Обновление содержания образования в Казахстане


Родионов Иван Александрович
 учитель художественного труда и технологии ГУ «Средняя школа №17 отдела образования акимата г.Костаная»

Современная школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают вопросы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Я работаю учителем художественного труда, и считаю, что мы учителя данного предмета, должны формировать у учеников знания художественного-культурного наследия народов Казахстана и мира, развивать технологические навыки, навыки передачи творческих идей выразительными средствами искусства и дизайна; развивать творческое и критического мышление в процессе исследования, создания, анализа, художественной трансформации объектов, делать детей увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой.

Исходя из идей обновленной программы, я поставил для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно на художественном труде и технологии мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми!

Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а также готовность учиться на протяжении всей жизни. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить – учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Когда я узнал, что в нашей школе на протяжении учебного года будут проводиться курсы по обновлению образования, передо мной возникли вопросы «Что это такое?», «Как этому обучают?». Но, как говорится – глаза боятся, а руки делают.

Обучаясь на этих курсах, я приобрел огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы.

Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.

Чтобы этого достичь мне предстояло перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

-самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

-научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

-развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Передо мной встал главный вопрос «Как этому научить своих детей?» Изучив все 7 модулей программы, я уже наметил планы на будущее, как же я буду работать:

-создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

-подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

-проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

-больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

-составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

-более серьёзно  подойти к развитию у учащихся критического мышления;

– способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Ещё на первом этапе «Лицом к лицу» я понял, чтобы прежде чем развивать критическое мышление у учащихся, надо сначала развивать своё критическое мышление. Работа в этот период показала, что надо учиться мыслить нестандартно, креативно. Для меня было сначала трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу чтобы мои ученики в последствие стали успешными, я должн внедрять новые методы, приемы. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой в следующий раз сделать это лучше или по-другому.

Изучив технику постановки вопросов, я стал задумываться над тем, какую смысловую нагрузку они несут, с какой целью используются на уроке. Проанализировав свою работу, я пришел к выводу, что до этого мои вопросы, которые я задавал ученикам, были простыми. При планировании уроков сейчас, я стал более внимательно относиться к задаваемым мною вопросам, при формулировке вопроса опирался на таксономию Блума, я старался, чтобы мои вопросы способствовали когнитивному развитию учащихся.

Для развития критического мышления учеников, подбирал задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то задание, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя.

Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний. До курсов я слышал, как учителя прошедшие курсовую подготовку говорили о формативном и суммативном оценивании, но что подразумевается под этими понятиями, я не знал и различий между ними не видел. Изучив модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я понял различие между ними и то, что они преследуют разные цели. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание.

Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдал за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам.

Использование различных видов оценивания позволило мне определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

Раньше я очень редко проводил рефлексию на уроке, из-за нехватки времени. Сейчас считаю это просто необходимым условием для организации эффективного обучения.

Проводя уроки с применением семи модулей, я видел радость в глазах детей, их оживление и неподдельный интерес. Все учащиеся были активны, даже слабые ученики хотели быть услышаны, стремились выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение о самоэффективности многих учащихся.

Я буду и дальше совершенствовать свою практику, чётко ставить цели, проводить рефлексивный анализ и оценку результатов.

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *