальные условия для обучения и обеспечивает индивидульно – личностное развитие ребенка. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.
Главная задача сопровождения — использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, т.е. организовать комплексный подход к воспитанию, обучению и развитию каждого ребенка независимо от уровня способностей и жизненного опыта.
Смысл комплексного подхода в том, что действия педагогов направляются на формирование личности ребенка в целом и на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на него.
Сущность такого подхода: работа должна быть организована так, чтобы каждый член коллектива для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействия на формируемые у ребенка функции, навыки и процессы.
Основные принципы сопровождения основываются на приоритете интересов сопровождаемого, непрерывности, мультидисциплинарности и др.
В модели определяют участие каждого специалиста на разных этапах комплексного сопровождения: в период адаптации, в период проведения диагностики, в период разработки рекомендаций и определения индивидуального образовательного пространства (его изменения), в период реализации коррекционно – развивающей помощи.
В основу функционирования модели положен принцип диагностики, направленный на выявление психолого – педагогических способностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия.
На основе вышеизложенного мы можем составить Алгоритм работы по организации комплексного сопровождения индивидуально-личностного развития ребенка в дошкольном учреждении:
· Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
· Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
· Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации, совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
· Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
· Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
Предлагаемая нами модель сопровождения продиктована требованиями нового Стандарта по дошкольному воспитанию и обучению.
Имея предназначение к обучению и воспитанию детей, педагог способен интуитивно чувствовать таланты ребенка, формировать к нему индивидуальный подход без ущерба для процесса обучения.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно – образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Детский сад наш – островок
Творчества и детства,
Где царит искусства дух
И талант от сердца.
Видеть красоту вокруг
Создавать её, творить
Призван педагог-учитель
В детях лучшее развить.
В этих сказочных шедеврах
Есть талант от сердца
Детский сад наш – островок
Творчества и детства.